Общие рекомендации по ремонту и ТО тормозного управления

Все ремонтные операции необходимо выполнять с соблюдением следующих требований:

1.Промытые и готовые к сборке детали следует укладывать на
чистую глянцевую бумагу (не оставляющую ворсинок).

2.Не протирать детали тряпками.

3.Для удаления тормозной жидкости с поверхности собранного
узла допускается применять марлю.

4.Не использовать для ремонта детали, работавшие на других уз­лах.

5.С целью исключения повреждения деталей следует проводить
разборочно-сборочные работы, применяя специальный инстру­мент и приспособления.

6.Нельзя смешивать тормозные жидкости различных марок. При
ремонтных работах применять жидкость только тех марок, ко­торые рекомендованы в руководстве.

7.Тормозную жидкость следует заменить на новую после двух лет
эксплуатации при техническом обслуживании или ремонте.

8.Независимо от состояния следует заменять резиновые детали
тормозного управления, включая тормозные шланги, новыми
после 100000 км пробега или после трех лет эксплуатации ав­томобиля, чтобы предупредить нарушения в работе узлов из-за старения и усталостных разрушений резины.

Регулятор давления

Проверка работы регулятора давления на автомобиле.

Для того чтобы убедиться в необходимости снятия и ремонта регулятора давления, необходимо выполнить следующие действия:

- вывернуть регулировочный болт из нажимного ры­чага, предварительно сняв контргайку;

- провести контрольное торможение на горизонтальном участке
дороги с сухим бетонным покрытием. При этом на автомобиле,
помимо водителя должен быть размещен груз, состоящий из
запасного колеса, инструмента и 10 л бензина в топливном
баке.

Торможение проводить со скорости 50-60 км/ч, плавно увеличи­вая усилие на тормозную педаль до блокировки колес одной из осей.

Первоначальная блокировка передних колес, которую должен зафиксировать находящийся вне автомобиля наблюдатель, указывает на исправную работу регулятора давления.

Если задние колеса заблокировались раньше передних, следует отрегулировать регулятор давления.

Если не удается отрегулировать регулятор давления, то он подле­жит ремонту или замене.

Сигнальное устройство

Проверку сигнального устройства необходимо производить следу­ющим образом.

1. Присоединить к одной из камер гидропривод, оснащенный манометром, и заглушить остальные отверстия этой камеры за­глушками. Другая камера при этом сообщается с атмос­ферой.

2. Последовательно соединить контрольную лампу, аккумулятор­ную батарею и выключатель сигнального устройства.

3. Постепенно повышая давление, зафиксировать величину давле­ния, при котором загорается лампа.

Контрольные работы рекомендуется проводить только свежей тормозной жидкостью, этой же жидкостью должен быть промыт трубопровод, подводящий жидкость к сиг­нальному устройству.

Сигнальная лампа должна загораться при давлении в пределах 1,1-2,1 МПа (11-21 кгс/см2), и тормозная жидкость при этом не дол­жна подтекать из под выключателя.

Причина пониженного давления, приводящего в действие сиг­нальное устройство, - недостаточный натяг манжет из-за износа зер­кала корпуса или применения некачественной манжеты.

Причинами повышенного давления, приводящего в действие сигнальное устройство, могут быть:

- неисправность выключателя;

- задиры на зеркале корпуса;

- разбухание манжет;

- некачественная очистка (промывка) зеркала.

После устранения перечисленных выше причин еще раз проверить работу камеры сигнального устройства.

Повторить операции приведённые выше со второй камерой (первая камера сооб­щается с атмосферой).

Установку сигнального устройства необходимо производить в последовательности, обратной снятию.

После установки сигнального устройства на автомобиль и присоединения к нему трубопроводов следует прокачать гидропривод.

Трубопроводы и соединения.

Тщательная проверка всех трубопроводов тормозного управления является одной из важных операций, предупреждающих поврежде­ния или отказ в работе тормозного управления.

При проверке необходимо обратить внимание на следующее:

- нет ли вмятин и трещин на трубопроводах. Вмятины и трещи­ны на трубопроводах не допускаются;

- гибкие шланги не должны соприкасаться с минеральными мас­лами или смазочными материалами, растворяющими резину. Сильным нажатием на тормозную педаль проверить, не появит­ся ли на шлангах вздутий, которые являются признаком их не­исправности. Такие шланги следует заменить;

- все скобы крепления трубопроводов должны быть целыми, раз­рушенные скобы необходимо заменить;

- не допускается утечка жидкости у штуцеров. При необходимо­сти затянуть гайки до отказа, следя за тем, чтобы при затяж­ке не деформировались трубопроводы.

Если есть малейшее сомнение в непригодности деталей, заменить их новыми.

