Индивидуальная гонка преследования
Индивидуальные гонки преследования на 3 км для женщин и 4 км для мужчин входят в программу первенств мира, национальных чемпионатов. Начиная с 1964 г. индивидуальная гонка для мужчин включена в олимпийские игры.
По результатам предварительных заездов определяют восьмерку сильнейших, которые соревнуются между собой в четвертьфинальном заезде. При этом первый встречается с восьмым, второй с седьмым и т. д. На другой день победители соревнуются в полуфинале. Победившие разыгрывают 1 – 2-е места, проигравшие – 3 – 4-е места. По своим задачам, характеру деятельности и нагрузкам индивидуальные гонки можно условно разделить на два этапа.
На первом этапе в предварительном заезде гонщик должен мобилизовать все свои физические силы и наиболее рационально пройти дистанцию, показав намеченный результат. В последующих заездах необходимо строить график с таким расчетом, чтобы обеспечить себе приход на финиш впереди своего противника (второй этап).
Большая скорость, неоднократное прохождение дистанции с различными соперниками и в разных условиях требуют от гонщиков высокой физической, технической и, особенно, тактической подготовки.
Эти виды гонок по физиологической характеристике расположены в зоне работы субмаксимальной интенсивности. Время, затрачиваемое на преодоление дистанции сильнейшими гонщиками мира, колеблется в пределах 4 мин. – 4 мин. 8 сек. у женщин и 4 мин. 50 сек. – 5 мин. у мужчин. Средняя скорость на дистанции сильнейших гонщиков мира составляет более 12 м/сек у женщин и около 13,6 м/сек у мужчин. На отдельных отрезках скорости возрастают соответственно до 14,0 и 15,5 м/сек. Величина потребления кислорода при прохождении дистанции 4 км у мужчин возрастает почти до максимальных показателей спортсмена (4,5 – 5,6 л в 1 мин.). Легочная вентиляция к 3-й мин. достигает предела и порой доходит до 180 – 190 л в 1 мин. Частота сердечных сокращений к концу стартового разгона при ускорениях и рывках на дистанции и во время финиширования бывает близка к максимальной. При наборе скорости величина кислородного долга приближается к 80 – 85% на отметке 400 – 600 м. Затем она снижается за счет некоторого расслабления после достижения оптимальной скорости разгона и снова возрастает к концу дистанции. Состояние «мертвой точки» наблюдается на отрезках дистанции 2200 – 2500 м у женщин и 2800 – 3200 м у мужчин.
Какими же физическими качествами должен обладать спортсмен, претендующий на успех в этом виде велосипедного спорта? Табл. 19 дает представление о физических данных и спортивных показателях сильнейших гонщиков мира и Советского Союза.
Анализ графиков лучших результатов (4,51 сек. – Ван Лоо 1963 г. и 4.06,8 Рейндерс 1963 г.) среди мужчин и женщин характеризует изменение скорости на дистанциях (табл. 20).
Таблица 20
Дистанция, км | Средняя скорость, м/сек | Завышение к средней скорости, м/сек | Снижение к средней скорости, м/сек | Амплитуда между завышением и снижением | Объём завышения скорости | Объём снижения скорости | Максимальная скорость нагрузка | Начало падения скорости |
12,192 | 0,797 | 0,356 | 1,143 | 68 % 2040 м | 32 % 960 м | |||
13,571 | 0,779 | 0,344 | 1,123 | 70 % 2800 м | 30 % 1200 м |
Из практики видно, что наиболее распространенными являются три варианта регулирования усилий при преодолении гонщиком дистанции 4 км (рис. 10).
В первом варианте (рис. 10, а) спортсмен проходит большую часть дистанции с равномерной скоростью. Во втором варианте скорость на второй части дистанции постепенно возрастает. При третьем варианте гонщик стремится на первой половине дистанции создать определенный запас времени, а на второй – поддержать скорость, которая несколько снижается.
В качестве примера первого варианта может служить график высшего достижения мира на 4 км – 4.52,0: 32,6 – 28,1 – 28,9 – 28,7 – 28,8 – 28,7 – 28,9 – 29,0 – 29,5 – 28,8 сек. (установлен на Миланском треке 400 м с деревянным покрытием). На Тульском треке (333,33м) примером служит график С. Москвина – 5.02,0: 27,0 – 24,0 – 24,0 – 26,0 – 25,0 – 25,0 – 25,0 – 25,0 – 26,0 – 25,0 – 25,0 – 25,0 сек.
Победитель матча олимпийских команд В. Рыбин на Ереванском цементном треке (250 м) также применил первый вариант: 22,0 – 18,0 – 18,0 – 18,5 – 18,0 – 18,0 – 18,0 – 18,5 – 18,0 – 18,5 – 18,0 – 18,5 – 19,5 – 18,5 – 18,5 – 18,4 сек.
