Безопасность от столкновения самолета с другими летательными аппаратами

Безопасность от столкновения с другими летательными аппаратами обеспечивается строгим выдерживанием заданных эшелонов, режимов полета и безопасных интервалов и дистанций между самолетами, а также непрерывным контролем с земли с помощью радиолокационных станций.

Для обеспечения безопасности полетов устанавливаются:

правила вертикального, продольного и бокового эшелонирования летательных аппаратов;

правила выдерживания безопасных высот полета;

правила визуальных полетов (ПВП);

правила полетов по приборам (ППП).

Под эшелонированием самолетов понимается единая система рассредоточения самолетов в воздушном пространстве, обеспечивающая постоянное и надежное сохранение безопасных расстояний между находящимися в воздухе самолетами и на безопасном расстоянии от наземных препятствий.

Известны три вида эшелонирования самолетов, применяемых при руководстве воздушным движением.

Эшелонирование по высоте представляет собою основную систему рассредоточения самолетов в воздушном пространстве на различных высотах полета, оно обеспечивает безопасное расстояние по вертикали между самолетами, летящими на встречных, попутных и пересекающихся курсах, и одновременно — безопасную высоту полета над высшей точкой наземных препятствий.

Для воздушных трасс РФ устанавливается полукруговая система вертикального эшелонирования полетов (Рис. 76):

при направлении воздушных трасс и маршрутов вне трасс с истинными путевыми углами от 0 до 179° (включительно) устанавливаются эшелоны полетов 900 м, 1500 м, 2100 м, 2700 м, 3300 м, 3900 м, 4500м, 5100 м, 5700 м, через каждые 600 м, далее 6600 м, 7800, 9000 м, 10200 м, 11 400 м, через каждые 1200 м, далее 13000м,15000 м и т. д. через каждые 2000 м;

при направлении воздушных трасс и маршрутов вне трасс с истинными путевыми углами от 180 до 359° (включительно) устанавливаются эшелоны полетов 1200 м, 1800 м, 2400 м, 3000 м, 3600 м, 4200 м, 4800 м, 5400 м, 6000 м, через каждые 600 м, далее 7200 м, 8400 м, 9600 м, 10800 м, 12000 м через каждые 1200 м, далее 14000 м, 16000 м и т. д. через каждые 2000 м.

Эшелоны устанавливаются исходя из общего направления наибольших участков воздушных трасс, местных воздушных линий и маршрутов.

Воздушной трассой РФ называется коридор в воздушном пространстве, ограниченный по высоте и ширине, предназначенный для выполнения полетов воздушными судами всех ведомств, обеспеченный трассовыми аэродромами и оборудованный средствами радионавигации, контроля и управления воздушным движением.

Ширина воздушной трассы РФ устанавливается шириной I0 км. Ширина воздушной трассы в некоторых районах увеличивается до 20 км.

Кроме воздушных трасс в воздушном пространстве РФ устанавливаются местные воздушные линии:

первой категории - для полетов на эшелонах по правилам полетов по приборам и по правилам визуальных полетов;

Безопасность от столкновения самолета с другими летательными аппаратами - student2.ru

Рис. 76. Схема эшелонирования самолетов по высотам

второй категории - для полетов по правилам визуальных полетов на высотах, величина которых меньше высоты нижнего эшелона.

Продольное эшелонирование или эшелонирование по времени заключается в рассредоточении самолетов, летящих по одному маршруту или одной воздушной трассе на одной высоте, но с соблюдением обязательного временного интервала или безопасного расстояния между самолетами.

Минимальные интервалы продольного эшелонирования на воздушных трассах по правилам полетов по приборам при наличии непрерывного радиолокационного контроля устанавливаются:

на одном эшелоне — не менее 30 км;

при пересечении встречного эшелона, занятого другим самолетом,— не менее 30 км в момент пересечения (с соблюдением 10 км бокового интервала);

при пересечении попутного эшелона, занятого другим самолетом,— не менее 20 км в момент пересечения.

Минимальные интервалы при отсутствии непрерывного радиолокационного контроля устанавливаются не менее 10 мин.

Боковое эшелонирование представляет собой рассредоточение самолетов, летящих на одной высоте, по воздушной трассе или по маршруту на параллельных курсах так, чтобы было исключено их опасное сближение.

Минимальные интервалы бокового эшелонирования между осями параллельных воздушных трасс РФ должны быть не менее 30 км при радиолокационном контроле, не менее 60 км без радиолокационного контроля и не менее 150 км при полетах над безориентирной местностью и океаном.

Наши рекомендации