Схемы газобаллонных установок
Двигатели, работающие на сжатых или сжиженных газах, создаются в основном на базе карбюраторных. Для этого последние оборудуются специальной газовой аппаратурой и баллонами, но сохраняют способность работы и на бензине. При этом высокая детонационная стойкость газа, октановое число которого выше 100 ед., должным образом не реализуется, так как степень сжатия двигателя выбирают в соответствии со значительно меньшим, чем у газа, октановым числом бензина.
Установка для работы на сжатом газе. Восемь баллонов, сгруппированные в две группы (рис.47), размешают под платформой кузова, каждую группу снабжают вентилем, что позволяет расходовать газ из любой группы или сразу из обеих. Наполнение баллонов газом производится через наполнительный вентиль 10.
Из баллонов через расходные вентили 9 и 14 газ поступает в подогреватель 18, который предназначен для предохранения системы от замерзания вследствие сильного понижения температуры газа при его расширении в редукторе высокого давления 20. Между подогревателем газа, обогреваемым теплотой отработавших газов, и баллонами установлен основной расходный вентиль 13. На редукторе высокого давления 20 установлен датчик контрольной лампы, которая загорается при снижении давления газа в редукторе ниже 0,45 МПа; это сигнализирует водителю о том, что газа в баллонах осталось на 10 - 12 км.
Из редуктора 20 газ поступает в электромагнитный клапан 6 с фильтром. Этот клапан открывается при пуске двигателя и газ по трубке 7 поступает в редуктор низкого давления 3.
Редуктор 3 имеет две ступени, и давление в нем понижается почти до атмосферного. Во время работы двигателя газ поступает в карбюратор-смеситель 21, а на режиме холостого хода по шлангу 2 - непосредственно в задроссельное пространство.
Редуктор низкого давления 3 понижает давление газа, поступающего в карбюратор-смеситель, дозирует газ для приготовления смеси необходимого состава и отключает газовую магистраль при остановке двигателя.
Работа двигателя на бензине обеспечивается стандартной системой питания бензином, которая подключена к карбюратору-смесителю 21.
Стальные баллоны для сжатого газа изготовляют из цельнотянутых труб с наружным диаметром 219 мм и толщиной стенок 6,5 - 7,0 мм. Вместимость баллона 50 л.
В целях совершенствования газобаллонной топливной системы и повышения противопожарной безопасности на автомобилях ЗИЛ-138А возможна установка баллонов с расположением их горловин на правой стороне автомобиля. Особенностью системы является то, что редуктор высокого давления устанавливается на передней стенке кабины под капотом. Кронштейн редуктора одновременно является подогревателем газа. Для этой цели к дополнительному кронштейну приварена трубка, куда по шлангу поступает горячая жидкость из системы охлаждения двигателя через кран отопителя кабины. Из полости кронштейна жидкость по шлангу направляется в радиатор отопителя кабины, а затем к насосу системы охлаждения двигателя. В целях пожарной безопасности при случайном разрыве мембраны редуктора высокого давления газ из колпака редуктора и от предохранительного клапана отводится за пределы подкапотного пространства по отдельным трубопроводам.
Газобаллонная установка для работы на сжиженном газе. Из баллона 5 через расходный вентиль 19 (рис.48), магистральный вентиль 6 и газопровод 17 сжиженный газ поступает в испаритель 16, обогреваемый жидкостью из системы охлаждения двигателя. Затем через фильтр 11 газ поступает в редуктор 12, где его давление уменьшается почти до атмосферного. Контроль за работой системы осуществляется с помощью манометров 7 (давление в баллоне) и 8 (давление в редукторе).
Пуск и прогрев двигателя осуществляются на паровой фазе газа. Для этого открывают паровой 18 и магистральный 6 вентили. Остановку двигателя на короткое время производят выключением зажигания, при остановке на 1 - 2 ч перекрывают магистральный вентиль.
На днище баллона 5 находятся предохранительный клапан 2 (открывается при 1,68 МПа), наполнительный вентиль с обратным клапаном, вентиль максимального заполнения баллона и датчик уровня сжиженного газа.
Для наполнения баллона используют вентиль 4. Заполняют только 90% объема, чтобы в случае расширения газа при нагреве баллон не разрушился. Уровень жидкого газа при заправке контролируется с помощью трубки уровня вентиля-указателя 7. Водитель контролирует наличие газа с помощью указателя 3.
Заправлять газобаллонные установки можно лишь на газонаполнительных станциях при неработающем двигателе. При заправке баллонов сжиженным газом надо остерегаться обмораживания.
Эксплуатация, газобаллонных автомобилей с неисправным газовым оборудованием и утечкой газа запрещается. Если не удается устранить утечку газа, его выпускают в атмосферу (вдали от людей и источников огня).
К вождению и обслуживанию газобаллонных автомобилей допускаются лица, прошедшие соответствующую подготовку и сдавшие экзамены по техминимуму и технике безопасности.