Анализ этих графиков показывает, что спортсмены после сильного разгона (скорость до 14,5 м/сек), длящегося 500 – 700 м, в течение последующих 400 – 700 м несколько расслабляются и переключаются на другую зону интенсивности работы, что ведет к некоторому снижению скорости (до 13,2 м/сек Ван Лоо).
Гонщики стараются здесь несколько компенсировать кислородную задолженность и подготовиться к продолжительной работе в зоне субмаксимальной интенсивности. Такое кратковременное расслабление не только обеспечивает дальнейшую высокую продуктивность работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем и обмена веществ в мышцах, но и в значительной степени способствует восстановлению нервной системы после напряженной работы во время старта и на первых метрах дистанции.
Более детальные исследования свидетельствуют о том, что абсолютно равномерных графиков прохождения дистанции не существует. Гонщики,
используя инерцию, периодически прибегают к, кратковременным выключениям на 1 – 2 оборота шатунов. Чаще всего это происходит при входе в вираж и на середине поворота. Затем гонщики увеличивают усилия для восстановления скорости до оптимальной. Интересно проследить за графиком прохождения дистанции одним из сильнейших гонщиков СССР В. Рыбиным (отрезки по 425 м): 13,0 – 22,0 – 31,0 – 40,0 – 49,0 – 58,0 – 1.07,0 – 1.16,5 – 1.25,5 – 1.34,5 – 1.43,5 – 1.52,5 – 2.01,5 – 2.10,5 – 2.19,5 – 2.29,0 – 2.38,5 – 2.47,0 – 2.56,0 – 3.05,5 – 3.14,5 – 3.24,5 – 3.35,0 – 3.42,5 – 3,52,5 – 4.02,0 – 4.11,5 – 4.20,5 – 4.30,0 – 4.39,0 – 4.48,0 – 4.57,4.
На рис. 11 приведен график по кругам – 250 м. Первый вариант графика выбирают гонщики, обладающие способностью очень тонко дифференцировать свои усилия, имеющие опыт и соответствующую подготовку. Большинство спортсменов используют этот вариант в предварительных заездах.
Второй вариант представляет собой график с изменением скорости на определенных заключительных кругах дистанции, причем вторую половину дистанции велосипедисты проходят быстрее первой (см. рис. 10, б).
Примерами могут служить графики сильнейших гонщиков мира на крупнейших соревнованиях. Так, бельгиец Ван Лоо на чемпионате мира в 1962 г. в полуфинале прошел дистанцию следующим образом (трек 400 м): 33,2 – 28,8 – 29,0 – 28,9 – 27,9 – 28,2 – 29,3 – 29,0 – 28,1 – 28,6 сек. (4.51,0) (рис. 12).
Стартовый отрезок 200 м Ван Лоо преодолел примерно в те же секунды (18,8 сек.), что и гонщики, применившие первый вариант. Гонщики, обладающие быстротой, разгоняются со старта не в полную силу, а спортсмены с замедленной реакцией – почти на пределе. Следующие 200 м Ван Лоо проходит за 14,4 сек. Некоторый кислородный долг, образовавшийся в результате стартовых усилий, на последующих 400 м почти компенсируется, и велосипедист продолжает дистанцию с небольшой разницей между кислородным запросом и его потреблением. Скорость постепенно возрастает и через 1600 м достигает уже 14,180 м/сек. Далее следует расслабление – скорость снижается до 13,651 м/сек. Затем Ван Лоо предпринимает 800-метровые, предельные по всей дистанции, ускорения – 14,232 м/сек. Заключительные 400 м он преодолевает со скоростью, превышающей взятую в начале гонки.
Этот вариант в данное время наиболее распространен при проведении заездов на победу (1/4 и 1/2 финала). Им пользуются выносливые, сильные гонщики, обладающие хорошим финишем. Место решающей атаки гонщик выбирает в зависимости от своих возможностей, способностей противника, метеорологических условий и т. п.
Третий вариант (рис. 10, в) спортсмены используют в тех случаях, когда хотят сразу подавить противника, приобрести на первых кругах значительные дистанционные преимущества или предложить сопернику неприемлемое для него начало гонки. Как атакующий, так и другой спортсмен заведомо знает, что к концу дистанции скорость упадет. Один рассчитывает на то, что сумеет удержать необходимые для победы секунды, другой же, заставив противника резко включиться в борьбу, предполагает, что тот не сможет оказать должного сопротивления на финише.
В качестве такого примера может служить график С. Москвина на чемпионате мира 1962 г. (трек 400 м): 34,0 – 27,5 – 28,8 – 29,6 – 29,1 – 30,0 – 30,0 – 31,0 – 30,3 – 30,4 сек. (5.00,7).
