Приборы подачи и очистки топлива. воздушный фильтр
Топливный бак имеет заливную горловину, а также внутренние перегородки для устранения резких перемещений топлива и датчик указателя уровня топлива. В заливной горловине имеется сетчатый фильтр, а в ее пробке (ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, ГАЗ-24 «Волга») - паровой и воздушный клапаны, действие которых аналогично действию клапанов пробки радиатора системы охлаждения. Вместимость топливных баков автомобилей ГАЗ-24 «Волга» - 55 л, ГАЗ-53А - 90 л, ЗИЛ-130 - 170 л.
Сетчатые фильтры устанавливают также в крышке корпуса топливного насоса и в штуцере поплавковой камеры карбюратора. Кроме того, в систему питания включаются фильтры-отстойники грубой и тонкой очистки топлива.
Топливный фильтр грубой очистки устанавливают у топливного бака. Его фильтрующий элемент состоит из тонких пластин 3 (рис.44, а), имеющих выштампованные выступы высотой 0,05 мм. Топливо очищается, проходя через щели между пластинами.
Фильтр тонкой очистки имеет керамический фильтрующий элемент 5 (рис.44, б) или мелкую сетку, свернутую в рулон. Устанавливают его перед карбюратором или на входе в нагнетательную магистраль двигателя с впрыскиванием бензина.
Топливоподкачивающий насос служит для подачи топлива из бака в поплавковую камеру карбюратора. В карбюраторных двигателях наиболее распространены топливоподкачивающие насосы диафрагменного типа (рис.45). При нажатии эксцентрика распределительного вала двигателя на наружный конец рычага 7 насоса диафрагма 5 штоком 3 оттягивается вниз. В полости над диафрагмой создается разрежение, под действием которого открываются впускные клапаны 6. Топливо из бака, пройдя сетчатый фильтр 7, заполняет полость над диафрагмой.
Когда выступ эксцентрика сходит с рычага 1, пружина 10 возвращает последний в исходное положение. Одновременно диафрагма 5 под действием пружины 4 прогибается вверх. Давлением топлива, поступившего в полость над диафрагмой, закрываются впускные клапаны и открывается выпускной клапан 9. Топливо из насоса поступает в поплавковую камеру карбюратора. При заполнении поплавковой камеры топливом диафрагма насоса остается в нижнем положении, а рычаг 1 перемещается по штоку 3 вхолостую. Топливо к карбюратору в этом случае не поступает.
Чтобы заполнить поплавковую камеру карбюратора при неработающем двигателе, необходимо нажать на рычаг 2 ручной подкачки. Он связан с диафрагмой насоса.
Диафрагму 5 изготовляют из лакоткани или прорезиненной ткани, клапаны - из бензомаслостойкой резины, а их пружины - из бронзовой проволоки.
Топливоподкачивающий насос Б-10, устанавливаемый на двигателях ЗИЛ-130, имеет три впускных и три выпускных клапана. Усилие от эксцентрика распределительного вала двигателя к рычагу привода топливного насоса передается штангой.
Воздушный фильтр очищает воздух от пыли. Установлен воздушный фильтр перед карбюратором или перед дроссельной заслонкой двигателей с впрыскиванием бензина. В инерционно-масляном фильтре (рис.46, а) воздух проходит двойную очистку: под действием разрежения поток воздуха направляется вниз, ударяется о поверхность масла (частицы пыли остаются в масле) и, резко изменив направление, поступает через фильтрующий элемент во входной патрубок карбюратора. Фильтрующий элемент изготовляют из металлической сетки или капроновой набивки.
В воздушном фильтре с сухим фильтрующим элементом автомобилей «Жигули» также две ступени очистки. Наружный слой элемента 9 (рис.46, б) выполнен из синтетических нетканых волокон (первичная очистка), а внутри расположен гофрированный картон (вторичная очистка).
Патрубок 11 обращен к радиатору и служит для забора воздуха из подкапотного пространства. Патрубок 8 забирает воздух из пространства над выпускным трубопроводом, что необходимо в зимнее время. Патрубки 8 и 11 из зимнего положения в летнее переключают по цветным меткам, нанесенным на крышке фильтра.
В двигателях с впрыскиванием бензина топливный насос (см. рис.45) имеет электрический привод. Иногда его делают герметичным и погружают в бензин, находящийся в бензобаке.