Аккумуляторные батареи
Химические процессы. Принцип действия простейшего свинцово-кислотного аккумулятора показан на рис.131. Электроды 2 аккумулятора установлены в бачке 1, изготовленном из диэлектрика и заполненном электролитом (25-30%-ным раствором серной кислоты H2SO4, что соответствует плотности электролита 1.25-1,31 г/см3).
В аккумуляторе накапливается электрическая энергия путем превращения ее в химическую. При прохождении тока заряда Iз между электродами происходит процесс преобразования электрической энергии в химическую, называемый зарядом; обратный процесс, при котором химическая энергия превращается в электрическую и ток разряда Тp идет к потребителю, называется разрядом аккумулятора.
Рассмотрение процессов, происходящих в аккумуляторе, начнем с предположения, что имеется полностью заряженный аккумулятор. В этом случае активная масса положительного электрода представляет собой перекись свинца PbO2, а отрицательного - губчатый свинец Pb. Процессы разряда и заряда могут быть объяснены теорией двойной сульфатации, в соответствии с которой при разряде (рис.131, а), вследствие восстановления двуокиси свинца PbO2 на положительном электроде и окисления губчатого свинца РЬ на отрицательном, на обоих электродах происходит образование одного и того же продукта – PbSO4 (сульфата свинца).
В процессе разряда количество воды в электролите увеличивается, а количество серной кислоты уменьшается. При этом понижается плотность электролита и падает электродвижущая сила (ЭДС); когда вся активная масса обоих электродов будет покрыта сульфатом свинца, ЭДС может быть равной нулю. Однако это практически не допускается во избежание порчи аккумулятора. Таким образом, анализ процесса разряда аккумулятора позволяет записать следующее химическое уравнение:
Электролит Электролит
PbO2+ + 2H2SO4 + Pb- ® PbSO4+ +2H2O + PbSO4-
Аккумулятор заряжен Аккумулятор разряжен
Во время заряда (рис.131, б) аккумулятор подсоединяют к источнику постоянного тока. При прохождении зарядного тока химические процессы происходят в обратном направлении: сульфат свинца отрицательного электрода превращается в губчатый свинец РЬ, сульфат свинца положительного электрода - в двуокись свинца (PbO2). Количество воды в электролите уменьшается, а количество серной кислоты увеличивается, т.е. повышается его плотность. Процесс продолжается до тех пор, пока на обоих электродах сульфат свинца не преобразуется в активные вещества (PbO2 и Pb), при этом ЭДС возрастает до максимальной величины.
Следовательно, химическое уравнение заряда аккумулятора можно записать следующим образом:
Электролит Электролит
PbSO4+ + 2H2O + PbSO4- ® PbO2+ + 2H2SO4 + Pb-
Аккумулятор разряжен Аккумулятор заряжен
Во время процесса заряда изменяется цвет пластин, при этом положительная пластина приобретает светло-коричневый цвет, а отрицательная - светло-серый. Наряду с этим при заряде и разряде изменяется и плотность электролита, по величине которой судят о степени заряженности аккумулятора.
Сравнивая химические уравнения разряда и заряда, видим, что они тождественны, но реакции в них протекают в различных направлениях. Такая химическая реакция называется обратимой и позволяет весь процесс, происходящий в аккумуляторе, записать следующим образом:
Заряд ®
PbO2+ + 2H2SO4 + Pb- « PbSo4+ + 2H2O + PbSO4-
Разряд
Характеристики аккумулятора. Основными характеристиками аккумуляторов, определяющими их работоспособность, являются электродвижущая сила, напряжение, емкость.
Электродвижущей силой (ЭДС) называется величина, численно равная работе, совершаемой источником тока при переносе единицы заряда по всей замкнутой цепи, и обозначаемая Е. Она измеряется в вольтах (В) и зависит от химических свойств активной массы пластин и плотности электролита. Температура электролита существенно не влияет на величину ЭДС, которая на практике определяется по эмпирической формуле Еa = 0,84 + g, где g - плотность электролита при 15°С, г/см3.
С изменением плотности электролита изменяется и величина ЭДС. Так, при температуре 15°С плотность электролита может быть в пределах 1,09-1,31 г/см3, при этом соответственно изменяется и ЭДС в пределах 1,92-2,15 В. ЭДС аккумуляторной батареи, состоящей из нескольких последовательно соединенных аккумуляторов, Еб = nEa, где n - число аккумуляторов.