На первых 800 м гонщик развил самую высокую скорость (14,545 м/сек). Затем сделал попытку расслабиться на следующем круге – скорость снизилась до 13,889 м/сек и продолжала падать до 6-го круга. Велосипедист пытается ее удержать на протяжении отрезка 800 м, но после этого наступает «мертвая точка» и скорость снова падает до 12,903 м/сек. На последних 800 м она была на уровне 13,201 и 13,158 м/сек.
На треке 333,33 м (Тула) на чемпионате СССР 1962 г. С. Терещенков в предварительном заезде, применив третий вариант графика прохождения дистанции, разделил 1 – 2-е место с С. Москвиным: 27,7 – 22,7 – 24,0 – 24,5 – 24,9 – 25,0 – 25,3 – 25,7 – 25,7 – 25,8 – 25,5 – 25,1 сек. (5.02,2).
На Кубке СССР 1966 г. в Ереване (трек 250 м) В. Старченко прошел также дистанцию по третьему варианту графика: 21,5 – 17,0 – 18,0 – 18,0 – 18,5 – 18,5 – 18,5 – 19,0 – 19,0 – 19,0 – 18,5 – 19,0 – 19,5 – 20,0 – 20,2 сек. (5.02,2).
Каждый спортсмен должен уметь преодолевать дистанцию по любому варианту графика в зависимости от задач, решаемых в гонке. Чем выше мастерство велосипедиста, тем вариативнее его графики.
На выбор того или иного варианта значительное влияние в предварительном заезде оказывают метеорологические условия, покрытие полотна трека и его конструкция. При относительно высоких (выше +28 – 30°) и низких (ниже +12°) температурах воздуха гонщики избирают второй вариант графика, дающий возможность спортсмену вработаться, создать на первой части дистанции устойчивое состояние.
Повышенная влажность (более 80%) или сухость воздуха также заставляет велосипедиста применять первый или второй вариант. Такие же варианты графиков используются и при ветреной погоде.
На треках с хорошим цементным или деревянным покрытием при прочих удовлетворительных условиях (температура, ветер) гонщики пользуются первым и третьим вариантами графиков. При таких вариантах графиков велосипедисты стремятся быстрее разогнаться и значительно повышают стартовую скорость.
Обратное наблюдается на треке с крупнозернистым цементным или асфальтовым покрытием. Тут спортсмены планируют свои графики по первому и второму вариантам. Гонщики увеличивают стартовый разгон, и скорость к концу его повышается незначительно по отношению к среднелинейной.
На длинных треках (400 – 500 м) обычно пользуются всеми вариантами графиков. На коротких треках наиболее приемлемыми считаются первый вариант графика в предварительном заезде и третий в заездах финалов.
В условиях среднегорья, где кислорода недостаточно, гонщики в подавляющем большинстве пользуются в предварительных заездах первым вариантом графика. Порядок распределения сил на дистанции, присущий гонщику, сохраняется и на треках в среднегорье.
Приводим графики чемпиона олимпийских игр И. Даллера (рис. 13, а) и серебряного призера в Токио Урси (Италия) на первенстве мира 1966 г. (Франкфурт, цементный трек) и олимпийской неделе в Мехико также в 1966 г. (цементный трек) (рис. 13, б).
Франкфурт (Урси): 32,5 – 1.00,3 – 1.28,9 – 1.57,8 – 2.26,9 – 2.56,9 – 3.26,9 – 3.57,3 – 4.27,6 – 4.57,61.
Даллер: 32,3 – 1.01,1 – 1.30,3 – 1.59,4 – 2.29,0 – 2.58,0 – 3.28,5 – 3.58,6 – 4.28,5 – 4.58,1.
Мехико (Урси): 33,0 – 1.00,5 – 1.28,0 – 1.57,0 – 2.25,0 – 2.54,5 – 3.24,0 – 3.53,5 – 4.23,5 – 4.55,6.
Даллер: 32,0 – 59,0 – 1.27,0 – 1.56,0 – 2.25,0 – 2.54,0 – 3.23,5 – 3.54,0 – 4.25,0 – 4.56,7.
Как видно из графиков, гонщики начинают дистанцию в среднегорье так же, как и в обычных условиях, но меньшая плотность воздуха способствует более быстрому увеличению скорости. В этих условиях спортсмены, как правило, в конце разгона достигают более высоких скоростей, чем на уровне моря. В дальнейшем недостаток кислорода заставляет велосипедистов снижать темп. Снижение скорости в Мехико происходило более резко.
Этими тремя вариантами распределения усилий не исчерпывается все многообразие графиков прохождения дистанций на 4 и 3 км. Другие графики – с ускорениями в середине дистанции или с ритмично-переменной скоростью – встречаются реже. Для успешного выступления в индивидуальных гонках преследования велосипедисты должны обладать хорошо развитым качеством специальной выносливости, которая взаимно связана, со скоростными возможностями велосипедиста.
