Полеты в закрытой кабине

Все последующие полеты совершаются в закрытой кабине.

Мы не будем перечислять содержание каждого такого полета и излагать порознь их методику: содержание дается в программах, а методика обучения в основном одинакова. Мы перечислим лишь наиболее важные методические правила и некоторые замечания по отдельным вопросам.

1. Обучение различным элементам движения самолета проводится в такой последовательности: сначала курсант учится сохранять только скорость, а устраняет крены и сохраняет направление инструктор сам. Во втором полете курсанту добавляется сохранение поперечного равновесия. В третьем полете добавляется сохранение курса, т. е. управление передается полностью.

2. Инструктор не должен форсировать переход от одного упражнения к другому (скорость, крены, направление, а в последующем— другие элементы). Если курсант быстро усваивает отдельное упражнение, не следует торопиться давать новый элемент, а лучше его потренировать, добавив количество преднамеренных отклонений (введение ошибок).

3. Во всех случаях, когда курсант начинает обучаться новому элементу полета или новому элементу движения самолета, нужно сначала показать ему этот элемент. Показ техники пилотирования осуществляется дважды: сначала, когда курсант летит в открытой кабине, и затем второй раз — в закрытой. Цели и характер показа по сравнению с тем, как это делалось при первоначальном обучении, меняются.

Цель показа техники пилотирования по приборам в открытой кабине состоит в том, чтобы дать курсанту на практике убедиться, как приборы фиксируют изменение положений самолета, и научиться анализировать свои ощущения. Для этого ему ставится задача сличать показания приборов с действительным положением самолета относительно горизонта и замечать, как реагируют приборы на различные движения рулей.

При показе техники пилотирования, когда кабина курсанта закрыта, инструктор объясняет по СПУ свои действия, но при этом говорит не о положении самолета, а о показаниях приборов и о движении рычагов управления.

4. Когда самолетом управляет инструктор (самостоятельно или вместе с курсантом), он должен действовать рулями так, как если бы он сам был в закрытой кабине. Для этого нужно руководствоваться не пространственным положением самолета, а показаниями приборов, хотя кабина инструктора и открыта.

5. Преднамеренные отклонения, которые вводит инструктор, чтобы усложнить условия полета, не следует делать «незаметно», как иногда рекомендуется. «Незаметных» отклонений сделать нельзя, так как курсант сразу почувствует такое отклонение по давлению на ручку или на педали. Кроме того, если бы и можно было делать отклонения незаметно, это сбивало бы курсанта. Отклонения нужно делать, предупредив заранее курсанта об этом, но вместе с тем курсант не должен знать величину и направление отклонения. Как согласовать предупреждение с последним требованием? Как сделать, чтобы по характеру движений рулями курсант не догадался, какое отклонение введено? Для этого инструктору достаточно сделать лишнее движение рулем с таким расчетом, чтобы последним движением самолет был поставлен в положение, намеченное инструктором, например, сделать ручкой не прямое, а вращательное движение, не просто нажать на педаль, а сделать два качательных движения небольшого размаха в обе стороны.

6. Любые замечания и подсказ курсанту, когда его кабина закрыта, инструктор должен делать только на основании показаний приборов. Нужно исключить на это время из своего лексикона выражения, принятые, чтобы обозначать пространственное положение самолета, например, «Крен», и заменить их названиями приборов, их показателей или элементов движения самолета, например, «Шарик», «Скорость» и т. п.

В том случае, когда инструктор считает нужным, чтобы курсант ознакомился с пространственным положением самолета, надо открыть его кабину.

7. Подсказ по СПУ в закрытой кабине применяется чаще всего для того, чтобы переключить внимание курсанта с одного прибора на другой.

8. Когда отрабатывается сохранение заданного курса в прямолинейном полете, инструктор должен наблюдать (сначала в открытой кабине), чтобы курсант не гонялся за показаниями компаса, а сохранял направление по указателю поворота и лишь через установленные промежутки времени проверял курс самолета по компасу.

9. Исправление курса до 10° выполняется плавным разворачиванием самолета при помощи одного руля направления, а свыше 10° — обычным разворотом с креном. Отклонения самолета от курса на величину ширины лопатки показателя поворота исправляются одним рулем направления, а более интенсивное разворачивание — при помощи руля направления и элеронов, т. е. нормальным разворотом.

10. Когда курсант учится в закрытой кабине выполнять развороты, полезно первое время подсказывать ему по СПУ момент окончания разворота: «Разворот окончен». Это нужно для того, чтобы укрепить его доверие к приборам и парализовать колебания, возникающие в связи с чувством противовращения. Когда курсант привыкнет правильно оценивать окончание разворота, подсказ следует прекратить.

11. Показывая курсанту виражи, инструктор должен вести вслух по СПУ устный счет времени виража и предупреждать о начале и об окончании вывода из виража.

12. Мотором управляет первое время инструктор сам. Передает его курсанту в последнюю очередь, когда тот научится правильно действовать рулями.

13. Когда курсант учится в закрытой кабине новым элементам полета, ему нужно предоставлять отдых через каждые три-пять минут. Затем эти интервалы становятся реже и, наконец, когда он хорошо усвоил технику пилотирования, перерывы исключить.

14. Горизонтальный полет — основа пилотирования по приборам. Тренировку в нем нужно предоставлять курсанту при всякой возможности, заставляя его во всех случаях вести самолет в горизонтальном полете не менее трех минут подряд.

15. Обучение пилотированию по приборам в сильную болтанку не всегда входит в программу первоначального обучения. Когда к этому предоставляется возможность, ею следует всегда пользоваться (после того, как курсант научится пилотировать по приборам в спокойную погоду). Методика обучения в полете сохраняется та же, что и в спокойной атмосфере. Следует только больше уделять внимания полету по приборам в открытой кабине, чтобы курсант приобрел больше практического опыта активной борьбы с «болтанкой», т. е. чтобы он научился предупреждать крупные отклонения самолета, понаблюдал, как действуют на самолет и на показания приборов резкие и сильные порывы ветра.

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

Наши рекомендации