Гидравлические амортизаторы
При движении автомобиля вследствие деформации рессор и пружин подвески возникают поперечные колебания рамы или кузова, которые гасятся амортизаторами. В связи с повышенными требованиями к плавности хода автомобиля амортизаторы стали одним из основных элементов подвески современных автомобилей.
Наиболее широко на автомобилях применяются гидравлические амортизаторы, в которых используется сопротивлений (внутреннее трение) сравнительно вязкой жидкости, проходящей через калиброванные отверстия малых диаметров и ограниченные сечения в клапанах. Полный цикл колебаний рамы относительно моста и колес включает в себя два периода:
ü ход сжатия рессоры, когда подрессоренная часть (рама с платформой) сближается с неподрессоренной частью (мостами и колесами);
ü ход отдачи рессоры, когда подрессоренная часть удаляется от неподрессоренной.
Амортизаторы делятся на две группы; амортизаторы двустороннего действия и амортизаторы одностороннего действия; последние гасят колебания только при ходе отдачи рессоры. Амортизаторы двустороннего действия способствуют более плавной работе подвески, поэтому они почти полностью вытеснили амортизаторы одностороннего действия.
Амортизатор двустороннего действия состоит из резервуара 16 (рис.104, а), рабочего цилиндра 17, штока 18 с поршнем 14 и клапанов: перепускного 5, отдачи 7, впускного 9, сжатия 10. В верхней части шток поршня перемещается в направляющей втулке; он уплотнен резиновым сальником 3, расположенным в обойме. Между направляющей штока и обоймой сальника 3 находится сальник 4, уплотняющий полость П резервуара 16.
В рабочем цилиндре 17 вместе со штоком 18 перемещается поршень 14, в котором имеются сквозные отверстия, равномерно расположенные в два ряда по окружности различных диаметров (по десять отверстий в каждом ряду). Отверстия 6, находящиеся на большой окружности, закрыты сверху перепускным клапаном 5, к которому прижимается пружинная шайба. Отверстия 15 на меньшей окружности перекрываются снизу дроссельным диском клапана отдачи 7.
Клапан отдачи состоит из двух плоских стальных дисков, прижимаемых к поршню пружиной 8. В нижней части рабочего цилиндра расположен корпус, в котором установлены впускной клапан 9 и клапан сжатия 10, прижимаемый пружиной 11. Эти клапаны закрывают отверстия 13 и 12, расположенные в корпусе.
К штоку 18 и резервуару 16 приварены проушины 1. Нижней проушиной амортизатор крепится к балке или к нижним рычагам переднего моста при независимой подвеске, а верхней - к кроштейну рамы или основания кузова. От повреждений и попадания грязи шток защищен кожухом 2.
Во время хода сжатия рессоры (рис.104, б) поршень амортизатора движется вниз, перепускной клапан 5 открывается, и жидкость перетекает через отверстия 6 поршня 14 в надпоршневое пространство. Под давлением жидкости клапан сжатия 10 преодолевает усилие пружины 11 и открывается, при этом жидкость в объеме, равном вводимой части штока, вытесняется из рабочего цилиндра в резервуар 16. Усилие пружины 11 клапана сжатия создает необходимое сопротивление амортизатора, вследствие чего частота колебаний подвески и подрессоренных масс автомобиля уменьшается. При перемещениях штока жидкость, частично просачиваясь через зазор между направляющей втулкой и штоком, поступает через отверстие 19 в полость П резервуара, разгружая тем самым сальники от действия рабочего давления жидкости.
Во время хода отдачи поршень движется вверх (рис.104, в), вытесняя жидкость из верхней полости рабочего цилиндра в нижнюю. Перепускной клапан 5, расположенный со стороны надпоршневого пространства, закрывается, и жидкость через отверстия 15 поршня поступает к клапану 7 отдачи и открывает его. При этом жидкость в объеме, равном выводимой части штока, поступает из резервуара в рабочий цилиндр через отверстия 13, предварительно преодолев сопротивление впускного клапана 9.
Жесткость дисков клапана отдачи 7 и усилие пружины 8 создают необходимое сопротивление амортизатора, которое пропорционально квадрату скорости перетекания жидкости. При движении автомобиля необходимо, чтобы амортизатор гасил в основном свободные колебания подвески при ходе отдачи (распрямления рессоры) и не увеличивал жесткость рессоры при ее сжатии. Поэтому сопротивление хода сжатия составляет 25-30% сопротивления хода отдачи.
В качестве амортизаторной жидкости применяют веретенное масло (автомобили ЗИЛ-130 и ГАЗ-53А), всесезонное масло МГП-10 (автомобили семейства ВАЗ) и смесь 50% трансформаторного и 50% турбинного масла (автомобили МАЗ-500А и др.).
Раздел 13. Общие сведения о кузовах.
Кузов предназначен для размещения водителя, пассажиров, грузов или специального оборудования. Автомобильные кузова различаются по назначению и конструкции. По назначению кузова делятся на три основные группы: для перевозки людей (легковые автомобили, автобусы, грузопассажирские автомобили), для перевозки грузов (платформы, цистерны, фургоны, самосвалы и др.) и специального назначения (санитарные, пожарные и др.). По конструкции кузова могут быть бескаркасными, каркасными и полукаркасными, а по характеру воспринимаемых нагрузок их разделяют на несущие, полунесущие и разгруженные.
В несущем кузове рама отсутствует, и все нагрузки, возникающие при движении автомобиля, воспринимаются кузовом. Полунесущий кузов жестко устанавливается на раме и воспринимает часть нагрузок, приходящихся на раму. Разгруженный кузов воспринимает только силу тяжести груза, так как он установлен на раме при помощи упругих элементов (резиновых прокладок, подушек и т.п.). При наличии упругих элементов кузов разгружается от всех сил, действующих на раму (кроме силы тяжести груза) при движении автомобиля. Большинство легковых автомобилей массового производства имеют несущие кузова. Это позволяет понизить их центр тяжести, уменьшить общую высоту и металлоемкость конструкции.