Критерием скоростных качеств велосипедиста общепринято считать результат на дистанцию 200 м (старт с хода). Показателем специальной выносливости является: время средних 200 м на дистанции 3 или 4 км. Нами были проанализированы графики прохождения дистанций 3 и 4 км сильнейшими гонщиками мира и Советского Союза в целом ряде крупнейших международных и внутрисоюзных соревнований. Данные скоростных возможностей гонщиков мы получали в процессе официальных прикидок, во время ускорений на разминках перед стартами, а также на тренировках. В тех случаях, когда не было возможности определить непосредственно скоростные данные спортсмена, мы использовали метод опроса велосипедистов о их результатах на 200 м. Беседы с тренерами, спортсменов позволяли уточнять эти данные.
В экспериментах на группе гонщиков, специализирующихся в этом виде гонок, мы проверили и уточнили результаты исследования, которые сводятся к тому, что дистанцию спортсмены проходят на 21 – 24% ниже своей абсолютной скорости. В переводе на 200-метровые отрезки (200 м с хода и средние 200 м на дистанции 4 км) эта разница составляет 2,6 – 3,0 сек.
Анализы графиков и наблюдения позволили также сделать вывод, что отклонения от этих показателей (2,6 – 3,0 сек.) в сторону уменьшения свидетельствуют о хорошей специальной выносливости гонщика, увеличение – о преимущественном развитии скоростных качеств.
Результаты исследования позволили разработать методику программирования графиков прохождения дистанции, которая заключается в следующем: определяется абсолютная скорость, а также среднелинейная скорость и в зависимости от индивидуальных особенностей гонщика составляется график прохождения дистанции. Чтобы разработать график, спортсмен в конце разминки проходит 200 м (в ветреную погоду гонщик преодолевает 100 м спопутным ветром и 100 м против ветра). При разгоне не следует использовать спуск с виража, так как эта может исказить расчеты. Итак, к результату 200 м прибавляют показатель разницы между среднелинейной и абсолютной скоростью в секундах. Спортсмены, у которых относительно лучше развиты скоростные качества, чем выносливость, прибавляют 2,9 – 3,0 сек. к результату, показанному на 200 м; гонщики, обладающие большой выносливостью, но недостаточной скоростью – 2,6 – 2,7 сек., а те, у которых развиты выносливость и скоростные качества – 2,7 – 2,8 сек. Например, велосипедист, у которого преобладают скоростные качества, прошел 200 м за 11,6 сек. К 11,6 сек. прибавляют 3 сек. Время средних 200 м будет 14,6 сек. Дистанция 4 км имеет 20 отрезков по 200 м (Стартовые 200 м при расчете среднелинейной скорости в расчет не принимают, так как этот отрезок гонщики проходят разнообразно). Затем 14,6 сек. умножаем на 19 отрезков и получаем 277,4 сек. Спортсмен на стартовые 200 м затрачивает 18,6 сек. Общий результат будет 4.56,0. Выносливый велосипедист прошел 200 м за 12,0. Получим 12,0 + 2,6=14,6. 14,6x19=277,4. Стартовые 200 м он проходил за 19,2. Конечный результат 4.566.
Разносторонне подготовленный гонщик преодолевает 200 м за 11,8. 11,8+2,8=14,6. На стартовые 200 м он затратил 18,8. Его время на 4 км будет 4.56,2.
Первый спортсмен, видимо, будет проходить дистанцию по третьему варианту, второй – по второму, третий – по первому.
Применив нашу методику, каждый гонщик-преследователь в тренировочной работе и на соревнованиях может довольно точно рассчитать показатель разницы между среднелинейной и абсолютной скоростью на различных треках, в разных метеорологических условиях и с учетом степени тренированности.
Как у нас в стране, так и за рубежом, особенно в странах Западной Европы, треки весьма разнообразны. Треки, построенные в послевоенные годы, имеют стандартные размеры: 333, 400, 500 м.
Подобные размеры треков затрудняют гонщикам сравнивать графики прохождения дистанций (в секундах на круг).
В таких случаях рекомендуется брать за показатель скорость кругов, рассчитанную по специальным таблицам (см. приложение).
Помимо графиков прохождения дистанции по кругам спортсмены и тренеры пользуются для анализа графиками, составленными по километровым отрезкам. В табл. 21 приведены графики преодоления дистанции 4 км сильнейшими гонщиками мира за последние годы.
