Система подготовки воздуха и наддув двигателей
Система подготовки воздуха включает в себя воздушный фильтр и впускной трубопровод. Она может быть с наддувом или без него. Воздух поступает через заборную трубу в воздушный фильтр и далее через впускной трубопровод в цилиндры двигателя.
Воздушный фильтр (рис. 9.17) состоит из корпуса 3, крышки /и сменного фильтрующего элемента 2, состоящего из двух перфорированных стальных кожухов и гофрированного картона между ними.
Очистка воздуха в фильтре двухступенчатая. Первая очистка воздуха — моноциклон, состоит из заслонки за патрубком 5, обеспечивающей вращение воздушного потока вокруг фильтрующего элемента 2, таким образом очищая воздух от пыли, которая собирается в бункере. Пылесборный бункер образован крышкой 1 и съемной заглушкой. Патрубок 7 предназначен для отсоса пыли из корпуса фильтра. Вторая ступень очистки — фильтрующий элемент 2. Воздух поступает в фильтр через патрубок 5, очищается в нем и выходит через патрубок 6.
Наддув двигателей осуществляется с целью принудительного увеличения массы воздушного заряда, подаваемого в цилиндры двигателя. Это, в свою очередь, позволяет увеличить цикловую подачу топлива, а значит, выделить большее количество теплоты при сгорании и развить большую мощность двигателя. Однако наддув увеличивает тепловую и механическую напряженность деталей кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов.
Наддув может осуществляться с помощью механического насоса, приводимого в действие от коленчатого вала, или газовой турбиной (турбонаддув), когда для привода насоса используется кинетическая энергия отработавших газов.
Рис. 9.17. Воздушный фильтр: 7 — крышка; 2 — фильтрующий элемент; 3 — корпус; 4 — кронштейн; 5, 6 и 7 — патрубки |
Механический наддув применяется редко, так как в этом случае возрастают потери развиваемой на коленчатом валу мощности, которая расходуется на привод механического насоса. Газотурбинный наддув наиболее распространен. На рис. 9.18 показан турбокомпрессор (насос) ТКР-7, который устанавливается на двигатели автомобилей марок «КамАЗ», «ЗИЛ», «ГАЗ». На валу ротора установлены насосное 7 и турбинное 5 колеса. Вал вращается во втулках. В спиральных каналах корпуса подшипников и корпуса турбины расположены диффузор компрессора и направляющее устройство 2, которые служат для направления потока газов и повышения КПД турбокомпрессора. За насосным колесом уплотнение обеспечивает крышка и уплотнительное кольцо 8. За турбинным колесом установлен тепловой экран 6-
.
ю |
7 5 |
Отработавшие газы |
о) |
Рис. 9.18. Турбокомпрессор (а) и схема его работы (б): 1 — насосное колесо; 2 — направляющее устройство; 3 — фиксатор; 4 — корпус турбины; 5 — турбинное колесо; 6 — тепловой экран; 7— корпус турбокомпрессора; 8 — уплотнительное кольцо; 9 — корпус насосного колеса; 10 — вал; 11, 12 — впускной и выпускной клапаны
Отработавшие газы из цилиндра через выпускной клапан 12 поступают к турбинному колесу 5 и вращают его вместе с валом с частотой вращения 15—100 тыс. мин1. Установленное на другом конце вала насосное колесо 7 нагнетает воздух через впускной клапан 77 в цилиндр.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается экономичность дизелей?
2. Какие приборы входят в состав системы питания дизеля?
3. Какие марки топлива используются в дизелях?
4. Чем отличаются разделенные камеры сгорания от неразделенных, а также объемное смесеобразование от пленочного?
5. Расскажите, как устроена насосная секция ТНВД.
6. Назовите прецизионные детали, входящие в состав топливной аппаратуры дизеля.
7. Каким образом регулируется цикловая подача в дизеле марки «ЯМЗ»?
8. Для чего необходима муфта опережения впрыска топлива?
9. В чем различие принципа действия всережимного и двухрежимного регуляторов
частоты вращения коленчатого вала дизелей?
10. Каково назначение турбонаддува в дизелях и его влияние на долговечность двигателя?