Заключительная часть - 10 минут

КОНСПЕКТ

проведения занятия

по дисциплине «Автомобильные средства заправки и транспортирования горючего (АСЗТГ)»

с курсантами взвода №____

ТЕМА №3. «Оборудование автомобильных цистерн».

Занятие №1 «Цистерны АСЗТГ. Назначение, устройство автомобильных цистерн».

Учебные вопросы:

1. Назначение, устройство автомобильных цистерн и их крепление к раме автомобиля – 30 мин.

2. Основные неисправности цистерн, их признаки, причины и способы устранения. - 20 мин.

3. Обслуживание цистерн – 20 мин.

Цель занятия:

Ознакомить курсантов с устройством и техническим обслуживанием автомобилей ТМЗ, с назначением и устройством автомобильных цистерн.

Время: 90 мин.

Метод проведения: устное изложение, показ.

Место проведения: класс

Руководство и пособия:

1. Плакаты, наглядные пособия, макеты двигателей, агрегатов и узлов.

2. Митрофанов А.Н. Устройство и эксплуатация топливо и маслозаправочных средств. М. Издательство ДОСААФ СССР. 1988.

3. Виноградов В.В. Техническое обслуживание военной автомобильной техники. Учебное пособие. Рязань: ВАИ, 1994.

4. Виноградов В.В.Учебник военного водителя. Рязань.2002.

5. Технические средства обеспечения горючим. Альбом. М. МО СССР. 1987.

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ – 10 минут.

§ Принять доклад заместителя командира взвода о готовности учебной группы к занятию.

§ Проверить готовность курсантов и аудитории к проведению занятия.

§ Проверить наличие личного состава на занятии.

§ Объявить тему и цели занятия.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – 70 минут.

Первый учебный вопрос.

Назначение, устройство автомобильных цистерн и их крепление к раме автомобиля

Цистерны топливо – и топливомаслозаправочных средств предназначены для кратковременного хранения и перевозки топлива. Они являются основной частью топливной системы любого топливозаправщика. Для понижения центра тяжести заправщиков цистерны, как правило, выполняются в виде эллиптических цилиндров, закрепляемых в горизонтальном положении несколькими опорами на раме автомобиля.

Цистерна автотоплизаправщика АТМЗ-5-4320 (Рис.1) представляет сваренную из алюминиевого сплава емкость, имеющую сечение эллиптической формы. Шестью лапами 13 цистерна крепится к раме. Внутри нее на уровне лап приварены три ребра жесткости 7 на которых закреплены волнорезы 16. Цистерна оборудована компенсационным бачком, служащим дополнительной емкостью для топлива при ее температурном расширении. Сообщение внутренней полости цистерны с атмосферой осуществляется через комбинированный воздушный клапан.

заключительная часть - 10 минут - student2.ru

Рис. 1. Цистерна автотоплизаправщика АТМЗ-5-4320

1 – днище переднее; 2 – трубка к бочку; 3. 5 – трубки для отвода газа; 4 – труба заливная; 6 – обечайка; 7 – ребро жесткости; 8 – крылья для закрепления кабины; 9 – днище заднее; 10 – труба заливная; 11 – труба заборная; 12 – отстойник; 13 – лапа; 14 – фланец; 15 – уголок; 16 – волнорез; 17 – площадка.

Второй учебный вопрос.

Основные неисправности цистерн, их признаки, причины и способы устранения

Неисправности Способ обнаружения неисправности Причина неисправности Способ устранения неисправности
Течь топлива в соединениях цистерны При визуальном осмотре Ослаблена затяжка болтов, соединяющих фланцы, или повреждены уплотнительные прокладки в местах соедине­ний Подтянуть болты сое­динений или заменить в них проклад­ки
Выплескивание топлива через дыхательный клапан при движении заправщика При визуальном осмотре по следам подтеков топлива Попал посторонний предмет между уплотняющими поверхностями элементов кла­пана, повреж­дены эти по­верхности или поломаны пру­жины клапана Разобрать клапан и устранить неисправ­ность
Отсутствие слива топлива из отстойника цистерны Во время слива от стоя топли­ва Замерзла вода в отстойнике   Загрязнены от­стойник или сливная труба   Заело вентиль Разморозить отстойник или сливную трубу горя­чим возду­хом от кало­риферного подогревате­ля или горя­чей водой. Продуть сливной тракт сжа­тым возду­хом после выкачивания топлива Вентиль отремонтиро­вать

Третий учебный вопрос

Обслуживание цистерн

При контрольном осмотре перед выходом из парка осматривают цистерну и маслобак (на топливомаслозаправщиках), очищают их от пыли и снега, протирают мерные стекла. Проверяют исправность оборудования визуальным осмотром и отсутствие подтеканий топли­ва. Сливают отстой из отстойника до появления чисто­го топлива.

При контрольном осмотре в пути проверяют, нет ли подтеканий топлива.

При ежедневном техническом обслуживании (ЕО) очищают цистерну снаружи от пыли, грязи, снега и продуктов коррозии, промывают водой и протирают ве­тошью. Проверяют»- плотность прилегания дверей, ящи­ков, шкафов и действие замков. Замки должны сво­бодно открываться и закрываться ключами. Плотность закрывания дверей должна обеспечиваться резиновыми уплотнителями. Проверяют надежность крепления ци­стерны, нет ли механических повреждений. Не допус­кается отсутствие стопорных шайб, шплинтов, контрга­ек и цепочек, наличие изгибов, вмятин и трещин в свар­ных швах, поломок деталей. На мерных стеклах не должно быть трещин. Обнаруженные недостатки устра­няют.

При первом техническом обслуживании (ТО-1) про­изводят работы, предусмотренные ЕО, и дополнитель­но проверяют состояние окрашенных поверхностей. Повреждение окраски, отслаивание старой краски до­пускать нельзя. Обнаруженные недостатки устраняют.

При втором техническом обслуживании (ТО-2) про­изводят работы, предусмотренные ТО-1, и дополнитель­но снимают дыхательный клапан и проверяют его со­стояние и работоспособность, а также проверяют со­стояние прокладки комбинированного клапана.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ - 10 минут

§ подвести итоги занятия

§ ответы на вопросы слушателей

§ дать задание на самоподготовку

План-конспект разработал:

Преподаватель _______________ / ____________ /

Рассмотрен на заседании

педагогического совета

протокол № 10 от «28» июня 2010 года

Наши рекомендации