Таблица 21
Фамилия, страна | Отрезки дистанции | Результат | |||
1-й км | 2-й км | 3-й км | 4-й км | ||
Ван Лоо (Бельгия) | 1.17,1 | 1.12,7 | 1.12,5 | 1.12,0 | 4.54,3 |
Альтиг (ФРГ) | 1.11,0 | 1.16,0 | 1.15,5 | 1.11,3 | 4.53,8 |
Ривьер (Франция) | 1.15,6 | 1.13,0 | 1.14,2 | 1.13,9 | 4.56,7 |
Фаджин (Италия) | 1.15,2 | 1.14,5 | 1.15,3 | 1.14,6 | 4.59,6 |
Москвин (СССР) | 1.15,0 | 1.14,7 | 1.15,6 | 1.12,8 | 4.58,1 |
Иенсен (Дания) | 1.14,19 | 1.14,4 | 1.12,7 | 1.12,5 | 4.54,2 |
Контрарес (Аргентина) | 1.16,4 | 1.12,7 | 1.14,5 | 1.14,6 | 4.58,2 |
Терещенков (СССР) | 1.15,1 | 1.14,6 | 1.16,4 | 1.16,6 | 5.02,0 |
Беллони (Италия) | 1.17,1 | 1.12,7 | 1.12,5 | 1.12,1 | 4.54,4 |
И. Эйдукс (СССР) | 1.16,4 | 1.14,8 | 1.15,3 | 1.13,2 | 4.59,7 |
Оудкерк (Голландия) | 1.14,2 | 1.13,8 | 1.14,0 | 1.12,8 | 4.55,8 |
Рыбин (СССР) | 1.16,5 | 1.12,5 | 1.13,5 | 1.14,9 | 4.57,4 |
Большинство гонщиков, начавших дистанцию в несколько замедленном темпе, как правило, в дальнейшем имеют возможность постепенно наращивать скорость, которая на последнем километре достигает максимума. Очень интересна раскладка времени у чемпиона мира 1959 г. Альтига. Так еще не начинал и не заканчивал гонку ни один, гонщик мира. Спортсмен сумел в течение 2-го и 3-го км восстановить свои силы и закончить гонку.
Приводим средние результаты, показанные первой десяткой гонщиков (исключая Альтига): 1-й км – 1.15,4, 2-й км – 1.13,79, 3-й км – 1.14,72, 4-й км – 1.13,51. Эти показатели результатов свидетельствуют о том, что в среднем все гонщики стремятся к тому, чтобы перепад скоростей на дистанции был в пределах 1 – 2 сек. на 1 км. Большие отклонения во времени отрицательно скажутся на конечном результате. Одни после выстрела стартера на отрезке 50 – 60 м уже достигают скорости 11 – 12 м/сек, другие 9 – 10 м/сек. Среднюю дистанционную скорость велосипедисты приобретают через 70 – 100 м.
Некоторые гонщики стремятся более планомерно набирать скорость, другие делают это со значительным усилием, что приводит, к увеличению кислородного долга. В табл. 22 приводятся расшифрованные спидограммы стартовых графиков двух гонщиков. Следует обратить внимание на прохождение первых 10 м, и сравнить показанные скорости на отметках дистанции 15, 20, 30 м и т. д.
Все сказанное выше относилось к предварительным заездам, достижение успеха в которых является лишь первым шагом на пути к победе.
Успех в четвертьфинальном заезде во многом зависит от того, как восстановит свои силы гонщик после нагрузки, полученной в предварительном заезде. Для выяснения времени, необходимого для восстановления сил гонщика, нами была проведена серия экспериментов по определению содержания молочной кислоты в крови спортсмена. Показатель содержания молочной кислоты у гонщиков колеблется в незначительных пределах.
В табл. 23 приведены данные изменения содержания молочной кислоты до нагрузки и после нее. Из таблицы видно, что уже через 20 мин. содержание молочной кислоты в крови испытуемого пришло к исходной
норме; это свидетельствовало о том, что спортсмен мог повторить подобную работу. Пульс восстановился до исходного через 26 мин. (рис. 14).*
Как показывает опыт последних первенств мира и олимпийских игр, первого и восьмого гонщиков на финише, как правило, разделяют 7 – 8 сек. Между третьим и шестым велосипедистом интервал составляет 2 – 3 сек.
В большинстве случаев участники, показавшие в предварительных заездах первый, третий результаты, доходят до финала. Однако может быть и так, что сильнейший гонщик проигрывает в четвертьфинале или полуфинале и выбывает из соревнований. Так было на XVIII Олимпийских играх с чемпионом мира голландцем Груном. Имея после предварительных заездов результат на 4 сек. лучше итальянца Урси, он был побежден им в полуфинале.
Наиболее упорной и острой бывает борьба в заезде, где встречаются третий с шестым и четвертый с пятым. Этих гонщиков порой разделяют десятые доли секунды. Первому и второму победы достаются с меньшими затратами сил, чем их будущим противникам в полуфиналах.
