Схемы газобаллонных установок

Схемы газобаллонных установок - student2.ru Двигатели, работающие на сжатых или сжиженных газах, соз­даются в основном на базе карбюраторных. Для этого последние оборудуются специальной газовой аппаратурой и баллонами, но сохраняют способность работы и на бензине. При этом высокая детонационная стойкость газа, октановое число которого выше 100 ед., должным образом не реализуется, так как степень сжатия двигателя выбирают в соответствии со значительно меньшим, чем у газа, октановым числом бензина.

Установка для работы на сжатом газе. Восемь баллонов, сгруппированные в две группы (рис.47), размешают под платфор­мой кузова, каждую группу снабжают вентилем, что позволяет расходовать газ из любой группы или сразу из обеих. Наполнение баллонов газом производится через наполнительный вентиль 10.

Из баллонов через расходные вентили 9 и 14 газ поступает в подогреватель 18, который предназначен для предохранения системы от замерзания вследствие сильного понижения температу­ры газа при его расширении в редукторе высокого давления 20. Между подогревателем газа, обогреваемым теплотой отработавших газов, и баллонами установлен основной расходный вентиль 13. На редукторе высокого давления 20 установлен датчик контрольной лампы, которая загорается при снижении давления газа в редукторе ниже 0,45 МПа; это сигнализирует водителю о том, что газа в баллонах осталось на 10 - 12 км.

Из редуктора 20 газ поступает в электромагнитный клапан 6 с фильтром. Этот клапан открывается при пуске двигателя и газ по трубке 7 поступает в редуктор низкого давления 3.

Редуктор 3 имеет две ступени, и давление в нем понижается почти до атмосферного. Во время работы двигателя газ поступает в карбюратор-смеситель 21, а на режиме холостого хода по шлангу 2 - непосредственно в задроссельное пространство.

Редуктор низкого давления 3 понижает давление газа, поступа­ющего в карбюратор-смеситель, дозирует газ для приготовления смеси необходимого состава и отключает газовую магистраль при остановке двигателя.

Работа двигателя на бензине обеспечивается стандартной систе­мой питания бензином, которая подключена к карбюратору-смесителю 21.

Стальные баллоны для сжатого газа изготовляют из цельнотя­нутых труб с наружным диаметром 219 мм и толщиной стенок 6,5 - 7,0 мм. Вместимость баллона 50 л.

В целях совершенствования газобаллонной топливной системы и повышения противопожарной безопасности на автомобилях ЗИЛ-138А возможна установка баллонов с расположением их горловин на правой стороне автомобиля. Особенностью системы является то, что редуктор высокого давления устанавливается на передней стен­ке кабины под капотом. Кронштейн редуктора одновременно явля­ется подогревателем газа. Для этой цели к дополнительному кронштейну приварена трубка, куда по шлангу поступает горячая жидкость из системы охлаждения двигателя через кран отопителя кабины. Из полости кронштейна жидкость по шлангу направляется в радиатор отопителя кабины, а затем к насосу системы охлаждения двигателя. В целях пожарной безопасности при случайном разрыве мембраны редуктора высокого давления газ из колпака редуктора и от предохранительного клапана отводится за пределы подкапот­ного пространства по отдельным трубопроводам.

Схемы газобаллонных установок - student2.ru Газобаллонная установка для работы на сжиженном газе. Из баллона 5 через расходный вентиль 19 (рис.48), магистральный вентиль 6 и газопровод 17 сжиженный газ поступает в испаритель 16, обогреваемый жидкостью из системы охлаждения двигателя. Затем через фильтр 11 газ поступает в редуктор 12, где его давление уменьшается почти до атмосферного. Контроль за работой системы осуществляется с помощью манометров 7 (давление в баллоне) и 8 (давление в редукторе).

Схемы газобаллонных установок - student2.ru Пуск и прогрев двигателя осуществляются на паровой фазе газа. Для этого открывают паровой 18 и магистральный 6 вентили. Остановку двигателя на короткое время производят выключением зажигания, при остановке на 1 - 2 ч перекрывают магистральный вентиль.

На днище баллона 5 находятся предохранительный клапан 2 (открывается при 1,68 МПа), наполнительный вентиль с обратным клапаном, вентиль максимального заполнения баллона и датчик уровня сжиженного газа.

Для наполнения баллона используют вентиль 4. Заполняют только 90% объема, чтобы в случае расширения газа при нагреве баллон не разрушился. Уровень жидкого газа при заправке конт­ролируется с помощью трубки уровня вентиля-указателя 7. Водитель контролирует наличие газа с помощью указателя 3.

Заправлять газобаллонные установки можно лишь на газона­полнительных станциях при неработающем двигателе. При заправке баллонов сжиженным газом надо остерегаться обмораживания.

Эксплуатация, газобаллонных автомобилей с неисправным га­зовым оборудованием и утечкой газа запрещается. Если не удается устранить утечку газа, его выпускают в атмосферу (вдали от людей и источников огня).

К вождению и обслуживанию газобаллонных автомобилей до­пускаются лица, прошедшие соответствующую подготовку и сдавшие экзамены по техминимуму и технике безопасности.

Наши рекомендации