Занятие № 2. Практическое
Изучение знаков ДЕЩР24680 в приеме на слух. Основы передачи ключом.
Учебные и воспитательные цели:
- Изучить в приеме на слух знаки: 1,2,3,4, 5.
- Научиться передавать ключом длинные и короткие сигналы групповым методом.
Время: 45мин.
Место: класс ВСП
Метод: практическое выполнение упражнений
Учебно-материальное обеспечение:
1. Литература:
а) основная литература:
"Сборник учебно-тренировочных текстов для обучения приему на слух и передачи ключом, ДКМ Р-010".
2. Наглядные пособия:
- плакат "Правила написания знаков телеграфной азбуки"
- плакат "Нормативы по ВСП".
3.Технические средства: Тренажёр УЧЁБА - 1 м, телеграфные ключи, головные телефоны.
1. РАСЧЕТ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
I Вводная часть | 5 минут |
II Основная часть 1.Разучивание в приеме на слух знаков Д, Е, Щ, Р, 2, 4, 6, 8, 0. 2.Тренировка в передаче ключом коротких сигналов. Нажатие и отжатие ключа, освоение передачи длинных сигналов, сочетания точки и тире в непрерывном варианте. | |
III Заключительная часть | 5 минут |
2.ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Учебные вопросы, их содержание и время | Методические указания |
I Вводная часть- 5 минут 6) Проверка готовности взвода к занятию 7) Объявление темы и учебной цели занятия 8) Контроль усвоения пройденного материала 9) Включить питание рабочих мест 10) Инструктаж по мерам безопасности II Основная часть 1.Разучивание в приеме на слух знаков Д, Е, Щ, Р, 2, 4, 6, 8, 0. Е – есть • Д – доо=ми=ки ─• • 6 - поо-шес-ти-бе-ри ─• • • • 8 - моо-лоо-коо ки-пит ─ ─ ─• • 0 - саа-мыый длиин-ныый ноль ─ ─ ─ ─ ─ 2.Тренировка в передаче ключом коротких сигналов. Нажатие и отжатие ключа, освоение передачи длинных сигналов, сочетания точки и тире в непрерывном варианте. Отработка хватки ключа по разделениям на 5 счетов. По команде "делай раз" обучаемые поднимают руку и поджимают безымянный палец и мизинец внутрь: "делай два" - большой палец ставят на опорную шайбу на один уровень с передним краем шейки головки ключа и плотно прижимают к ней: "делай три" - средний палец боковой частью прижимают к шейке головки ключа с противоположной по отношению к большому пальцу стороны: "делай четыре" - указательный палец с небольшим напряжением прижимают первой фалангой к передней кромке головки ключа: "делай пять" - локоть отводят от корпуса таким образом, чтобы предплечье было как бы продолжением рычага ключа и образовывало с плечом прямой угол (в зависимости от роста и телосложения) локтевой сустав может быть на удалении от корпуса 5-20 см. Геометрическая фигура, образованная большим указательным пальцем и головкой ключа, является неизменной вовремя работы на ключе. Через 3-4 минуты останавливаю работу обучаемых и провожу тренировку в хватке ключа по разделениям. Первоначальный зазор 1.5мм (15-16 листов бумаги), в дальнейшем зазор может быть уменьшен, но не более чем до 1мм. | Принять доклад от дежурного по взводу о готовности взвода к занятию. Проверить правильность посадки за рабочим местом. Проведение инструктажа по мерам безопасности под роспись в журнале. Изучение знаков начинается с записи его крупным почерком на доске, радом с ним код Морзе и далее напев и "мелодию" знака, а в конце - обозначение. После чего дать команду группе воспроизводить напев знака. Убедившись в правильном произношении напева знака, перейти к звуковому изучению, для чего знак подается всей группе несколько раз с дублированием его голосом. Обучаемые хором, вполголоса, называют значение переданного знака, вначале напевом, а затем цифровым обозначением. Убедившись, что обучаемые усвоили звучание данных знаков, перевести их на прием с записью в тетрадях. Отработав способ хватки ключа, приступаю к обучению передаче ключом коротких сигналов (точек) в непрерывном варианте. Длительность точек и пауз между ними одинаковы, поэтому скорость движения кисти руки вверх и вниз должны быть одинаковы. Затем демонстрация коротких сигналов на не озвученном ключе. При правильной передаче точек рабочий и холостой контакты ключа звучат одинаково, т.е. так, как работает маятник. Обучение проводится под метроном групповым методом по команде "Передачу коротких сигналов начали". Периодически необходимо демонстрировать свою озвученную передачу и обучаемых. |
III Заключительная часть - 5 минут - ответить на вопросы обучаемых, возникшие в ходе занятия; - подвести итоги о степени достижения цели занятия; - задание на самоподготовку: 1) тренировка в приеме на слух изученных знаков 2) тренировка в передаче ключом длинных и коротких сигналов групповым методом. |
Руководитель занятия:
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры связи
полковник А. Карманов
«____» ________________ 20 __ г.
ПЛАН
проведения занятий со студентами 3 –го курса по дисциплине «Военно-специальная подготовка»
Тема № 4:Освоение приема на слух, передачи ключом и датчиком Р-010 (Р-020) знаков радиотелеграфной азбуки