Характеры графиков четвертьфинальных заездов подтверждают деление гонщиков на три группы (1-й и 2-й; 7-й и 8-й; 3, 4, 5, 6-й).
Гонщики первой группы, как правило, до полуфинала стремятся проходить дистанцию в обычном для себя стиле и не раскрывать своих возможностей. В полуфинале борьба обостряется и заставляет фаворитов применять различные тактические приемы, чтобы не раскрыть будущему противнику своего основного оружия. В финальных заездах победители очень экономно распределяют силы до решающего момента атаки. Например, Иенсен в предварительном заезде, 1/4, 1/2 финала имел отклонение от среднелинейной скорости от 1,222 м/сек до 1,579 м/сек, а в финальном заезде всего 0,685 м/сек. В то же время Ван Лоо соответственно 1,509 и 0,583, 0,581 и 1,319 м/сек. Аналогичное с Иенсеном положение мы наблюдаем у Быкова, Москвина и Лациса.
Претенденты на победу стараются быть в первой группе. Большое значение при этом имеет порядок старта в предварительном заезде. Если гонщик стартует перед своими основными противниками, то он должен стремиться к предельному для данных условий результату. Выступая позже
Таблица 22
Метры дистанции | Гонщики | Метры дистанции | Гонщики | ||
первый м/сек | второй м/сек | первый м/сек | второй м/сек | ||
2,2 | 1,8 | 8,4 | 8,9 | ||
3,0 | 4,0 | 9,2 | 9,3 | ||
4,4 | 4,7 | 8,8 | 8,2 | ||
4,6 | 5,1 | 8,5 | 8,4 | ||
5,4 | 4,9 | 9,0 | 9,0 | ||
5,9 | 5,0 | 9,0 | 10,0 | ||
5,8 | 6,0 | 8,4 | 9,7 | ||
5,4 | 6,4 | 8,5 | 9,2 | ||
5,4 | 6,3 | 9,5 | 9,6 | ||
5,8 | 6,5 | 9,1 | 10,5 | ||
6,4 | 7,0 | 9,8 | 10,5 | ||
6,7 | 6,8 | 8,9 | 9,7 | ||
6,7 | 6,6 | 9,8 | 9,6 | ||
6,5 | 7,3 | 9,9 | 10,0 | ||
6,8 | 7,2 | 9,5 | 10,3 | ||
6,9 | 7,9 | 9,5 | 10,0 | ||
6,8 | 7,7 | 9,9 | 9,7 | ||
7,3 | 8,2 | 10,2 | 9,7 | ||
8,3 | 8,0 | 10,6 | 10,2 | ||
8,0 | 7,4 | 10,9 | 10,4 | ||
7,8 | 7,9 | 11,4 | 10,3 | ||
8,0 | 9,0 | 11,9 | 10,3 | ||
8,1 | 9,4 | 12,2 | 10,7 | ||
7,8 | 8,8 | 12,9 | 10,9 |
своих соперников, спортсмен может выбрать для себя ту условную группу, в которой борьба в четвертьфинале будет наиболее приемлемой в стратегическом плане.
Таблица 23
№ проб | Время, мин. | Содержание молочной кислоты в крови | Пульс | Примечания |
78,3 | Исходные данные до работы | |||
123,3 | После разминки | |||
97,3 | Отдых после разминки | |||
Работа в течение 5 мин. на велостанке 120 об/мин, соответствующая 4 км | ||||
135,4 | Сразу после работы | |||
115,8 | Сразу после работы После усиленного дыхания и отдыха | |||
105,4 | Отдых полный | |||
87,6 | Отдых полный | |||
74,3 | Отдых полный | |||
57,6 | Отдых полный |
Иногда гонщику выгодно уже в четвертьфинале «выбить» своего основного противника, зная, что последний завтра может быть непобедим (а сегодня он нездоров, утомлен и т. д.).
Тактика заездов следующих разделений финала значительно сложнее и требует от спортсмена помимо знания своих возможностей подробных сведений о противнике.
В основном тактика этих заездов сводится к тому, что гонщик на определенном участке дистанции увеличивает скорость сам или его вынуждает к этому своей атакой противник. Это усиление темпа может изменяться в довольно широком диапазоне – до 1 – 2 м/сек (или от нескольких десятых до 1 – 2 сек. в круге).
В заездах разделений финала наблюдается также три основных варианта ведения гонки. Одни гонщики предпочитают атаковать противника в самом начале дистанции и, выйдя вперед, сохранить преимущество до финала. С другим противником этот же гонщик применяет рывок где-то в середине дистанции или в критической зоне на границе 3 км. Третьего соперника он может атаковать на последних 800 – 400 м.
