Глава 2. Мистеры и Супер- Мистеры, ответ из Франции
А вот французы мне кажутся более интересными, их история такова.
После создания истребителя "Ураган"- дозвуковика с прямым крылом, в фирме "Дассо" приступили к созданию машины со стреловидным крылом, и так родился "Мистер"- две его версии.
MD.454 Mystere IVA.
Хотя в облике самолета Dassault M.D.454 Mystere IV просматривались черты M.D.452 Mystere II, он представлял собой совершенно новую конструкцию с крылом стреловидностью по четверти хорд 38╟ и фюзеляжем овального, а не круглого сечения. Стреловидность более высокого киля была увеличена, использованы цельноповоротные стабилизаторы. Возможно, самым важным нововведением стало уменьшение относительной толщины (профиля) всех несущих поверхностей, что позволяло в пологом пикировании незначительно превышать скорость звука. Проектирование нового самолета началось в 1951 году, в программе задействовали прототипы самолета Mystere II. В составе силовой установки применили другой французский ТРД Hispano-Suiza Verdon - улучшенный вариант ТРД Tay, выпускавшегося "Hispano-Suiza" по лицензии "Rolls-Royce". Прототип Mystere IV выполнил первый полет 28 сентября 1952 года (незадолго до того, как Mystere II в пологом пикировании впервые превысил скорость звука). Прототип был оснащен одним ТРД Tay Mk 250A тягой 27,95 кН. Испытания выявили необходимость внесения изменений в конструкцию: удлинения хвостовой части фюзеляжа, повышения высоты киля, установки форкиля; всего в конструкцию внесли примерно 60 изменений, реализованных на девяти предсерийных Mystere IVA.
Заказ на изготовление первой партии из 225 серийных Mystere IVA был получен в апреле 1953 года, первые 50 самолетов получили ТРД Tay Mk 250A, их максимальная взлетная масса составляла 7250 кг, а максимальная скорость - 1110 км/ч (М=1,035). Позже эти самолеты переоснастили более мощными ТРД Verdon 350, а максимальную взлетную массу увеличили, что позволило использовать самолеты в качестве истребителей-бомбардировщиков с подвесным вооружением. Благодаря своим отличным характеристикам самолет был выбран комитетом НАТО как перспективный многоцелевой истребитель. В апреле 1953 года в следствии этого решения Secrétariat d'Etat à l'Air заказал фирме Dassault 225 самолетов. Финансирование их приобретения взяла на себя NATO Military Assistance Program. Всего было построено 451 истребителя , в том числе 242 для Armée de l'Air, серийное производство машин завершено в октябре 1958 года. Самолет стал экспортным "хитом": 110 единиц закупила Индия, 60 - Израиль. В ВВС этих стран их ожидала весьма бурная биография.
ЛТХ: |
Модификация | MD-454 |
Размах крыла, м | 11.12 |
Длина, м | 12.89 |
Высота, м | 4.46 |
Площадь крыла, м2 | 32.00 |
Масса, кг | |
пустого снаряженного | |
нормальная взлетная | |
максимальная взлетная | |
Топливо во внутренних баках, л | |
Топливо в ПТБ, л | 2 х 625 (480) |
Тип двигателя | 1 Hispano-Suiza Verdon 350 |
Тяга (нефорсированная), кН | 1 х 34.32 |
Максимальная скорость , км/ч | |
на высоте | |
на уровне моря | |
Практическая дальность, км | |
Максимальная скороподъемность, м/мин | |
Практический потолок, м | |
Экипаж, чел | |
Вооружение: | две 30-мм пушки DEFA 551 c 150 патронами на пушку. 1 Пакет с Matra 101bis c 55x68-мм SNEB НУР. боевая нагрузка - 1000 кг на 4 узлах подвески, 2х 450 кг или 4х 250 кг бомбы или 2х 480 л напалмовые баки или 2 ПУ Matra 101bis c 55x68-мм SNEB НУР или 4 ПУ Brandt T-10 105-мм кластерных НУР. |
Super Mystere B.1-2
В-2.
Super Mystere B.2 - многоцелевой истребитель, разработанный французской фирмой Dassault. Продолжением линии удачных истребителей "Ураган" и "Мистэр" французской компании General Avions Marsel Dassault (GAMD) стал первый серийный западноевропейский сверхзвуковой самолет Super Mystere В.2. Его прототип поднялся в воздух 2 марта 1955 г. В течение 1957-59 гг. было выпущено 180 машин, большая часть которых поступила на вооружение ВВС Франции. Фирма "Дассо" не обошла вниманием и своего старого клиента "Хель хаавир": в 1958-60 гг. израильтяне получили 24 новых самолета, а в начале 1967г. - еще 11 машин, бывших в употреблении (по другим данным - 7).
