Понятие о возвращенном тепле. Связь между КПД многоступенчатой паровой турбины и КПД ее ступеней
а). Понятие о возвращенном тепле
Одной из особенностей преобразования энергии пара в многоступенчатой турбине является использование в ее ступенях так называемого возвращенного, тепла.
Возвращенное тепло - это часть потерь энергии в ступени многоступенчатой турбины, которая полезно используется в последующей ступени.
Внутренние потери энергии через механизм трения превращаются в тепло, повышая энтальпию рабочего тела, поступающего в следующую ступень, и увеличивая тем самым располагаемые теплоперепады в этой ступени. Процесс преобразования энергии дара ввиду потерь сдвигается в сторону роста энтропии, где адиабатный теплоперепад, приходящийся на определенный перепад давлений, увеличивается. На диаграмме h-s изобары с ростом энтропии расходятся. Это можно показать графически (рис. 91).
Рассмотрим на диаграмме h-s процесс преобразования энергии пара в многоступенчатой активной турбине (ρ=0).
На рис. 91 Р1, Р2 и Р3 - давление пара за 1-й, 2-й и 3-й ступенями;
А0, А1 и А2 - точки, характеризующие состояние пара перед 1-й, 2-й и 3-й ступенями;
ha1, ha2 и ha3 – фактические адиабатные теплоперепады в 1-й, 2-й и 3-й ступенях.
, и – теоретические адиабатные теплоперепады в 1-й, 2-й и 3-й ступенях;
- сумма потерь кинетической энергии на окружности и внутренних потерь k-ой ступени.
Для количественного определения величины возвращенного тепла через точки и проведем линии и эквидистантные изобарам Р1 и Р2.
Запишем выражение для действительных адиабатных теплоперепадов в ступенях
ha1= ; ha2= +Δh2; ha3= + Δh3 (4.3.18)
Располагаемый теплоперепад на турбину можно определить как сумму
, (4.3.19)
где На – адиабатный теплоперепад на турбину;
Q= – возвращенное тепло.
Таким образом, возвращенное тепло представляет разность между потерей кинетической энергии в ступенях и невозвратной потерей из-за политропичности процесса.
Величину возвращенного тепла необходимо знать в самом начале теплового расчета турбины. Для удобства расчетов введено понятие коэффициента возвращенного тепла R. Коэффициент возвращенного тепла - это отношение расчетного теплоперепада к располагаемому:
R= = (4.2.20)
Откуда
H0=R·Ha (4.2.21)
Величина R зависит от следующих факторов:
- от состояния пара; в области перегретого пара R больше, так как изобары в этой области расходятся в большей степени;
- от числа ступеней z; с увеличением z коэффициент возвращенного тепла R, возрастает;
-от внутреннего КПД турбинных ступеней ηi, коэффициент возвращенного тепла R увеличивается с уменьшением ηi, так как при этом растут потери энергии, процесс расширения сдвигается в сторону увеличения энтропии, где изобары расходятся в большей степени.
Для определения коэффициента возвращенного тепла существует ряд приближенных формул, например, формула Г.Флюгеля
(4.3.22)
где α-опытный коэффициент;
α = 0.20, если процесс идет только в области перегретого пара;
α= 0.12, если линия процесса лежит в области влажного пара;
α = 0.14 – 0.18, когда процесс переходит из области перегретого в область влажного пара.
Для корабельных турбин величина коэффициента возвращенного тепла лежит в пределах R = 1.02 – 1.06.
б). Связь между КПД многоступенчатой паровой турбины и КПД ее ступеней
Определим связь, существующую между КПД многоступенчатой турбины и КПД ее отдельных ступеней.
В соответствии с (4.3.12) и (4.3.14) внутренний КПД турбины равен
. (4.3.23)
Внутренняя работа ступени определяется формулой
Lik = ηikhak, (4.3.24)
где ηik – внутренний КПД отдельной (k-ой) ступени;
hak – адиабатный теплоперепад на эту ступень.
Для простоты рассуждений примем, что внутренний КПД каждой ступени одинаков, т.е.
ηi1 = ηi2 = …= ηik. (4.3.25)
Подставляя (4.3.24) в (4.3.23) с учетом (4.3.25), получим
(4.3.26)
где
(4.3.27)
располагаемый теплоперепад на турбину.
Отношение
(4.3.28)
коэффициентом возвращенного тепла, который в зависимости от числа ступеней турбины может быть равен R = 1,02÷1,06.
С учетом (4.3.27) и (4.3.28) из соотношения (4.3.26) получаем
ηiт = Rηik, т.е. ηiт > ηik. (4.3.29)
Таким образом, внутренний КПД турбины больше среднего из внутренних КПД ее ступеней в R раз.
Более высокий КПД многоступенчатой турбины по сравнению с КПД одноступенчатой турбины объясняется рядом причин:
1. Уменьшение теплоперепадов на каждую ступень (haср<На) приводит к снижению скоростей течения пара в каналах направляющих и рабочих лопаток, а следовательно, к снижению потерь энергии qd и qs (выше значения коэффициентов скоростей φ и ψ).
2. Сравнительно небольшие теплоперепады на ступень обеспечивают работу в области докритических скоростей, благодаря чему применяют сходящиеся сопла, имеющие более высокий КПД, чем расходящиеся сопла.
3. Кинетическая энергия выхода пара из данной ступени, равная , у большинства ступеней многоступенчатых турбин частично используется для производства полезной работы в последующих турбинных ступенях (уменьшается потеря с выходной скоростью qа).
в). Сравнение достоинств и недостатков активных и реактивных турбин
При проведении сравнения достоинств и недостатков активных и реактивных турбин необходимо учитывать особенности активных и реактивных турбинных ступеней:
1. При одном и том же адиабатном теплоперепаде На активная турбина имеет меньшее число ступеней, чем реактивная, т.к. в активной турбине можно переработать больший теплоперепад (при оптимальном отношении скоростей ξopt). Но в то же время осевая длина реактивной ступени всегда меньше, чем активной ступени из-за конструктивных особенностей последней (наличие диафрагм, дисков и т.д.). Поэтому общая длина реактивной многоступенчатой турбины только на 10÷20% превосходит длину активной турбины (при одинаковых значениях адиабатного теплоперепада На).
2. В технологическом отношении реактивное облопатывание проще активного, так как применение диафрагм у активных турбин усложняет производство.
Аналогично барабанные роторы реактивных турбин проще в изготовлении, нежели дисковые роторы активных турбин.
3. В реактивных ступенях возможно более полное использование выходной энергии предыдущих ступеней, т.к. впуск пара обеспечивается полным (ε=1).
4. В случае реактивных ступеней, особенно в области высокого давления, имеют место значительные потери вследствие перетекания пара через радиальные зазоры (между концами рабочих лопаток и корпусом, так как Рd>Р1.
5. У реактивных турбин возникают большие осевые усилия, действующие на ротор турбины. Для компенсации этих усилий применяют специальное разгрузочное устройство (думмис), что усложняет конструкцию турбины.
6. При одинаковой степени влажности в области низких давлений пара эрозионные разрушения реактивных лопаток меньше, чем активных вследствие меньших скоростей парового потока.
7. Турбины активного типа, имеющие большие радиальные зазоры (Рd=Р1, отчего перетекание пара незначительно), допускают более быстрое прогревание перед пуском, т.е. обладают большей маневренностью, чем реактивные турбины.