В 1/4 финала в заездах между третьим и шестым, а также четвертым и пятым равномерных графиков прохождения дистанции у высококвалифицированных гонщиков мы почти не наблюдаем. Точно такую же картину мы имеем в полуфинале и финале. Такие условия борьбы ставят перед гонщиками задачу варьировать свои усилия при прохождении дистанции.
Первый вариант берут на вооружение гонщики, заведомо знающие, что на финише у них не будет достаточно сил для борьбы. Иногда резкое начало избирается для того, чтобы заставить противника работать в неприемлемых для него условиях, сбить его с обычного темпа и т. д.
Особенно эффективен этот вариант на коротких треках (250 – 333 м) и с противниками, не способными быстро начинать гонку. Здесь очень важно, чтобы риск был, сведен к минимуму. Наблюдались случаи, когда более слабый гонщик на первых двух кругах выигрывал у противника до 40 – 50 м и, увидев его перед собой, уже не упускал победу. Но может быть и обратное. Противник, проиграв на первых кругах, затем постепенно восстанавливал равновесие и к концу дистанции вырывался вперед. Очень важно знать, что предпримет соперник на ваш бурный старт.
Рывок на второй половине дистанции, и особенно на том ее участке, где у большинства гонщиков наблюдается «мертвая точка», применяют гонщики преследователи, знающие, что противникам в данный момент это будет делать труднее, хотя на финише они, возможно, окажут сопротивление. Отыгранных метров обычно бывает достаточно для победы, если противник не начнет контратаку. В случае если он примет бой, его следует атаковать ровно столько, сколько было предусмотрено по плану, составленному перед заездом.
Наиболее простым и самым распространенным вариантом является атака в конце дистанции. Для этого спортсмен старается в обычной для себя манере начать гонку, хорошо вработаться, возможно экономичней пройти значительную часть дистанции и за 800 – 600 м, а иногда и за 400 м сделать ускорение и завоевать победу. Этот вариант применяют против гонщиков, слабо финиширующих или начинающих гонку в чрезмерно высоком темпе. Здесь очень важно не дать противнику такого преимущества, которое не удастся отыграть никаким финишированием. Решительная атака начинается незадолго до финиша и с ускорением, которое бы обеспечило успех. Этими тремя вариантами не исчерпывается активная тактика ведения борьбы в заездах финалов. Иногда гонщики применяют два, а то и все три варианта в одном заезде. Но это бывает крайне редко, так как выполнение двух-трех ускорений на дистанции значительно ухудшает конечный результат.
Помимо атакующего стиля ведения гонки в практике наблюдаются и оборонительные варианты. Не всегда лидирующий на протяжении почти всей дистанции заканчивает гонку первым. Не всякий велосипедист, начавший финишную атаку раньше, выходит победителем. Как в первом, так и во втором случае противники находят более точные ответы на действия атакующих. Если противник атакует со старта и стремится быстрее закрепить свой успех, увеличивая дистанционное преимущество, то может быть несколько ответных действий. Во-первых, можно сразу же контратаковать и выровнять положение. Так поступают, когда нет уверенности, что противник к концу дистанции израсходует силы и даст возможность отобрать проигранные в начале заезда метры. Во-вторых, велосипедист, постепенно увеличивая темп, как говорят, «отдает преимущество с боем». Это позволяет ему, не перегружая организм, в какой-то степени сохранять оптимальный интервал между противником и собой. Такой вариант тактики принесет успех, когда есть уверенность в своих силах и известно, что противник обязательно снизит скорость к концу дистанции.
Дав конкуренту полную инициативу, гонщик продолжает двигаться по намеченному ранее графику. Это наблюдается в тех заездах, где противник чрезмерно горяч и не обладает умением при утомлении поддерживать необходимую для победы скорость. На увеличение темпа противником в конце дистанции можно найти много контрприемов, но основными из них будут дистанционное преимущество перед атакой противника, борьба на последнем круге или финишный спурт.
Если соперник не использовал атаку на протяжении большей части дистанции, то необходимо предупредить его намерение, повысив скорость за 1000 – 800 м (в соответствии со своими возможностями), или оказать сопротивление на финише.
Зная, что противник предпочитает третий вариант, можно сделать ложную попытку атаки в начале или середине дистанции и спровоцировать его на контратаку. Тот, у кого знания и расчет оказываются более точными, обычно выходит в этих случаях победителем.