ЛТХ: |
Модификация | Super Mystere B.2 | |
Размах крыла, м | 10,07 | |
Длина, м | 14,04 | |
Высота, м | 4,60 | |
Площадь несущей поверхности, м2 | 32,0 | |
Масса пустого самолета,кг | ||
Взлетная масса, кг | ||
номинальная | ||
максимальная | ||
Тип двигателя | 1 ТРД SNECMA Atar 101G-2 | |
Тяга, кН(кгс) | ||
нефорсированная | 1 х 33,34 (3400) | |
форсированная | 1 х 44,13 (4500) | |
Количество топлива в баках (ПТБ), к | 2000(1200) | |
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 | ||
номинальная | ||
максимальная | ||
Максимальное число Маха | 1,125 | |
Максимальная скорость, км/ч | ||
на высоте 11000 м, | ||
Cкороподъемность, м/с | ||
Время подъема на высоту 11000м, мин | .. | |
Практический потолок, м | ||
Дальность,км | ||
номинальная | ||
максимальная | ||
Экипаж, чел | ||
Стационарное вооружение самолета состоит из двух пушек DEFA (калибр 30 мм) и 35 снарядов, находящихся в специальном отсеке фюзеляжа. Под крылом самолет может нести два контейнера с 38 неуправляемыми снарядами каждый, две 500-килограммовые бомбы. УР типа ╚Матра╩ или дополнительные топливные баки |
"Супер Мистеры" на Ближнем Востоке
В Израиле новые истребители сосредоточили в 105-й эскадрилье на авиабазе Хатцор, где они и прослужили до окончания своей карьеры на Ближнем Востоке. К самолету приклеилось прозвище "Самбад" - по буквенно-цифровому обозначению типа S.M.B.2. Боевой дебют "Супер-Мистэров" состоялся в первые же месяцы пребывания на "земле обетованной". В один из мартовских дней 1958 г. м-р И.Алон вылетел на перехват неизвестного нарушителя воздушного пространства страны. Вскоре летчик вывел свой истребитель на динамический потолок, но таинственный незнакомец продолжал неспешно проплывать гораздо выше. Позже выяснилось, что это был секретнейший в то время американский разведчик U-2, совершавший по заданию ЦРУ полет над пустыней Негев и фотографировавший находящийся там израильский ядерный центр "Димона". U-2 еще несколько раз вторгались в воздушное пространство Израиля, причем участником этих миссий стал и сбитый через два года под Свердловском Фрэнсис Пауэре.
У "Хель хаавир", что называется, "чесались руки" поскорей использовать новую технику в бою и устрашить соседей. С конца 1959 г. начались регулярные стычки "Самбадов" с арабскими самолетами. В ноябре пара "Супер-Мистэров" нарушила воздушное пространство Египта над сектором Газа и атаковала два патрулировавших МиГ-17. В результате одна арабская машина получила повреждения. 25 мая следующего года пара "Самбадов" (к-н Агарон и ст. л-т Ядин) в том же районе вновь атаковала два МиГ-17. В схватке Агарону удалось подбить один истребитель. Пять дней спустя состоялся бой между четверкой МиГов и парой "Самбадов", после которого израильтяне заявили о повреждении еще одной машины египтян.
28 апреля 1961 г. в приграничной с Египтом зоне снова сошлись патрульные пары МиГ-17 и "Супер-Мистэров". Один из египетских летчиков допустил ошибку, свалился в штопор, после чего вынужден был катапультироваться, но приземлился на чужой территории и попал в плен.
Жарко было и на израильско-сирийской границе. Здесь пилоты 105-й эскадрильи впервые встретились с противником в один из февральских дней 1960 г. Бой с четверкой МиГ-17 не принес успеха ни одной из сторон. 31 января и 1 февраля 1961 г. на Голанских высотах вспыхнула очередная серия боев, в которых была задействована и авиация. В одной из воздушных схваток паре МиГ-17 удалось подбить один "Самбад", пилот которого смог дотянуть до Хатцора и благополучно приземлиться. На Голанских высотах состоялся дебют "Супер-Мистэров" и в качестве истребителей-бомбардировщиков: 13 ноября 1964 г. группа "Самбадов" сбросила напалмовые баки на позиции сирийской артиллерии
Ко дню начала третьей арабо-израильской войны в 105-й эскадрилье насчитывалось около 35 "Самбадов". 5 июня 1967 г. в 8.45 это подразделение вступило в бой. Одно звено (четыре машины) вместе с "Миражами" из 101-и АЭ атаковало авиабазу Каир-Уэст. Итогом налета стали 16 Ту-16, уничтоженные на земле, при этом от огня ПВО был потерян "Супер-Мистэр". Другое звено, возглавляемое комэском п/п-ком А.Шавитом, направилось для удара по авиабазе Иншас и сменило над ней отработавшую группу "Миражей" из 119-й АЭ. Израильтянам удалось поджечь на земле несколько МиГ-21, однако и здесь египетские зенитчики сбили один "Супер-Мистэр". По аналогичному сценарию планировалась работа группы и по Абу-Суэйр. Но в промежутке между уходом "Миражей" и появлением самолетов 105-й АЭ с этой авиабазы успел взлететь один МиГ-21, сорвавший еврейским пилотам прицельное бомбометание.
