Техника выполнения штопора
Техника выполнения штопора по сравнению с остальной техникой управления самолетом проста. В ней нет той зависимости между зрительными восприятиями пилота и реагированием на них, как, например, на взлете, посадке или виражах; движения рулями при штопоре носят механический характер, но внешнему виду штопор нельзя спутать с какой-либо другой эволюцией самолета. И тем не менее изложить технику выполнения штопора, как это мы делали в отношении всех других элементов полета и фигур, нельзя.
Это объясняется тем, что штопорные свойства, т.е. стремление самолета к штопорному движению, тип этого движения и способы вывода самолета из штопора, не одинаковы у различных конструкций. Некоторые конструкции самолетов почти не входят в штопор, другие трудно ввести в штопор, но если они попадают в штопор, то с трудом выходят из него. Есть самолеты, которые легко входят в штопор, но так же легко и выходят из него, и, наконец, есть такие, которые легко входят в штопор, но выходят из него с трудом. Одни самолеты делают только крутой штопор, другие — крутой и пологий, третьи — еще и плоский. Кроме того, самолеты даже одного типа имеют различные штопорные свойства в зависимости от загрузки самолета и ее размещения.
Соответственно этому и техника действия рулями зависит от конструкции самолета. Поэтому нельзя объяснить технику выполнения штопора, не имея в виду конкретного самолета. Общее между современными самолетами в этом отношении только то, что для вывода из штопора нужно перевести самолет на малые углы атаки, прекратить вращение и через пикирование вывести в нормальный полет. Любая иная формулировка, претендующая дать общую картину действий на штопоре, будет ошибочной, а поэтому и вредной.
Если бы мы решили принять за основу выполнение штопора на каком-то одном самолете, то всевозможные исключения, условия и оговорки заслонили бы собой правила, и инструктор мог бы преподнести курсанту только небольшую часть их, не рискуя запутать его этими исключениями и оговорками. То, что допустимо и правильно для одного типа, недопустимо и неправильно для другого. Например, на одном самолете нужно для ввода в штопор до отказа брать ручку на себя, на другом — ручка за время штопора остается почти в нейтральном положении; один самолет можно ввести в штопор только в том случае, если отклонить ручку в противоположную сторону, а если это сделать на другом самолете, он будет запаздывать с выходом, третий же и совсем не выйдет из штопора. Последовательность действия рулями для вывода на одном самолете не имеет значения, а другой может не выйти из штопора, если отдать ручку от себя раньше педали. На одном самолете тяга мотора содействует более быстрому выводу из штопора, а на другом, напротив, затрудняет выход — в зависимости от децентрации и направления вращения винта.
Объяснение техники выполнения штопора должно представлять собой последовательное изложение зависимости, существующей между летными качествами и штопорными свойствами самолета. Это единственно правильный метод. Но его можно употреблять только применительно к определенному самолету.
Наземная подготовка
Во время наземной подготовки курсантов к штопору инструктор должен провести большую работу в области повышения знаний курсантов по теории штопора.
Из истории штопора
Сначала инструктор должен рассказать курсантам, что такое штопор и зачем нужно ему обучаться. Нужно рассказать курсантам, что на заре авиации из-за штопора гибли летчики, так как не знали его сущности, причин и не умели с ним справляться. Русский летчик К. К. Арцеулов первый начал борьбу со штопором и блестящим образом разрешил эту важнейшую в истории авиации проблему — он ввел сознательно самолет в штопор (в 1916 году) и после нескольких витков вывел из него самолет. Проделав несколько раз штопор, он доказал полную возможность не только выводить самолет из штопора, но и практически обучать летчиков этому. К. К. Арцеулов первый разработал и методику обучения штопору.
Дальнейшее изучение природы штопора принадлежит советским ученым В. С. Пышнову и А. Н. Журавченко. Их исследования легли в основу современной теории штопора. При их участии были проведены крупные исследовательские работы в области влияния различных факторов на штопорные свойства самолета и способы вывода самолета из штопора, разработаны конструктивные способы предупреждения срыва самолетов в непроизвольный штопор.
Рассказать обо всем этом курсантам нужно для того, чтобы они знали роль нашей Родины в деле борьбы за безопасность авиации. Инструктор может иллюстрировать свой рассказ различными примерами, избегая мрачных эпизодов и запугивания курсантов. Инструктор должен добиться, чтобы курсанты осознали важность любого мероприятия, связанного с обучением штопору, поняли бы недопустимость легкомысленного отношения к нему, но вместе с тем не боялись бы штопора, а, наоборот, прониклись бы уверенностью, что при правильном п аккуратном отношении к требованиям инструктора они хорошо усвоят штопор.