На рис. 15, 16, 17 показан ход борьбы в финальных заездах чемпионатов Советского Союза и мира. В этих заездах победители применили те варианты тактики, о которых говорилось выше. А. Бельгарт и Л. Колумбет в предварительных заездах показали примерно равное время – соответственно 5.06,3 и 5.05,6. График Колумбета был построен по первому варианту, а Бельгарта по третьему – явно выражена тенденция сильно пройти первую половину дистанции (рис. 15). Зная, что в предварительном заезде Колумбет на последних двух кругах значительно снизил скорость, Бельгарт решил бороться, применив второй вариант, т. е. усилить темп именно там, где всего труднее было Колумбету. Для этого он в финальном заезде начал дистанцию медленнее, пройдя второй круг на 1,6 сек. хуже, чем в предварительном заезде.
На какое-то время Бельгарт отдал инициативу противнику. Колумбет, видя, что его преимущество возрастает, решил закрепить успех и увеличил скорость. На этот рывок он затратил много сил и был вынужден вторично, выключиться. На шестом круге Бельгарт нанес первый удар. Колумбет попытался ответить повышением темпа, но заключительная атака Бельгарта на десятом круге принесла ему победу.
На рис. 16 показан вариант с контратакой; в начале дистанции С. Москвин и С. Терещенков в предварительных заездах показали одинаковое время – 5.02,0, но первый прошел дистанцию с равномерным графиком (первый вариант), а второй – с большим завышением на первой половине дистанции (третий вариант). Москвин понимал, что если Терещенков выйдет значительно вперед в начале дистанции, то на финише вернуть потерянные метры ему не удастся, так как противник обладает, хорошей выносливостью. В финальном заезде Терещенков начинает дистанцию сильной атакой (всего на 0,2 сек. хуже, чем в предварительном заезде). Москвин также усиливает темп по сравнению с предварительным заездом на 0,7 сек. (на первом круге).
На втором круге Терещенков имел преимущество всего 0,3 сек. На третьем противники выровнялись. Здесь, Москвин, видя, что равновесие восстановлено, отдает инициативу сопернику, который, видимо, решает дать основной бой на последнем круге. Москвин же за два круга до финиша резко увеличивает скорость, выходит вперед и выигрывает заезд.
На рис. 17 приводятся графики финального заезда чемпионата мира 1962 г. Датчанин Иенсен, зная об отличной выносливости своего противника – бельгийца Ван Лоо (полчаса до этого показавшего один из лучших результатов в мире – 4.51,0), учел, что его соперник не обладает сильным финишем. В отличие от предварительного заезда Иенсен начал дистанцию дублируя темп противника. Ван Лоо, видимо, решил обеспечить себе победу за два-три круга до финиша и, начиная с пятого круга, стал усиливать темп. Иенсен также увеличил скорость, но затем строго повторил за Ван Лоо «выключения». И в то время как последний почти был уверен в победе, последовал исключительный по силе финишный рывок, обеспечивший датчанину золотую медаль. На этом круге его скорость возросла на 1,8 сек. и была выше, чем на любом участке дистанции.
На табл. 24 и 25 приведены графики заездов сильнейших гонщиков на чемпионатах мира и Советского Союза. Из таблиц видно, что одни гонщики очень вариативны в распределении сил на дистанции (Иенсен, Москвин, Лацис), другие же весьма стандартны (Ван Лоо, Быков, Колюшев, Оудкерк). Мы склонны считать, что вариативность свидетельствует о степени тактического мастерства спортсмена.
И не случайно Иенсен в предварительном и четвертьфинальном заездах прошел дистанцию в своем обычном стиле – сильный разгон, а затем медленное снижение скорости. В этих заездах в его задачу входило показать хорошие результаты (в 1/4 финала его противник был заведомо слабее и, конечно, не мог оказать сопротивления). В 1/2 финала Иенсен не стал контратаковать своего горячего противника, выигравшего у него в течение первых трех кругов около 2 сек. Он усилил темп тогда (на 4-м круге), когда противник не мог оказать ему сопротивления. В финале чемпион мира противопоставил Ван Лоо предельно высокий темп на финише.
На чемпионате СССР С. Москвин также в своем стиле очень равномерно распределил силы в предварительном заезде. В 1/4 финала он дважды атаковал противника (на 4-м и 11-м кругах) и добился победы. В 1/2 финала Москвин в начале дистанции создал дистанционное преимущество и удержал его до конца. В финале, зная, что Быков обладает сильным финишем, он попытался в начале дистанции (на 3-м круге) добиться преимущества и сохранить его до финиша.
Анализируя их графики, можно предположить, что Москвин не смог создать необходимого «запаса прочности» и поэтому выбранный им третий вариант прохождения дистанции не обеспечил успеха.
Мы заметили, что результаты первого и второго кругов дают возможность определить варианты прохождения дистанции гонщиками. Слабое начало ведения гонки может свидетельствовать о том, что спортсмен выбрал второй или четвертый вариант распределения усилий. Сильное начало – третий вариант. Если гонщик первые круги проходит со средней для себя скоростью, то можно предположить, что им выбран первый или второй вариант.