Заключительная часть - 10 минут
КОНСПЕКТ
проведения занятия
по дисциплине «Автомобильные средства заправки и транспортирования горючего (АСЗТГ)»
с курсантами взвода №____
ТЕМА №3. «Оборудование автомобильных цистерн».
Занятие №1 «Цистерны АСЗТГ. Назначение, устройство автомобильных цистерн».
Учебные вопросы:
1. Назначение, устройство автомобильных цистерн и их крепление к раме автомобиля – 30 мин.
2. Основные неисправности цистерн, их признаки, причины и способы устранения. - 20 мин.
3. Обслуживание цистерн – 20 мин.
Цель занятия:
Ознакомить курсантов с устройством и техническим обслуживанием автомобилей ТМЗ, с назначением и устройством автомобильных цистерн.
Время: 90 мин.
Метод проведения: устное изложение, показ.
Место проведения: класс
Руководство и пособия:
1. Плакаты, наглядные пособия, макеты двигателей, агрегатов и узлов.
2. Митрофанов А.Н. Устройство и эксплуатация топливо и маслозаправочных средств. М. Издательство ДОСААФ СССР. 1988.
3. Виноградов В.В. Техническое обслуживание военной автомобильной техники. Учебное пособие. Рязань: ВАИ, 1994.
4. Виноградов В.В.Учебник военного водителя. Рязань.2002.
5. Технические средства обеспечения горючим. Альбом. М. МО СССР. 1987.
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ – 10 минут.
§ Принять доклад заместителя командира взвода о готовности учебной группы к занятию.
§ Проверить готовность курсантов и аудитории к проведению занятия.
§ Проверить наличие личного состава на занятии.
§ Объявить тему и цели занятия.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – 70 минут.
Первый учебный вопрос.
Назначение, устройство автомобильных цистерн и их крепление к раме автомобиля
Цистерны топливо – и топливомаслозаправочных средств предназначены для кратковременного хранения и перевозки топлива. Они являются основной частью топливной системы любого топливозаправщика. Для понижения центра тяжести заправщиков цистерны, как правило, выполняются в виде эллиптических цилиндров, закрепляемых в горизонтальном положении несколькими опорами на раме автомобиля.
Цистерна автотоплизаправщика АТМЗ-5-4320 (Рис.1) представляет сваренную из алюминиевого сплава емкость, имеющую сечение эллиптической формы. Шестью лапами 13 цистерна крепится к раме. Внутри нее на уровне лап приварены три ребра жесткости 7 на которых закреплены волнорезы 16. Цистерна оборудована компенсационным бачком, служащим дополнительной емкостью для топлива при ее температурном расширении. Сообщение внутренней полости цистерны с атмосферой осуществляется через комбинированный воздушный клапан.
Рис. 1. Цистерна автотоплизаправщика АТМЗ-5-4320
1 – днище переднее; 2 – трубка к бочку; 3. 5 – трубки для отвода газа; 4 – труба заливная; 6 – обечайка; 7 – ребро жесткости; 8 – крылья для закрепления кабины; 9 – днище заднее; 10 – труба заливная; 11 – труба заборная; 12 – отстойник; 13 – лапа; 14 – фланец; 15 – уголок; 16 – волнорез; 17 – площадка.
Второй учебный вопрос.
Основные неисправности цистерн, их признаки, причины и способы устранения
№ | Неисправности | Способ обнаружения неисправности | Причина неисправности | Способ устранения неисправности |
Течь топлива в соединениях цистерны | При визуальном осмотре | Ослаблена затяжка болтов, соединяющих фланцы, или повреждены уплотнительные прокладки в местах соединений | Подтянуть болты соединений или заменить в них прокладки | |
Выплескивание топлива через дыхательный клапан при движении заправщика | При визуальном осмотре по следам подтеков топлива | Попал посторонний предмет между уплотняющими поверхностями элементов клапана, повреждены эти поверхности или поломаны пружины клапана | Разобрать клапан и устранить неисправность | |
Отсутствие слива топлива из отстойника цистерны | Во время слива от стоя топлива | Замерзла вода в отстойнике Загрязнены отстойник или сливная труба Заело вентиль | Разморозить отстойник или сливную трубу горячим воздухом от калориферного подогревателя или горячей водой. Продуть сливной тракт сжатым воздухом после выкачивания топлива Вентиль отремонтировать |
Третий учебный вопрос
Обслуживание цистерн
При контрольном осмотре перед выходом из парка осматривают цистерну и маслобак (на топливомаслозаправщиках), очищают их от пыли и снега, протирают мерные стекла. Проверяют исправность оборудования визуальным осмотром и отсутствие подтеканий топлива. Сливают отстой из отстойника до появления чистого топлива.
При контрольном осмотре в пути проверяют, нет ли подтеканий топлива.
При ежедневном техническом обслуживании (ЕО) очищают цистерну снаружи от пыли, грязи, снега и продуктов коррозии, промывают водой и протирают ветошью. Проверяют»- плотность прилегания дверей, ящиков, шкафов и действие замков. Замки должны свободно открываться и закрываться ключами. Плотность закрывания дверей должна обеспечиваться резиновыми уплотнителями. Проверяют надежность крепления цистерны, нет ли механических повреждений. Не допускается отсутствие стопорных шайб, шплинтов, контргаек и цепочек, наличие изгибов, вмятин и трещин в сварных швах, поломок деталей. На мерных стеклах не должно быть трещин. Обнаруженные недостатки устраняют.
При первом техническом обслуживании (ТО-1) производят работы, предусмотренные ЕО, и дополнительно проверяют состояние окрашенных поверхностей. Повреждение окраски, отслаивание старой краски допускать нельзя. Обнаруженные недостатки устраняют.
При втором техническом обслуживании (ТО-2) производят работы, предусмотренные ТО-1, и дополнительно снимают дыхательный клапан и проверяют его состояние и работоспособность, а также проверяют состояние прокладки комбинированного клапана.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ - 10 минут
§ подвести итоги занятия
§ ответы на вопросы слушателей
§ дать задание на самоподготовку
План-конспект разработал:
Преподаватель _______________ / ____________ /
Рассмотрен на заседании
педагогического совета
протокол № 10 от «28» июня 2010 года