Напряжением аккумулятора называется разность потенциалов положительных и отрицательных пластин (электродов) при замкнутой внешней цепи. Напряжение на клеммах аккумулятора отличается от его ЭДС на величину падения напряжения в самом аккумуляторе, обусловленную его внутренним сопротивлением. При разряде напряжение на клеммах аккумулятора меньше его ЭДС, а при заряде - больше его ЭДС. В среднем можно считать, что напряжение на клеммах аккумулятора равно примерно 2 В. Для того чтобы получить напряжение, соответствующее принятой на автомобиле системе энергоснабжения, несколько двухвольтовых аккумуляторов объединяют в батарею с номинальным напряжением 6, 12 или 24 В.
Емкость аккумуляторной батареи является наиболее важной величиной, характеризующей ее работоспособность. Под емкостью понимается такое количество электричества, которое отдает полностью заряженная батарея при непрерывном разряде ее до определенного конечного разрядного напряжения. Емкость С измеряется в ампер-часах (А*ч) и определяется как произведение силы разрядного тока Ip в амперах на время разряда t в часах: С = Ip*t. Она зависит от силы разрядного тока, плотности и температуры электролита, типа пластин и количества вещества (активной массы), участвующего в реакции, т.е. от размеров используемой поверхности пластин.
Емкость аккумуляторной батареи при параллельном соединении входящих в нее аккумуляторов равна сумме их емкостей, а ЭДС батареи равна ЭДС одного аккумулятора. При последовательном соединении аккумуляторов емкость батареи равна емкости одного аккумулятора, а ЭДС равна сумме аккумуляторов, входящих в батарею. Номинальная емкость батареи по ГОСТ 959.0-79 определяется при 20-часовом режиме разряда. Разряд должен проводиться постоянным током Ip = 0,05 С20A (где С20 - номинальная емкость батареи при 20-часовом режиме разряда и температуре электролита 25°С) и прекращаться по достижении конечного напряжения на выходах, равного 5,25В у 6-вольтной батареи и 10,5В у 12-вольтной батареи.
С увеличением силы разрядного тока емкость батареи уменьшается, а при пуске двигателя стартером снижается в 3-6 раз, так как сила разрядного тока в этом случае возрастает до нескольких сотен ампер. При понижении температуры электролита емкость батареи также уменьшается вследствие увеличения вязкости электролита. При этом снижается скорость протекания химических процессов и замедляется проникновение электролита в поры активной массы пластин. В пределах температур от 18°С до 27°С емкость батареи должна изменяться в среднем на 1% на каждый градус.
Устройство аккумуляторной батареи. Свинцово-кислотные аккумуляторные батареи состоят из трех, шести или двенадцати отдельных аккумуляторов, соединенных последовательно между собой. Каждая такая батарея (рис.132) состоит из моноблока 3 с отсеками для аккумуляторов; крышек 4 с заливными отверстиями, закрываемыми пробками 5; отрицательных 14 и положительных 17 пластин, собранных соответственно в полублоки 7 и 13; сепараторов 16; токоведущих береток 12 с выводными штырями и межэлементных перемычек 8, служащих для последовательного соединения аккумуляторов в батарею.
Пластины аккумулятора являются наиболее ответственной частью батареи и представляют собой решетки, в ячейки которых вмазывается активная масса. Решетки положительных и отрицательных пластин отливаются из свинцово-сурмянистого сплава (94% - Pb и 6% - Sb). Присадка сурьмы повышает литейные качества и прочность пластин. Выпускаются также пластины, сплав решеток которых имеет пониженное содержание сурьмы (1,5-2%), но увеличенное количество других присадок, позволяющих создавать так называемые необслуживаемые батареи с повышенным сроком службы.
Активной массой для положительных пластин является свинцовый сурик Pb3O4 (порошок ярко-красного цвета) и свинцовый глет PbO, а для отрицательных - свинцовый порошок, свинцовый глет и раствор серной кислоты с добавлением специальных расширителей. После нанесения активной массы она высушивается и затвердевает, прочно скрепляясь с решеткой. Пластины помещают в банки с электролитом, где они проходят заводскую формовку - зарядку электрическим током, в результате которой вещества, вмазанные в пластины, переходят на положительной пластине в перекись свинца PbO2, темно-коричневого цвета, а на отрицательных пластинах - губчатый свинец Pb светло-серого цвета.
После формировки поверхность пластин становится пористой, вследствие чего в сотни раз увеличивается поверхность соприкосновения электролита с активным веществом по сравнению с видимой поверхностью пластины, что обеспечивает возможность повышения их емкости до заданной величины. После окончания формировки пластины могут быть оставлены в заряженном или разряженном состоянии. На автомобили, как правило, устанавливаются батареи с сухозаряженными пластинами.
Отрицательные и положительные пластины мостиками-баретками 12 объединяются в группы, называемые полублоками. Отрицательных пластин в полублоках 7 ставят на одну больше и так, чтобы каждая положительная пластина находилась между отрицательными. Это вызвано тем, что положительные пластины легко коробятся, если они подвержены действию тока лишь с одной стороны.
