Система питания низкого давления топлива
Топливные бакинеобходимы для создания запаса топлива. Их объем определяют обычно из расчета пробега автомобиля 500...600 км при полной нагрузке. Бак имеет заливную горловину с крышкой, выходной штуцер, через который отбирается топливо, перегородки, снижающие взбалтывание топлива и образование пены при толчках автомобиля, и дыхательную систему. Забор топлива для питания двигателя происходит с уровня на 4...5 см выше дна бака. В баках автомобилей с дизелями предусмотрен штуцер для слива отстоя. Дыхательная система бака грузовых автомобилей состоит из двух клапанов в крышке: воздушного, поддерживающего атмосферное давление в баке при понижении уровня топлива, и парового, который выпускает пары топлива при нагреве баков. В баке легковых автомобилей вместо клапанов установлена вентиляционная трубка.
Топливные насосы низкого давления(подкачивающие) служат для подачи топлива из бака к двигателю. Они должны обеспечить подачу нужного количества топлива под давлением, обеспечивающим преодоление сопротивления фильтров. Это давление составляет 0,12...0,15 МПа. Производительность насосов в 2...10 раз превышает подачу топлива в цилиндры. В двигателях с впрыскиванием бензина насос должен обеспечить работу форсунок при давлении 0,3...0,5 МПа.
На двигателях применяют насосы низкого давления поршневого, диафрагменного и роторного типов.
Схема работы топливных насосов. Насос поршневого типа представляет собой цилиндр, в котором движется поршень 4 (рис. 6.7, а). Под действием эксцентрика /через ролик 2 и толкатель Зон перемещается в одну сторону, а обратно — пружиной. При движении поршня вниз (рис. 6.7, а, I) топливо в полости под плунжером закрывает впускной клапан 6, открывает выпускной клапан 5 и поступает частично в выходную магистраль, а основная его часть — в полость А. При движении поршня вверх (рис. 6.7, а, II) клапан 5 закрывается, а клапан б под действием разрежения открывается, и полость под плунжером заполняется топливом. Из полости А поршень топливо вытесняет в нагнетательную магистраль. Такая система двойной подачи снижает пульсацию давления. При повышении давления в выходной магистрали (например, при засорении фильтров, которые стоят в системе дальше) насос выполняет функцию предохранительного клапана: давление в полости А отжимает поршень вниз, исключая его движение под действием эксцентрика. Подача прекращается, пока давление не снизится. • Насос диафрагменного типа (рис. 6.7, б). Его диафрагма 4зажата между двумя половинками корпуса /. Под действием эксцентрика (на схеме не показан) через толкатель 8, рычаг 7и шток бдиафрагма прогибается вниз. В обратную сторону она выгибается под действием пружины 5. При прогибе диафрагмы вниз (рис. 6.7, б, II) открывается впускной клапан 3 и закрывается нагнетательный клапан 2. Топливо заполняет полость Б. При движении диафрагмы вверх (см. рис. 6.7, б, I) под действием пружины топливо вытесняется из полости .5через открывшийся нагнетательный клапан в выходную магистраль и одновременно под колпак в полость А. При этом клапан 3 закрыт. При давлении в полости А и магистрали выше допустимого диафрагма прогибается вниз и рычаг 7 перестает передавать на нее воздействие эксцентрика. Подача топлива прекращается до падения давления ниже допустимого. Полость А служит демпфером для снижения колебаний подачи топлива.
Насос роторного типа (рис. 6.7, в). Внутренняя полость корпуса / насоса выполнена в виде эллипса. В нем вращается ротор 2* В пазах ротора установлены ролики 3. При вращении ротора они прижимаются к корпусу под действием центробежной силы. Захватывая топливо в широкой полости, ролики переносят его в сужающуюся полость, благодаря чему его давление нарастает, и вытесняют топливо в нагнетательную магистраль Вых.
Устройство насосов низкого давления. Поршневые насосы устанавливают обычно на дизелях (КамАЗ, КАЗ, ЗИЛ-645). Они работают при давлении 0,12...0,15 МПа. Привод насоса осуществляется от эксцентрика (или кулачка) кулачкового вала топливного насоса высокого давления. В корпусе 4 (рис. 6.8, а) поршень //совершает движение под действием толкателя /, штока 2, центрируемого на пранляющей 3, и пружины 18. Впускной 16 и выпускной 5 клапаны грибкового типа имеют посадочные пружины 6.
На впускной магистрали устанавливают насос ручной прокачки. Он служит для заполнения топливом топливопроводов, фильтров и ТНВД после длительного выключения двигателя или для удаления воздуха из системы. Этот насос состоит из корпуса — цилиндра 15, вворачиваемого в корпус 4, и поршня 12, соединяемого штоком с рукояткой 10. При перемещении водителем рукоятки 10 вверх-вниз насос, используя клапаны 5 и 16, обеспечивает подачу топлива в выходную магистраль. После прокачки рукоятка 10 заворачивается на крышку 11, благодаря чему поршень 12 плотно прижимает толстую резиновую шайбу (манжету) 14 к ту корпуса, что предотвращает подсасывание в систему воздуха.
Насосы диафрагменного типа устанавливают обычно на карбюраторных двигателях легковых и грузовых автомобилей. В корпусе /0насоса (рис. 6.8, б) размещены шток 8с пружиной 9, диафрагма 7, корпус клапанов 6 с грибковыми впускными 4 и выпускным 5 клапанами, перегородка 2, фильтр 3 и крышка 7. Привод насоса обеспечивает рычаг 16 от эксцентрика распределительного вала ГРМ. Для ручной прокачки установлен рычаг 13, лыска оси которого при работе двигателя не воздействует на рычаг 16, а при качании рычага 13 перемещает его и диафрагму вверх-вниз.
