Аэродинамический фокус. продольная устойчивость по перегрузке
В сбалансированном полёте на крыло действует подъёмная сила Y, сила веса G и балансировочная сила и момент стабилизатора.
Рис. 33.
При этом моменты сил от силы Y, и балансировочный момент стабилизатора от силы Уст. равны, но противоположны по знаку и взаимно уравновешивают друг друга. По этой причине ЛА находится в горизонтальном полёте.
При случайном увеличении a возникает неуравновешенная сила DY (дельта игрек), которая приложена в аэродинамическом фокусе крыла. На самом деле никакой дополнительной силы не возникает, а сила Y несколько смещается назад. Но в аэродинамике для удобства введено понятие аэродинамического фокуса, т.е. точки приложения приращения подъёмной силы.
рис. 34
Увеличение подъёмной силы вызовет увеличение перегрузки. Перегрузкой называется величина, обозначающая, во сколько раз сила, приложенная к телу, превышает массу этого тела. Перегрузку ещё называют ускорением.
В аэродинамике перегрузка, как и аэродинамическая сила R, раскладывается по осям координат и обозначается ny (эн игрек) — вертикальная перегрузка, nx (эн икс) — горизонтальная перегрузка, nz — боковая перегрузка. В данном случае речь идёт о вертикальной перегрузке ny.
Дальнейшее поведение ЛА будет зависеть от взаимного расположения фокуса и центра тяжести.
Если фокус расположен позади центра тяжести, то DY создаёт пикирующий момент, который превышает балансировочный момент стабилизатора и стремится уменьшить угол атаки, а следовательно, и перегрузку до исходной. ЛА с такой центровкой называется устойчивым по перегрузке.
Если фокус расположен впереди ЦТ, то DY создаёт дополнительный кабрирующий момент, который стремится ещё больше увеличить a и ny (перегрузку). ЛА с такой центровкой называется неустойчивым по перегрузке.
Рис. 35.
Если фокус совпадает с центром тяжести, то DY не создаёт никакого момента и ЛА сохраняет полученную дополнительную перегрузку. Такая центровка называется нейтральной по перегрузке.
Таким образом, расположение фокуса позади центра тяжести является обязательным условием устойчивости ЛА по перегрузке.
Расстояние между нейтральной центровкой и фактической центровкой называется запасом центровки или запасом устойчивости ЛА по перегрузке.
При всех вариантах загрузки и заправки ЛА центровка должна находиться в допустимых пределах. ЛА должен всегда иметь минимальный запас центровки, ни при каких условиях нельзя допускать нейтральной или запредельно задней центровки. В авиации и по сей день происходят аварии и катастрофы из-за пренебрежения или незнания необходимости контроля центровки ЛА.
Каждый ЛА имеет свой диапазон допустимых центровок, он приводится в инструкциях экипажу и инженерно-техническому составу.