Контроль и исправление пути
Контроль пути по направлению сводится к определению фактического направления полета для исключения ошибок в курсе и установления величины уклонения самолета от линии заданного пути.
Контроль пути по направлению осуществляется:
определением МС визуально или с помощью технических средств самолетовождения, определив местонахождение самолета, экипаж (летчик) оценивает величину бокового уклонения от линии заданного пути;
контрольными промерами угла сноса, нахождением ФПУ и сравнением ФПУ с ЗПУ:
ФПУ = Кср + УС,
БУ=ФПУ-ЗПУ;
прокладкой на карте линий положения, совпадающих с направлением линии заданного пути. Проложенная на карте линия положения дает возможность найти величину линейного бокового уклонения как расстояния от линии заданного пути до линии положения.
Контроль пути по дальности состоит в определении пройденного или оставшегося до цели (КО) расстояния для обеспечения точного выхода на нее по времени. Контроль пути по дальности выполняется следующими способами:
по отметкам МС, определяемым с помощью технических средств самолетовождения или визуально;
счислением пройденного самолетом расстояния по путевой скорости и времени полета;
сравнением фактической путевой скорости с расчетной;
по линии положения, пересекающей линию пути под углами, близкими к 90° (60-120°).
Полный контроль пути состоит в определении фактического местонахождения самолета относительно заданного маршрута. Место самолета находят в полете заранее предусмотренным способом (глазомерно, счислением и прокладкой пути, с помощью автоматических навигационных устройств инерциальных систем и радиотехнических средств самолетовождения). По нескольким отметкам МС рассчитывают путевую скорость, фактический путевой угол и боковое уклонение. Эти данные дают возможность проконтролировать точность выполнения заданного маршрута и выхода на цель (КО) в заданное время.
Исправление пути заключается в изменении курса и скорости полета с таким расчетом, чтобы вернуть самолет на линию заданного пути или направить его на очередной КО и вывести на цель (КО) в назначенное время.
Исправление пути для выхода на очередной контрольный ориентир при небольших отклонениях достигается внесением поправки в курс. Величина поправки равна сумме бокового уклонения в градусах (БУ) и дополнительной поправки (ДП) на уклонение за оставшееся расстояние (Рис. 70). Зная величину бокового уклонения (линейного бокового уклонения), пройденное, оставшееся и общее расстояние, можно рассчитать поправку в курс ПК для выхода на линию заданного пути, цель или поворотный пункт маршрута:
Эту задачу, как правило, решают на навигационной линейке и расчетчике.
Величина бокового уклонения и дополнительной поправки в курс может быть определена глазомерно с помощью следующего приближенного правила:
Рис. 70. Исправление пути самолета
если оставшееся расстояние равно пройденному, то поправка в курс равна 2 БУ (в градусах);
если оставшееся расстояние в два раза меньше пройденного, то поправка в курс равна 3 БУ;
если оставшееся расстояние в два-три раза больше пройденного, то поправка в курс равна 1,5 БУ.
Знак поправки в курсвсегда противоположен знаку уклонения.
После выхода на КО берут курс с учетом угла сноса для дальнейшего следования по линии заданного пути.
Исправление пути пересчетом курса по новому значению ЗПУ производят втех случаях, когда поправка в курс превышает 30°, а оставшееся расстояние велико. При этом необходимо:
нанести на карту место самолета к моменту исправления курса;
проложить новую линию пути на очередной контрольный ориентир или непосредственно на цель;
определить новое значение ЗПУ и для него рассчитать или подобрать новый курс следования.
Исправление пути следует производить лишь в том случае, если величина поправок в курс или скорость полета существенно превышают возможные ошибки в их определении.