Общие рекомендации по ремонту и ТО тормозного управления
Все ремонтные операции необходимо выполнять с соблюдением следующих требований:
1.Промытые и готовые к сборке детали следует укладывать на
чистую глянцевую бумагу (не оставляющую ворсинок).
2.Не протирать детали тряпками.
3.Для удаления тормозной жидкости с поверхности собранного
узла допускается применять марлю.
4.Не использовать для ремонта детали, работавшие на других узлах.
5.С целью исключения повреждения деталей следует проводить
разборочно-сборочные работы, применяя специальный инструмент и приспособления.
6.Нельзя смешивать тормозные жидкости различных марок. При
ремонтных работах применять жидкость только тех марок, которые рекомендованы в руководстве.
7.Тормозную жидкость следует заменить на новую после двух лет
эксплуатации при техническом обслуживании или ремонте.
8.Независимо от состояния следует заменять резиновые детали
тормозного управления, включая тормозные шланги, новыми
после 100000 км пробега или после трех лет эксплуатации автомобиля, чтобы предупредить нарушения в работе узлов из-за старения и усталостных разрушений резины.
Регулятор давления
Проверка работы регулятора давления на автомобиле.
Для того чтобы убедиться в необходимости снятия и ремонта регулятора давления, необходимо выполнить следующие действия:
- вывернуть регулировочный болт из нажимного рычага, предварительно сняв контргайку;
- провести контрольное торможение на горизонтальном участке
дороги с сухим бетонным покрытием. При этом на автомобиле,
помимо водителя должен быть размещен груз, состоящий из
запасного колеса, инструмента и 10 л бензина в топливном
баке.
Торможение проводить со скорости 50-60 км/ч, плавно увеличивая усилие на тормозную педаль до блокировки колес одной из осей.
Первоначальная блокировка передних колес, которую должен зафиксировать находящийся вне автомобиля наблюдатель, указывает на исправную работу регулятора давления.
Если задние колеса заблокировались раньше передних, следует отрегулировать регулятор давления.
Если не удается отрегулировать регулятор давления, то он подлежит ремонту или замене.
Сигнальное устройство
Проверку сигнального устройства необходимо производить следующим образом.
1. Присоединить к одной из камер гидропривод, оснащенный манометром, и заглушить остальные отверстия этой камеры заглушками. Другая камера при этом сообщается с атмосферой.
2. Последовательно соединить контрольную лампу, аккумуляторную батарею и выключатель сигнального устройства.
3. Постепенно повышая давление, зафиксировать величину давления, при котором загорается лампа.
Контрольные работы рекомендуется проводить только свежей тормозной жидкостью, этой же жидкостью должен быть промыт трубопровод, подводящий жидкость к сигнальному устройству.
Сигнальная лампа должна загораться при давлении в пределах 1,1-2,1 МПа (11-21 кгс/см2), и тормозная жидкость при этом не должна подтекать из под выключателя.
Причина пониженного давления, приводящего в действие сигнальное устройство, - недостаточный натяг манжет из-за износа зеркала корпуса или применения некачественной манжеты.
Причинами повышенного давления, приводящего в действие сигнальное устройство, могут быть:
- неисправность выключателя;
- задиры на зеркале корпуса;
- разбухание манжет;
- некачественная очистка (промывка) зеркала.
После устранения перечисленных выше причин еще раз проверить работу камеры сигнального устройства.
Повторить операции приведённые выше со второй камерой (первая камера сообщается с атмосферой).
Установку сигнального устройства необходимо производить в последовательности, обратной снятию.
После установки сигнального устройства на автомобиль и присоединения к нему трубопроводов следует прокачать гидропривод.
Трубопроводы и соединения.
Тщательная проверка всех трубопроводов тормозного управления является одной из важных операций, предупреждающих повреждения или отказ в работе тормозного управления.
При проверке необходимо обратить внимание на следующее:
- нет ли вмятин и трещин на трубопроводах. Вмятины и трещины на трубопроводах не допускаются;
- гибкие шланги не должны соприкасаться с минеральными маслами или смазочными материалами, растворяющими резину. Сильным нажатием на тормозную педаль проверить, не появится ли на шлангах вздутий, которые являются признаком их неисправности. Такие шланги следует заменить;
- все скобы крепления трубопроводов должны быть целыми, разрушенные скобы необходимо заменить;
- не допускается утечка жидкости у штуцеров. При необходимости затянуть гайки до отказа, следя за тем, чтобы при затяжке не деформировались трубопроводы.
Если есть малейшее сомнение в непригодности деталей, заменить их новыми.
