Система подготовки воздуха. наддув двигателей
Способы очистки воздуха.В окружающем автомобиль воздухе всегда присутствует пыль в количестве от 0,0001 до 0,1 г/м3 (высокая запыленность), а иногда даже до 2 г/м3 («нулевая видимость»). При попадании в цилиндры пыль, смешиваясь с маслом, образует абразивную пасту, которая резко повышает интенсивность изнашивания трущихся пар (цилиндр — поршень, поршень — кольца, кольца — цилиндр). Поэтому воздух при подаче в цилиндры нужно подготовить — очистить от пыли.
Для очистки воздуха применяют три способа:
фильтрацию — загрязненный воздух проходит через фильтрующий элемент (чаще всего из специальной бумаги);
инерционный — движущийся с большой скоростью воздух резко меняет направление. Под действием возникающих при этом центробежных сил из потока воздуха к стенкам корпуса выбрасываются тяжелые механические примеси;
контактный — в процессе движения воздух контактирует с липким веществом (маслом), к которому и прилипают механические частицы.
Воздухоочистители.Приборы для очистки воздуха называют воздухоочистителями. Во всех воздухоочистителях использован комбинированный способ очистки. Однако по основному способу различают сухие и мокрые (в них применяют масло) воздухоочистители.
Требования к воздухоочистителям: высокая степень очистки воздуха; малое сопротивление проходу воздуха, чтобы не снижать наполнение цилиндров; простота конструкции и технического обслуживания.
Сухие воздухоочистители применяют почти на всех автомобилях. Их основой является одноразовый фильтр-патрон (рис. 6.3), в котором между крышками запрессованы края фильтровальной бумаги. Для лучшей очистки и меньшего сопротивления воздуху поверхность бумаги должна быть большой. Чтобы уменьшить размеры фильтра, бумагу складывают гармошкой. Поверх гармошки размещают обечайку из плотного картона для предохранения Фильтровальной бумаги от повреждений, а поверх фильтра-патрона — дополнительный поролоновый фильтр 3. В таком виде патрон устанавливают в корпусе 8 и закрывают крышкой 10, стягивая барашковой гайкой 1. Комбинированные воздухоочистители. В сельскохозяйственных моделях двигателей применяют многоступенчатую систему очистки. Первая ступень — воздухозаборник 1 (рис. 6.4, а), который поднят высоко над кабиной. Воздух входит под колпак по касательной через его нижние косые щели и закручивается с большой скоростью. Благодаря конической форме колпака скорость закрутки вверху увеличивается. Механические примеси отбрасываются к стенкам и через отверстия А выбрасываются наружу. На этой ступени применен инерционный способ очистки. Далее воздух идет по трубе 2 и через гофрированное соединение 3.
Вторая ступень — сухой воздухоочиститель с двойным фильтром-патроном 12 (рис. 6.4, б), который действует аналогично описанному выше фильтру автомобиля ВАЗ.
Наддув двигателей. Мощность двигателя зависит прежде всего от количества топлива, которое можно сжечь в цилиндре в течение одного цикла. Оно, в свою очередь, зависит от количества воздуха, подаваемого в цилиндр при впуске. Если воздух нагнетать в цилиндр под давлением, то масса его будет больше, следовательно, можно больше сжечь топлива. Такой способ подачи воздуха называют наддувом. Двигатели без наддува часто называют двигателями со свободным впуском. При наддуве в цилиндры двигателя подается дополнительное количество воздуха.
Наддув бывает принудительный, когда воздух нагнетается механическим насосом с приводом от коленчатого вала, и газотурбинный (турбонаддув), когда воздушный насос приводится в действие от газовой турбины, вращаемой отработавшими газами на выпуске из цилиндра.
Принудительный наддув применяют очень редко, так как для этого требуются дополнительные затраты энергии, а следовательно, и топлива.
Газотурбинный наддув наиболее распространен. Турбокомпрессор, состоящий из насосного и турбинного колес, устанавливают на двигателе. Отработавшие газы из цилиндра через выпускной коллектор поступают к турбине и вращают ее вал с частотой 15...100 тыс. мин~'. На одном валу с турбиной установлено насосное колесо (осевой компрессор), которое нагнетает воздух во впускной коллектор. Наддув в зависимости от давления нагнетания бывает низкий (давление до 0,15МПа), средний (до 0,22 МПа) и высокий (более 0,22 МПа).
Преимущества газотурбинного наддува: мощность двигателя возрастает примерно пропорционально степени наддува (отношению давления после компрессора к атмосферному); КПД двигателя увеличивается на 2...5 %: удельный расход топлива снижается на 3...5 г/кВт • ч.
Недостатки: высокая стоимость системы (до 10...15 % стоимости двигателя), обусловленная применением высоколегированных жаростойких сталей и требованиями балансировки колес, вращающихся с высокими скоростями; ухудшение приемистости двигателя (он дымит из-за нехватки воздуха для сгорания топлива в момент разгона, так как при резком увеличении подачи топлива турбина набирает скорость вращения не сразу); сильный шум на высоких частотах (характерный свист); нагрев воздуха при высокой степени сжатия, что приводит к снижению его плотности (для устранения этого эффекта ставят дополнительный воздушный радиатор).
Приемистость — свойство двигателя быстро реагировать на изменение нагрузки.