Насосы роторного типа устанавливают на двигателях с впрыском бензина (инжекторных). Эти насосы имеют электрический привод. Их располагают вне бака или (чаще) в баке. В этом случае насос полностью погружен в бензин вместе с электродвигателем. Взрывобезопасность обеспечивается тем, что в среде бензина отсутствует кислород.
В корпусе 1 насоса (см. рис. 6.7, в), вращается ротор 2 с пазами. В пазах помещены ролики 3, покрытые пластиком (тефлоном).
Примерные размеры деталей насоса: диаметры ротора 30мм, корпуса 32 мм, роликов 5,5 мм, эксцентриситет ротора 1 мм, длина роликов 6 мм.
На входе в насос установлен сетчатый предохранительный фильтр. Насос имеет два клапана: один соединяет полости нагнетания и всасывания и перепускает топливо на впуск при превышении заданного давления; другой (на выходе) запирает топливо в системе после выключения насоса.
Насосы различных моделей автомобилей работают при давлении 0,3...0,62 МПа. Производительность их 1,7...2л/мин при 20'С, рабочее напряжение 7...15 В, максимальное значение силы тока 4,7...9,5 А. Автоматика включает насос при включении зажигания и отключает его при остановке двигателя даже с включенным зажиганием.
Очистка топливанеобходима для удаления из топлива механических примесей и воды. Это особенно важно в дизелях и двигателях с впрыскиванием бензина, где в топливной аппаратуре есть
пары сопряженных деталей с зазором 1...3мкм. Плохая очистка приводит к интенсивному изнашиванию, коррозии и заклиниванию этих деталей.
Для очистки топлива применяют фильтры грубой и тонкой очистки, в которых используют следующие способы очистки: отстой — происходит в баке и корпусах фильтров при стоящем автомобиле; фильтрация —топливо продавливается через поры или щели фильтрующего элемента; инерционный — резкое изменение направления движения топлива, в результате чего механические примеси под действием центробежной силы выбрасываются из общего потока.
Фильтры грубой очистки(ФГО) задерживают примеси крупнее 0,03...0,1мм с полнотой очистки 20...55% примесей и до 85% воды. Они облегчают работу ФТО, который устанавливается далее.
Фильтр щелевого типа (рис. 6.9, а) имеет фильтрующий элемент 6, набранный на стержне 2 из латунных пластин. На них выштампованы выступы высотой 0,05 мм и отверстия для прохода топлива. Пластины поджаты пружиной 9. В собранном виде за счет выступов между пластинами образуются щели размером 0,05 мм, через которые проходит топливо. Топливо через входной штуцер Вх попадает в полость между корпусом / и колпаком 8 и продавливается сквозь щели фильтрующего элемента. Механические примеси остаются на его поверхности. Далее топливо движется вверх и в главную магистраль Вых. Чистик 7 позволяет снять с поверхности примеси при техническом обслуживании.
Фильтр инерционного типа применяют на дизелях. Топливо, попадая в полость фильтра между корпусом 1 и колпаком <?(рис. 6.9, б), направляется к стенкам корпуса конусом 11 и проходит через щель между краями конуса 11 и колпака 8. Это приводит к повышению скорости движения топлива. Затем топливо резко поворачивает и идет вверх, проходит через сетку и далее через выходной штуцер в главную магистраль. В момент изменения движения из топлива выделяются механические примеси, оседающие по стенкам на дно корпуса. Конус-успокоитель 12 предотвращает взбалтывание отстоя. Сетка задерживает легкие примеси (полову и т. п.) и воду.
У фильтров обоих типов крышка и корпус стянуты болтами. В нижней части имеется вентиль Юс шариковым запором. При ТО-1, отворачивая этот вентиль на 1...2 оборота, сливают из корпуса от* стой (часть топлива с механическими примесями).
Фильтры тонкой очистки(ФТО) очищают топливо от частиц крупнее 1,5 мкм. В них использован способ фильтрации через фетр, войлок, хлопчатобумажную пряжу, бумагу, картон, порош* ковый материал. Наиболее часто применяют два последних материала.
Фильтр тонкой очистки с картонным элементом применяют дизелях. Топливо, попадая через канал в корпусе / (рис. 6.9, в) в полость колпака 8, продавливается через поры бумаги фильтра-патрона. Этот патрон состоит из фильтрующего элемента б, выполненного в виде длинного цилиндра из специальной бумаги. Для уменьшения габаритов цилиндр сжат гармошкой, края его за-вальцованы в крышки, а сверху для защиты от повреждений он прикрыт обечайкой из плотного картона с отверстиями. Уплотнение патрона сверху и снизу обеспечивается прокладками и пружиной 9. Вентиль 10 в нижней части служит для слива отстоя. При сборке весь фильтр стягивают стержнем 2. Между корпусом и колпаком устанавливают прокладку 5.
Фильтр установлен в верхней точке системы питания. В фильтре предусмотрен клапан для удаления воздуха из системы. Когда в подводящем канале давление достигает 0,2...0,4 МПа, плунжер 14 отжимается и открывает канал для прохода топлива вместе с воздухом в бак. Натяжение пружины клапана регулируют прокладками 13,
Фильтры тонкой очистки легковых автомобилей неразборные с порошковым или керамическим наполнителем. Их заменяют через 6... 10 тыс. км пробега.