Особенности навигационной работы при подготовке пилота
Деятельность пилота в полете состоит из пилотирования и навигации. Пилотирование касается движения самолета относительно воздушной среды, а навигация — относительно земной поверхности. Обе стороны неразрывны — пилотирование теряет смысл без воздушной навигации, а воздушная навигация не существует без пилотирования. Однако в отдельности и пилотирование и воздушная навигация настолько обширные области деятельности, что занятие ими стало главным содержанием самостоятельных профессий — пилота и штурмана. Но при этом возникло своеобразное положение: в то время, как штурман может не знать, как управлять самолетом, пилот должен не только знать, но и уметь работать, как штурман. Кроме того, теми средствами и приемами самолетовождения, которые ему доступны, пилот должен владеть лучше штурмана, так как он располагает только секундами времени там, где штурман располагает десятками секунд — пилотирование не позволяет ему отвлечься и сосредоточиться на решении навигационных задач дольше. Между тем требование в этом отношении одинаково как к штурману, так и к пилоту — привести самолет в заданный пункт.
Во время полета штурман имеет возможность применять для целей самолетовождения разнообразные технические средства, пилот же ограничен и в этом отношении, так как ему доступны далеко не все средства и приемы, которые наука и техника предоставляют авиации и которыми пользуется штурман. Этому опять-таки мешает управление самолетом — пилот не может бросить рули. Пилот не может, например, пользоваться приборами для измерений и вычислений основных навигационных элементов полета, таких, как угол сноса, путевая скорость и др., он не может производить точных расчетов, делать подробных записей. Поэтому он вынужден чаще довольствоваться приближенными расчетами, глазомером, короткой отметкой на карте при помощи штриха или двух-трех знаков. Там, где штурман обеспечивает себя для надежности или вследствие неуверенности дублирующими приемами, пилот должен ограничиться одним приемом и действовать решительно, не допуская проявления неуверенности или сомнения.
Пилот делит со штурманом ответственность за самолетовождение, но каждому пилоту приходится нередко обходиться без штурмана, а многие в силу различных условий и обстоятельств летают без штурмана всегда. Тогда на пилоте лежит полная ответственность за правильное, грамотное и надежное вождение самолета.
Навигационная подготовка в первоначальном обучении курсанта-пилота имеет важное значение, так как именно в это время создается фундамент основных знаний, умений и навыков пилота по самолетовождению, и если этот фундамент не будет достаточно прочным, будущая служба пилота не может быть обеспечена.
Навигационная подготовка пилота имеет одну особенность. Она заключается в том, что некоторые ее недостатки могут оставаться длительное время в скрытом состоянии и их обнаружить без специальной проверки почти невозможно. Поясним это. Если пилот будет недостаточно подготовлен в технике пилотирования, например, в выполнении посадки, расчета на посадку или виражей, это обнаружится сразу. Но можно ли обнаружить сразу недостаток в умении сличать карту с местностью? В течение ряда лет пилот может летать не блуждая, пока, наконец, из-за этого недостатка не попадет в беду. Такое временное и относительное благополучие будет основываться на том, что имеющийся недостаток компенсируется другими средствами, например, четкостью в применении технических средств самолетовождения и соблюдением навигационного режима. Но при усложнении обстановки и без того напряженное внимание пилота может оказаться недостаточным и пилот заблудится.
Есть пилоты, которые всегда спокойны за технику пилотирования и вместе с тем настороженно относятся к своему умению и способности решать навигационные задачи полета. Объясняется это недостаточностью их навигационной подготовки, знания этих пилотов поверхностные и несистематизированные, а навыки неточные и незакрепленные.
Пробелы в подготовке пилотов основываются на недостаточной работе инструкторов в учебно-летных организациях и в неправильной методике обучения. Методика практической навигационной подготовки пилота вообще разработана и обобщена меньше, чем методика обучения технике пилотирования.
Наиболее распространенный недостаток состоит в том, что в обучение пилотов самолетовождению механически переносятся методы обучения штурманов, сокращается лишь объем и время подготовки. Это принципиальная ошибка. Пилота надо учить самолетовождению иначе, чем штурмана, так как условия их работы на самолете совершенно различны.
Мы уже говорили, что некоторые виды подготовки пилотов не только нельзя сокращать, а, наоборот, надо расширять по сравнению с подготовкой штурманов. Это относится главным образом к тем видам и приемам внеполетной и летной подготовки, которые применяются пилотом в практике самолетовождения без штурмана. По остальным вопросам теории и практики воздушной навигации пилоты могут получить меньшую подготовку, нежели штурманы, но ее объем все же должен обеспечивать знание пилотом всех средств, которыми располагает штурман для целей самолетовождения.