Карбюраторы двигателей легковых автомобилей
На двигателях легковых автомобилей применяются карбюраторы, которые по принципу действия основных смесеобразующих устройств существенно не отличаются от карбюраторов двигателей грузовых автомобилей.
Двигатели с рабочим объемом 1,2 и 1,4 л для автомобилей ВАЗ оборудуются двухкамерными карбюраторами ДААЗ-2101, а двигатели с рабочим объемом 1,45 и 1,6 л - карбюратором ДААЗ-2103.
На двигателях автомобилей семейств «Волга» и «Москвич» устанавливаются двухкамерные балансированные карбюраторы эмульсионного типа соответственно К-126Г и К-126Н. Основными конструктивными особенностями этих карбюраторов являются наличие первичной 20 (рис.39) и вторичной 25 смесительных камер и их последовательное включение при переходе двигателя на различные режимы работы. Для этой цели дроссельная заслонка 26 вторичной камеры приводится в движение от дроссельной заслонки 21 первичной камеры с помощью рычажно-кулисного механизма, наружный рычаг которого соединен с приводом педали управления подачей топлива.
В воздушных горловинах карбюраторов К-126Г и К-126Н установлены сдвоенные воздушные заслонки 10. Левая часть заслонки прикрывает воздушный канал вторичной камеры, правая - канал первичной камеры. Кроме того. на воздушной заслонке имеются два автоматических клапана 11, обеспечивающих нормальную работу двигателя на режимах пуска и прогрева.
Для бесперебойного пуска прогретого двигателя и удаления паров топлива, скапливающихся в поплавковой камере, карбюраторы снабжены разбалансировочным устройством. Это вызвано тем, что после непродолжительной остановки горячего двигателя пуск его затруднен, так как теплота, выделяющаяся от сильно нагретых деталей, приводит к испарению топлива и повышению давления во впускном газопроводе и в поплавковой камере. Вследствие этого увеличивается истечение топлива из жиклеров, и горючая смесь обогащается, что затрудняет пуск двигателя. Разбалансировочное устройство на режимах холостого хода и при остановке двигателя соединяет полость поплавковой камеры с атмосферой.
Для визуального контроля за уровнем топлива в поплавковой камере карбюраторы К-126Г и К-126Н имеют смотровое окно 18.
Работу основных смесеобразующих систем рассмотрим на примере карбюратора К-126Г.
На режиме холостого хода двигателя горючая смесь приготовляется в первичной камере. Под действием. разрежения в пространстве за дроссельной заслонкой топливо проходит через главный жиклер 19, трубку жиклера 24 холостого хода и поступает в канал воздушного жиклера 14, „где, смешиваясь с воздухом, образует эмульсию, которая через канал 13 и нижнее регулируемое отверстие 23 поступает в смесительную камеру под дроссельную заслонку.
При закрытой дроссельной заслонке 21 первичной камеры через верхнее отверстие 23 системы холостого хода поступает дополнительное количество эмульсированного воздуха. По мере открытия дроссельной заслонки через верхнее отверстие поступает эмульсия, что способствует плавному переходу на режим малых и средних нагрузок.
На режимах малых и средних нагрузок двигателя дроссельная заслонка 21 первичной камеры 20 приоткрыта и в работу вступает главная дозирующая система. При этом топливо из главного жиклера 19 проходит эмульсионную трубку 17, где к нему подмешивается воздух из воздушного жиклера 16, и образовавшаяся эмульсия поступает в горловину малого диффузора 15 первичной камеры, где она сначала в малом, а затем в большом 22 диффузоре перемешивается с воздухом.
Одновременно с работой главного дозирующего устройства работает и система холостого хода. Параметры обеих дозирующих систем подобраны так, что при их совместной работе на указанных режимах обеспечивается получение обедненной горючей смеси.
На режиме больших нагрузок двигателя, когда дроссельная заслонка первичной камеры открыта более чем на 2/3 ее хода, начинает открываться дроссельная заслонка 26 и в работу включается главная дозирующая система вторичной камеры 25, топливо к которой поступает из жиклера 29. По мере открытия заслонки 26 скорость воздуха возрастает и увеличивается разрежение в малом 7 и большом 27 диффузорах. При этом в эмульсионной трубке 28 возрастает давление воздуха, под действием которого топливо подается к распылителю малого диффузора, предварительно смешиваясь с воздухом, поступающим из воздушного жиклера 6.
Образовавшаяся эмульсия поступает во вторичную смесительную камеру, где, перемешиваясь с воздухом, поступающим из диффузоров, образует горючую смесь. Экономичный состав смеси при частичных открытиях дроссельной заслонки 26 вторичной камеры достигается путем подбора главного 29 и воздушного жиклеров.
Обогащение горючей смеси на больших нагрузках двигателя производится с помощью экономайзера, имеющего механический привод. По мере открытия дроссельной заслонки 26 вторичной камеры шток 3, перемещаясь вниз, открывает клапан 31 экономайзера, обеспечивая дополнительную подачу топлива к распылителю 8 экономайзера. Однако при частичных открытиях дроссельной заслонки разрежение у среза распылителя 8 недостаточно, и топливо из него не вытекает. При почти полном открытии дроссельной заслонки увеличивается скорость воздуха во вторичной смесительной камере, что вызывает истечение топлива из распылителя 8; в результате горючая смесь обогащается и мощность двигателя возрастает.
При резком открытии дроссельной заслонки в работу вступает ускорительный насос. Шток 1 привода ускорительного насоса и экономайзера с планкой 4 быстро опускается вниз. Под действием планки пружина 2 сжимается и перемещает вниз поршень 5 ускорительного насоса. Под давлением топлива обратный шариковый клапан 30 закрывается, нагнетательный игольчатый клапан 12 открывается. Дополнительное количество топлива через распылитель 9 впрыскивается в полость диффузора первичной смесительной камеры, что кратковременно обогащает горючую смесь и улучшает приемистость двигателя.
Наряду с карбюратором К-126Г выпускаются также модернизированные карбюраторы этого типа, принципиальное отличие которых состоит в том, что они имеют сравнительно несложное по конструкции диафрагменно-вакуумное устройство, автоматически управляющее дроссельной заслонкой вторичной камеры при увеличении нагрузки на двигатель, а также при разгоне автомобиля. С помощью этого устройства повышается приемистость двигателя и улучшается процесс смесеобразования па режимах больших нагрузок, вследствие чего снижаются расход топлива и токсичность отработавших газов.
Раздел 7. Системы питания с впрыскиванием бензина.