Сепараторы 16 - изоляторы, которые помещают между положительными и отрицательными пластинами. Сепараторы исключают образование токопроводящих мостиков между пластинами разной полярности при выпадении из них частиц активной массы. Сепараторы в основном изготовляют из мипора или мипласта. Чтобы лучше предохранить пластины аккумулятора от замыканий, сепараторы делают несколько большего размера, чем пластины. Поверхность сепараторов со стороны отрицательной пластины гладкая, а со стороны положительной - ребристая. Ребристая поверхность улучшает доступ электролита к положительной пластине, что весьма важно при работе аккумулятора в режиме стартерного разряда.
Электролит, которым заполняют отсеки аккумуляторной батареи, состоит из химически чистой серной кислоты и дистиллированной воды. В крайнем случае при отсутствии дистиллированной воды допускается применение дождевой или снеговой воды, собранной в стеклянную тару непосредственно из атмосферы. Серную кислоту плотностью 1,83 г/см3 для удобства пользования разводят в дистиллированной воде до плотности 1,40-1,45 г/см3. Затем плотность электролита понижают до требуемой величины в зависимости от времени года и района, в котором эксплуатируется аккумуляторная батарея.
Плотность электролита, приведенная к температуре 25°С, для полностью заряженной батареи должна составлять 1,23-1,30 г/см3. В центральных районах плотность электролита в летнее и зимнее время должна быть 1,2 г/см3, а в южных 1,25 г/см3, В районах Крайнего Севера ее увеличивают зимой до 1,30 г/см3, а летом уменьшают до 1,27г/см3 При полном разряде батареи плотность электролита снижается на 0,15-0,17 г/см3.
Электролит необходимо приготовлять в керамической, эбонитовой или другой кислотостойкой таре. Сначала в тару заливают дистиллированную воду, а затем серную кислоту. Смесь должна быть тщательно перемешана. При этом нужно соблюдать меры предосторожности, так как попадание на кожу электролита и тем более серной кислоты вызывает тяжелые ожоги тела. Уровень электролита, залитого в аккумулятор, должен быть на 10-15 мм выше верхних кромок сепараторов или предохранительного щитка 11. При эксплуатации автомобилей для доведения уровня электролита до нормы следует доливать только дистиллированную воду или электролит.
Моноблок 3 представляет собой бак, в отсеках 1 которого установлены собранные полублоки аккумуляторов батареи. Его изготовляют из эбонита, асфальтопековой пластмассы или термопласта. Для увеличения прочности и кислотостойкости в отсеки моноблока запрессовывают кислотоупорные полихлорвиниловые вставки 2. На дне каждого отсека имеются призмы 15, на которые опираются положительные и отрицательные пластины. Между этими призмами образуется шламовая камера 18, в которой оседают мелкие частицы активной массы (шлам), выпадающей из пластин по мере работы аккумуляторной батареи.
Каждый отсек моноблока закрывается крышкой 4, в которой имеется отверстие для заливки электролита и контроля его уровня. Заливочные отверстия закрываются вентиляционной пробкой 5 с отражателем, 10, предохраняющим электролит от выплескивания во время движения. Полюсные выводы отдельных аккумуляторов соединяют межэлементными перемычками 8 последовательно, т.е. положительный вывод одного аккумулятора соединяют с отрицательным выводом другого. К крайним выводам, батареи приваривают выводные штыри 6, на которых имеются знаки «+» и «-» обозначающие полюсы батареи. Выводной штырь 9 положительного полюса имеет несколько больший диаметр, чем штырь 6 отрицательного полюса.
Маркировка батарей указывает их типы в соответствии с условными обозначениями ГОСТ 959.0-79. Типы батарей характеризуются назначением, числом аккумуляторов в батарее, номинальной емкостью; их условные обозначения состоят из цифр и букв, написанных на перемычке, моноблоке или крышке в определенной последовательности.
Например, на автомобиле ЗИЛ-130 устанавливается аккумуляторная батарея 6СТ-90ЭМН. Первая цифра маркировки обозначает число последовательно соединенных аккумуляторов в батарее; буквы СТ - батарея стартерного типа; число после букв - номинальная емкость батареи в ампер-часах при 20-часовом режиме разряда; последние буквы обозначают материал моноблока (Э - эбонит, Т - термопласт) и сепараторов (М - мипласт, Р - мипор, С - стекловолокно); после обозначения материала сепаратора ставится буква «Н», это означает, что батарея несухозаряженная. Кроме того, условное наименование батарей, поставляемых в страны с тропическим климатом, должно содержать букву «Т».