А вот над аэродромом Бир-Джафджафа летчики "Самбадов" не встретили серьезного сопротивления и сожгли на стоянках четыре Ил-14 и три вертолета.
Позднее на Эль-Кабрит совершила налет четверка, ведомая известным читателям "АиВ" по предыдущим публикациям Яаком Нево, который в то время находился на штабной работе и являлся автором идеи нанесения упреждающего внезапного удара по арабским авиабазам. Израильтянам удалось поджечь на земле несколько МиГ-15/17 и два Ил-14. Израсходовав боеприпасы, звено Нево на малой высоте начало уходить домой. В погоню поднялась пара МиГ-17, но израильтяне понесли потери, так и не вступив с ними в бой: два пилота не справились с управлением и врезались в землю. До конца дня "Супер-Мистэры" выполнили еще несколько рейдов на арабские авиабазы, а также бомбили позиции РЛС на Синае. В воздушных боях пилоты 105-й АЭ сбили два Ил-14 и один МиГ-17. Со второй половины дня ВВС Израиля приступили к налетам на иорданские и сирийские военные объекты.
В Иордании четверка "Самбадов" смогла вывести из строя важную РЛС в Эль-Аджлуне. В Сирии атаке подвергся ряд аэродромов,-были сбиты в воздушном бою два МиГ-21 (один комэском), а от огня ПВО потерян "Супер-Мистэр". 6 июня 105-ю АЭ перенацелили на поддержку наступавших израильских войск. Ударам подверглись походные колонны, скопления живой силы и техники противника, а также железнодорожная сеть египтян на Синае.
В тот день после схватки с египетским МиГ-21 эскадрилья недосчиталась одного "Самбада". 7 июня эскадрилья штурмовала позиции египетских ЗРКС-75.
На следующий день пилоты "Супер-Мистэров" главным образом добивали остатки египетских войск на Синае. В частности, около полудня эскадрилья приняла участие в уничтожении бронетанковой группировки в районе перевала Митла. Задача была успешно выполнена, однако на базу не вернулись два "Самбада", сбитых огнем с земли. Во второй половине дня звено 105-й АЭ пыталось помешать египетским Ми Г-17, штурмовавшим двигавшуюся на Исмаилию израильскую танковую колонну. На сей раз успех сопутствовал арабам, которые не понесли потерь и записали на свой счет один "Самбад". Последовавшее сразу за шестидневной войной французское эмбарго на поставку вооружений в Израиль привело к снижению боеспособности "Самбадов". Из-за нехватки запчастей на них участились различные отказы, в том числе и двигателей "Атар", из-за чего несколько машин разбилось. Выход вскоре был найден - на самолеты решили устанавливать американские двигатели J52-P-8A, применявшиеся на поступавших в то время в "Хель хаавир" штурмовиках "Скайхок". Таким образом убили сразу трех зайцев: решили проблемы с двигателями и запчастями к ним, а также добились улучшения тактико-технических характеристик уже изрядно послуживших "Супер-Мистэров". Первая модернизированная машина поднялась в воздух в январе 1969 г., однако доводка ее затянулась, и в эскадрилью самолет вернулся лишь в декабре.
В период, предшествовавший войне 1973 г., самолеты 105-й АЭ неоднократно участвовали в ударах по арабским объектам на всех направлениях: египетском, сирийском, иорданском и ливанском.
В 1975 г. карьера "Супер-Мистэра" в "Хель хаавир" завершилась.
Как мы видим он отлично воевал и даже против грозного 21-го. И тут все дело в выучке и подготовке летчиков, а не высокие лтд. Однако если сравнить Супер- Мистер или даже тот же Мистер-4, то окажется, что они не слишком-то и уступают мигу-17, кроме скорости. Две 30 револьверные 30-ки, это тоже веский аргумент в воздушном бою.
И так... Достойного противника Мигу-17 можно считать Супер-Мистера, он плюс-минус повторил его концепцию. Легкий, маневренный, но с мощным двигателем и неплохим вооружением.