Прокачка гидропривода

Прокачку гидропривода следует производить при профилактичес­кой замене жидкости, при попадании воздуха в гидропривод, также после проведения работ, связанных со сливом жидкости из тормозных узлов. При проведении прокачки следует помнить, что гидропри­вод имеет два независимых контура, из которых один объединяет малые цилиндры скоб передних тормозных механизмов и задние тор­мозные механизмы, а второй – большие цилиндры скоб передних тормозных механизмов, в связи с чем отдельно должны прокачивать­ся верхние большие цилиндры скоб, а затем нижние малые цилин­дры скоб и цилиндры задних тормозных механизмов.

При прокачке гидропривода сначала необходимо удалить воздух из больших цилиндров скобы переднего тормозного механизма (сна­чала правого, затем левого), потом из малых цилиндров скобы перед­него тормозного механизма (сначала правого, затем левого) и в пос­леднюю очередь из колесного цилиндра заднего тормозного механиз­ма (сначала правого, затем левого).

В случае ремонта какого-то конкретного узла прокачку следует начинать с него.

Прокачку гидропривода необходимо проводить следующим обра­зом.

1. Очистить от грязи и пыли клапан выпуска воздуха на узле, из
которого будет удаляться воздух.

2. Проверить, а при необходимости залить тормозную жидкость в
бачок.

3. Снять колпачок с клапана выпуска воздуха и надеть на его го­ловку резиновый или пластмассовый шланг для слива жидко­сти.

4. Погрузить конец шланга в чистый прозрачный сосуд, частично
заполненный тормозной жидкостью.

5. Резко нажать на тормозную педаль 4-5 раз (с интервалом между
нажатиями 1-2 с), а затем, оставляя педаль нажатой, отвернуть
на 1/2-3/4 оборота клапан выпуска воздуха; при этом в выте­кающей из шланга жидкости будут видны пузырьки воздуха. После того как вытекание жидкости из шланга прекратится, за­вернуть плотно клапан выпуска воздуха и отпустить тормозную педаль.

6. Повторять предыдущую операцию до тех пор, пока полностью
не прекратится выделение пузырьков воздуха из вытекающей
жидкости.

Примечание. При удалении воздуха из гидропривода следует добавлять тормозную жидкость в бачок, не допуская сниже­ния уровня в нем ниже отметки «MIN», помня о том, что каждый контур гидропривода имеет свою полость в бачке.

7. Снять шланг, вытереть конец клапана и надеть на него колпа­чок.

8. Повторить указанные выше операции по прокачке, изложен­ные выше, на всех тормозных узлах, удаляя воздух из них
в той последовательности, которая описана ранее.

При прокачке гидропривода в его контурах возникает разность давлений, смещающая поршень сигнального устройства, в результа­те чего зажигается контрольная лампа. Для приведения сигнально­го устройства в исходное положение необходимо отвернуть на 1/2 обо­рота клапан большого цилиндра скобы правого или левого передне­го тормозного механизма, предварительно сняв с него защитный колпачок, и, плавно нажимая на тормозную педаль, следует добиться того, чтобы контрольная лампа на панели приборов погасла. Затем, удерживая педаль в нажатом положении, завернуть клапан. Указан­ную операцию проводить при полностью отпущенной рукоятке меха­низма ручного привода стояночной тормозной системы.

Если лампа мигнула, но не погасла, следует все повторить снача­ла, но уже открыв при этом клапан выпуска воздуха на малых ци­линдрах.

Погасив лампу, следует восстановить в бачке требуемый уровень.

Не следует использовать для доливки в бачок жид­кость, слитую при прокачке.

Если прокачка гидропривода выполнена недостаточно тщательно, то при нажатии на педаль в конце ее хода будет ощущаться повы­шенная «мягкость» педали.

Проверка и регулировка положения тормозной педали

Для обеспечения работоспособности тормозных механизмов при возникновении неисправности в одном из контуров гидропривода тормозная педаль должна быть отрегулирована таким образом, что­бы имелась возможность полного использования максимальных ра­бочих ходов поршней главного тормозного цилиндра.

Проверку и регулировку положения тормозной педали необходи­мо проводить вдвоем в следующем порядке:

- установить автомобиль на смотровую канаву;

- открыть, повернув на один оборот, по одному клапану выпус­ка воздуха на каждом контуре гидропривода (удобнее всего от­крыть клапаны на одной из скоб переднего тормозного меха­низма);

- плавно нажать на тормозную педаль до жесткого упора порш­ней в главном цилиндре. При этом тормозная педаль может слегка деформировать коврик пола, однако он не должен яв­ляться упором, ограничивающим перемещение педали. Удержи­вая педаль в нажатом положении, закрыть клапаны выпуска воздуха и отпустить тормозную педаль;

- если при полностью нажатой до упора педали она упирается в
коврик либо находится от него на значительном расстоянии, то
следует отрегулировать положение педали изменением длины
толкателя.

Наши рекомендации