Прокачка гидропривода
Прокачку гидропривода следует производить при профилактической замене жидкости, при попадании воздуха в гидропривод, также после проведения работ, связанных со сливом жидкости из тормозных узлов. При проведении прокачки следует помнить, что гидропривод имеет два независимых контура, из которых один объединяет малые цилиндры скоб передних тормозных механизмов и задние тормозные механизмы, а второй – большие цилиндры скоб передних тормозных механизмов, в связи с чем отдельно должны прокачиваться верхние большие цилиндры скоб, а затем нижние малые цилиндры скоб и цилиндры задних тормозных механизмов.
При прокачке гидропривода сначала необходимо удалить воздух из больших цилиндров скобы переднего тормозного механизма (сначала правого, затем левого), потом из малых цилиндров скобы переднего тормозного механизма (сначала правого, затем левого) и в последнюю очередь из колесного цилиндра заднего тормозного механизма (сначала правого, затем левого).
В случае ремонта какого-то конкретного узла прокачку следует начинать с него.
Прокачку гидропривода необходимо проводить следующим образом.
1. Очистить от грязи и пыли клапан выпуска воздуха на узле, из
которого будет удаляться воздух.
2. Проверить, а при необходимости залить тормозную жидкость в
бачок.
3. Снять колпачок с клапана выпуска воздуха и надеть на его головку резиновый или пластмассовый шланг для слива жидкости.
4. Погрузить конец шланга в чистый прозрачный сосуд, частично
заполненный тормозной жидкостью.
5. Резко нажать на тормозную педаль 4-5 раз (с интервалом между
нажатиями 1-2 с), а затем, оставляя педаль нажатой, отвернуть
на 1/2-3/4 оборота клапан выпуска воздуха; при этом в вытекающей из шланга жидкости будут видны пузырьки воздуха. После того как вытекание жидкости из шланга прекратится, завернуть плотно клапан выпуска воздуха и отпустить тормозную педаль.
6. Повторять предыдущую операцию до тех пор, пока полностью
не прекратится выделение пузырьков воздуха из вытекающей
жидкости.
Примечание. При удалении воздуха из гидропривода следует добавлять тормозную жидкость в бачок, не допуская снижения уровня в нем ниже отметки «MIN», помня о том, что каждый контур гидропривода имеет свою полость в бачке.
7. Снять шланг, вытереть конец клапана и надеть на него колпачок.
8. Повторить указанные выше операции по прокачке, изложенные выше, на всех тормозных узлах, удаляя воздух из них
в той последовательности, которая описана ранее.
При прокачке гидропривода в его контурах возникает разность давлений, смещающая поршень сигнального устройства, в результате чего зажигается контрольная лампа. Для приведения сигнального устройства в исходное положение необходимо отвернуть на 1/2 оборота клапан большого цилиндра скобы правого или левого переднего тормозного механизма, предварительно сняв с него защитный колпачок, и, плавно нажимая на тормозную педаль, следует добиться того, чтобы контрольная лампа на панели приборов погасла. Затем, удерживая педаль в нажатом положении, завернуть клапан. Указанную операцию проводить при полностью отпущенной рукоятке механизма ручного привода стояночной тормозной системы.
Если лампа мигнула, но не погасла, следует все повторить сначала, но уже открыв при этом клапан выпуска воздуха на малых цилиндрах.
Погасив лампу, следует восстановить в бачке требуемый уровень.
Не следует использовать для доливки в бачок жидкость, слитую при прокачке.
Если прокачка гидропривода выполнена недостаточно тщательно, то при нажатии на педаль в конце ее хода будет ощущаться повышенная «мягкость» педали.
Проверка и регулировка положения тормозной педали
Для обеспечения работоспособности тормозных механизмов при возникновении неисправности в одном из контуров гидропривода тормозная педаль должна быть отрегулирована таким образом, чтобы имелась возможность полного использования максимальных рабочих ходов поршней главного тормозного цилиндра.
Проверку и регулировку положения тормозной педали необходимо проводить вдвоем в следующем порядке:
- установить автомобиль на смотровую канаву;
- открыть, повернув на один оборот, по одному клапану выпуска воздуха на каждом контуре гидропривода (удобнее всего открыть клапаны на одной из скоб переднего тормозного механизма);
- плавно нажать на тормозную педаль до жесткого упора поршней в главном цилиндре. При этом тормозная педаль может слегка деформировать коврик пола, однако он не должен являться упором, ограничивающим перемещение педали. Удерживая педаль в нажатом положении, закрыть клапаны выпуска воздуха и отпустить тормозную педаль;
- если при полностью нажатой до упора педали она упирается в
коврик либо находится от него на значительном расстоянии, то
следует отрегулировать положение педали изменением длины
толкателя.