Обеспечение безопасности при полетах в зону
В пилотажной зоне может находиться только один самолет. Даже проходить мимо зоны другой самолет имеет право – лишь на определенном удалении. Однако значение предосторожности против столкновения по сравнению с полетами по кругу не снижается.
Если в полетах по кругу меры предосторожности вызываются большим количеством учебных самолетов, то в зоне эти меры необходимы по другим соображениям. В зоне курсант главным образом обучается таким элементам полета, которые связаны с быстрыми эволюциями, с резкими изменениями направления движения, с изменением скорости и управляемости самолета (до полной потери ее). При таких условиях всякий случайный выход из зоны или другая ошибка грозит столкновением.
Для того, чтобы избежать угрозы столкновения, нужны повышенная осмотрительность и особый порядок разрешения на вход в зону только с ее паспортом.
Курсант обязан осматриваться на каждом новом направлении, перед каждым новым выполнением элемента полета или фигуры и по окончании их.
Паспорта зон установлены для того, чтобы во всех случаях и при всех обстоятельствах была полностью исключена возможность вылета двух самолетов в одну зону. Пока предыдущий самолет не сядет на аэродром и не сдаст паспорт зоны, другой, получивший задание лететь в ту же зону, должен находиться на земле и ожидать получения паспорта. Паспорта зоны изготовляет администрация учебно-летной организации и выдает их подразделениям. При полетах в несколько смен паспорта передаются из одного подразделения в другое; хранятся они или в штабе или у дежурного по аэродрому.
Полеты в зону без паспорта никому, никогда, ни для какой цели не разрешаются. Как показал опыт, при таком отношении к соблюдению порядка и должной осмотрительности опасность столкновений не возникает.
Но безопасность не обеспечивается только мерами предосторожности против столкновений. Известно, что отдельные курсанты иногда теряют ориентировку в зоне. Чтобы предупредить потерю ориентировки, курсант должен хорошо знать местность вокруг зоны, уметь на любом направлении определить, в какой стороне находится аэродром, после каждой фигуры или эволюции проверять свое местонахождение и направление на аэродром, знать курс зоны, штилевое время полета до аэродрома и уметь пользоваться компасом. Всему этому курсанта нужно специально учить.
Как научить курсанта знать местность и можно ли это сделать только при помощи карты? Нет, нельзя. Знакомство с местностью по карте — только начало обучения. В первые же полеты в зону для обучения виражам инструктор должен практически с воздуха ориентировать курсанта на местности, как это делалось в самом начале относительно аэродрома. Управляет самолетом в этом случае инструктор (чтобы полностью разгрузить внимание курсанта). На каждом новом направлении инструктор должен показать курсанту несколько характерных ориентиров, предварительно сказав по СПУ, с какой стороны находится аэродром. Например, «Аэродром находится сзади, впереди нас поля, дальше виден лес, слева от нас тоже поля, но нет леса, и вдали река, справа находится деревня Михайловка». Такой показ с объяснениями нужно повторить в другом полете, а иногда и несколько раз, особенно, если местность пестрая, т. е. изобилует ориентирами. Для таких показов не обязательно отводить специальное время; иногда приходится набирать необходимую высоту в самой зоне или возвращаться в сильный ветер к исходной точке. Эти действия и нужно использовать для указанной цели, а также одновременно и для привития навыков визуальной ориентировки (об этом будет сказано ниже).
После нескольких показов местности инструктор должен опросить курсанта, чтобы проверить усвоение показанного. Например, инструктор говорит: «Покажите деревню Михайловку». После того, как курсант покажет ее, инструктор требует показать, с какой стороны находится аэродром. Это нужно для того, чтобы приучить курсанта связывать обозрение местности с расположением своего аэродрома. Подобную проверку следует повторить перед тем, как выпускать курсанта в полет в зону одного. В зоне перед каждым выполнением фигуры и после ее выполнения курсант должен знать, где находится аэродром. В целях облегчения этого рекомендуется выполнять фигуры с вводом и выводом их в направлении на аэродром или от аэродрома.
Для того, чтобы удостовериться, проверяет ли курсант после каждой эволюции местонахождение аэродрома, нужно иногда в тот момент, как он собирается выполнять новую эволюцию, неожиданно спросить, где находится аэродром.
Потеря ориентировки почти всегда сопровождается уходом из зоны. Курсант увлекается пилотированием и не проверяет своего местонахождения, а в это время ветер постепенно сносит самолет. Когда же курсант заметит свою ошибку, бывает уже поздно: не проверяя местонахождения, он не проверял и направления на аэродром и в результате не знает, куда лететь. В этом случае единственный и вместе с тем верный способ возвратиться на аэродром — взять известный курс по компасу. Как бы далеко самолет ни был отнесен из зоны, курсант, идя по компасу, в конце концов вернется в район аэродрома и опознает его. В крайнем случае, если по истечении расчетного времени, необходимого для возвращения на аэродром, курсант не опознает местность, он должен встать в круг и ожидать прилета инструктора. По поведению самолета инструктор быстро догадается о том, что курсант потерял ориентировку и с разрешения командира вылетит на другом самолете, чтобы привести курсанта на аэродром. При потере ориентировки важно одно: взяв курс, курсант ни при каких обстоятельствах не должен колебаться и ни на один градус не менять направления полета. Курс по компасу и время полета на аэродром курсант должен знать на память, а инструктор обязан следить, чтобы курсант не забывал его. С первых полетов в пилотажную зону нужно научить курсанта (практически на самолете) читать показания компаса, учитывать время успокоения стрелки после эволюции и ставить самолет на нужный курс.