Работа винта при увеличении скорости полета
При работе винта на месте, когда V = 0, угол атаки элемента лопасти равен углу установки. С увеличением поступательной скорости полета угол атаки элемента лопасти уменьшается. При постоянной скорости полета с увеличением частоты вращения угол атаки элемента лопасти винта увеличивается.
Направление результирующей скорости набегающего потока зависит от соотношения скоростей V и U, от этого зависит и угол атаки элемента лопасти винта.
Рассмотрим зависимость угла атаки элемента лопасти винта от изменения скорости полета (рис. 2.11) при постоянной частоте вращения двигателя.
Рис. 2.11. Работа винта при увеличении скорости полета
В процессе разбега и взлета самолета угол установки лопасти винта увеличивается, угол атаки лопасти уменьшается, тяга винта становится меньше.
Работа винта при вводе и выводе из флюгерного положения
В зависимости от ситуации перед переводом винта в режим флюгирования можно предпринять попытки восстановить мощность двигателя согласно РЛЭ.
Останов двигателя и перевод его в режим флюгирования:
– определить неработающий двигатель;
– выключить главный выключатель неработающего двигателя ENGINE MASTER.
ВНИМАНИЕ! Запрещается останавливать двигатели краном переключения подачи топлива. Это может привести к выходу из строя насосов высокого давления.
Отключение двигателя с винтом во флюгерном положении:
– выключить генератор неработающего двигателя;
– выключить подачу топлива неработающего двигателя.
Примечания:
1. Топливо отказавшего двигателя использовать для работающего двигателя (режим кольцевания).
2. Если РУД хотя бы одного двигателя установить в положение IDLE, срабатывает сигнализация «ШАССИ» (для отключения сигнализации увеличить режим).
Расфлюгирование винта и повторный запуск двигателя в полете:
– повторный запуск возможен на Нбар = 8000 футов, не более;
– приборная скорость – от 110 до 120 узлов;
– РУД соответствующего двигателя – в положении IDLE;
– переключатель подачи топлива двигателя, генератор, главный выключатель двигателя ENGINE MASTER – в положении ON;
После запуска двигателя РУД установить в режим умеренной мощности.
ВНИМАНИЕ! Воздушный винт переходит в режим авторотации на приборных скоростях от 110 узлов и выше. Во избежание заброса оборотов винта сразу после расфлюгирования и перезапуска двигателя следует выдерживать приборную скорость менее 120 узлов.
3. Горизонтальный полет самолета
Общие сведения
Под установившимся движением самолета подразумевается движение, параметры которого не изменяются с течением времени (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Условия горизонтального полета
Для осуществления горизонтального полета необходимо, чтобы
, .
Скорость, тяга и мощность, потребные для горизонтального полета, определяются по формулам:
,
Величина потребной скорости VГПзависит от полетной массы самолета, величины cy (угла атаки, степени обдувки крыла винтом, обледенения самолета) и плотности воздуха.
Величина потребной тяги РГПзависит от массы самолета, аэродинамического качества, угла атаки, положения закрылков, шасси и обледенения самолета.
При aкр = 21° коэффициент подъемной силы максимальный (cy max = 1,62), а скорость горизонтального полета – минимальная.
Потребная мощность для горизонтального полета зависит от массы самолета, угла атаки, положения закрылков, шасси, степени обдувки крыла винтом, обледенения самолета и плотности воздуха (высоты полета самолета, температуры воздуха и атмосферного давления).
В зависимости от режима полета (высоты, скорости, массы) пилот устанавливает РУД по необходимости. Рекомендованное значение мощности составляет 70 %. Необходимо балансировать самолет по всем каналам по обстоятельствам, в процессе полета контролировать параметры двигателя и систем. Запрещено превышать разницу топлива в левом и правом полукрыльях 18,9 л. Ниже представлены параметры горизонтального полета для разных скоростей и высот (табл. 3.1).
Таблица 3.1