Динамический и экономический расчёт автомобиля УАЗ-451
1. Расчёт мощности и частоты вращения коленчатого вала двигателя автомобиля.
VАмах – максимальная скорость движения автомобиля; VАмах = 190 км/ч;
G – сила тяжести автомобиля с грузом;
Ψ – приведённый коэффициент дорожного сопротивления; Ψ = 0.016;
К – коэффициент сопротивления воздуха;
Принимаем К = 0,20 – легковые автомобили с закрытым кузовом.
F – площадь лобового сопротивления автомобиля;
ηтр – механический КПД трансмиссии для режима максимальной скорости.
ηтр = ηкон = 0,95
Площадь лобового сопротивления для легковых автомобилей:
F = A · H = 1,2· 1,4= 1,68 м2
А – наибольший габаритный размер по величине;
Н – габаритная высота автомобиля;
Сила тяжести автомобиля:
G = g · (m0 + mг) = 9,8 · 1300 = 12740 Н
m0 – собственная масса автомобиля;
mг – масса перевозимого груза;
Максимальная мощность двигателя:
NЕмах = (1,05…1,10) NЕ = 1,1 · 65 = 72кВт
Частота вращения коленчатого вала двигателя:
nмах = ηп · VАмах = 30 · 190 = 5700 мин-1
ηп – коэффициент оборотности принимают равным в пределах 30…50 в соответствии с прототипом автомобиля и расчётной максимальной мощностью двигателя;
Принимаем ηп = 50.
2. Расчёт и построение внешней скоростной характеристики двигателя.
n % | ||||||
n мин-1 | ||||||
NE % | ||||||
NE кВт | 14,4 | 52,5 | 66,2 | 66,2 | ||
gE % | ||||||
gE г/кВт | 294,5 | 294,5 | 356,5 |
За 100 % удельного расхода топлива принимают для карбюраторного двигателя 300…310 г/кВт · ч.
Определяем значение крутящего момента:
ω – угловая скорость коленчатого вала;
Определяем часовой расход топлива для каждого значения частоты вращения коленчатого вала двигателя:
3. Определение передаточного числа главной передачи:
iKZ – передаточное число на прямой передаче;
Принимаем iKZ = 1;
iД – 1…1,5 – передаточное число в дополнительной коробке (если она предусмотрена);
Принимаем iД = 1;
rК – расчётный радиус ведущих колёс автомобиля;
Определяем нормальную нагрузку на одну шину полностью нагруженного автомобиля;
nШ – число шин, приходящихся на ведущие оси;
Принимаем nШ = 2;
λ – коэффициент нагрузки на ведущие колёса, учитывающий распределение массы автомобиля по осям;
Принимаем: для легковых автомобилей типа 4 х 2 – λ = 0,5;
Определяем радиус качения колеса:
rK = 0,5 · d + (0.88…0,92) · b;
d – наружный диаметр диска колеса;
Принимаем d = 0,375 м;
b – ширина профиля шины;
Принимаем b = 0,225;
rK = 0,5 · 0,375 + 0,9 · 0,225 = 0,39;
4. Подбор передаточных чисел коробки передач:
φ – коэффициент сцепления ведущих колёс с дорогой принимается в пределах 0,5…0,6.
Определяем знаменатель геометрической прогрессии:
Z = 4 – число передач;
iK2 = iK1 / g = 3.9 / 1,57= 2,49
iK3 = iK2 / g = 2,49 / 1,57= 1,58;
iK4 = iK3 / g = 1,58 / 1,57 = 1
iK5 = iK4 / g = 1 / 1,57 = 0,64
Определяем передаточные числа трансмиссии:
iTP = iK · i0;
iTP1 = 3,91 · 7,35 = 28,7
iTP2 = 2,49 · 7,35 = 18,5;
iTP3 = 1,48 · 7,35 = 10,8;
iTP4 = 1 · 7,35 = 7,35;
iTP5 = 0,64 · 7,35 = 4,7
5,Расчёт и построение экономической характеристики автомобиля.
• Определяем скорости движения автомобиля на прямой передачи:
5.Построение универсальной динамической характеристики автомобиля.
• Определяем скорость атомобиля на 1 – ой передаче:
940 мин-1: | |
1880 мин-1: | |
2820 мин-1: | |
3760 мин-1: | |
4700 мин-1: | |
5640 мин-1: |
• Определяем скорость атомобиля на 2 – ой передаче:
940 мин-1: | |
1880 мин-1: | |
2820 мин-1: | |
3760 мин-1: | |
4700 мин-1: | |
5640 мин-1: |
• Определяем скорость атомобиля на 3 – ей передаче:
940 мин-1: | |
1880 мин-1: | |
2820 мин-1: | |
3760 мин-1: | |
4700 мин-1: | |
5640 мин-1: |
• Определяем скорость атомобиля на 4 – ой передаче:
940 мин-1: | |
1880 мин-1: | |
2820 мин-1: | |
3760 мин-1: | |
4700 мин-1: 5640 мин-1: | |
Определяем величину касательной силы тяги:
• Определяем величину касательной силы тяги на 1 – ой передаче:
940 мин-1: | |
1880 мин-1: | |
2820 мин-1: | |
3760 мин-1: | |
4700 мин-1: | |
5640 мин-1: |
• Определяем величину касательной силы тяги на 2 – ой передаче:
940 мин-1: | |
1880 мин-1: | |
2820 мин-1: | |
3760 мин-1: | |
4700 мин-1: | |
5640 мин-1: |
• Определяем величину касательной силы тяги на 3 – ей передаче:
940 мин-1: | |
1880 мин-1: | |
2820 мин-1: | |
3760 мин-1: | |
4700 мин-1: | |
5640 мин-1: |
• Определяем величину касательной силы тяги на 4 – ой передаче:
940 мин-1: | |
1880 мин-1: | |
2820 мин-1: | |
3760 мин-1: | |
4700 мин-1: | |
5640 мин-1: |
Определяем значения силы сопротивления воздуха:
• Определяем значение силы сопротивления воздуха на 1 – ой передаче:
940 мин-1: | |
1880 мин-1: | |
2820 мин-1: | |
3760 мин-1: | |
4700 мин-1: | |
5640 мин-1: |
• Определяем значение силы сопротивления воздуха на 2 – ой передаче:
940 мин-1: | |
1880 мин-1: | |
2820 мин-1: | |
3760 мин-1: | |
4700 мин-1: | |
5640 мин-1: |
• Определяем значение силы сопротивления воздуха на 3 – ей передаче:
940 мин-1: | |
1880 мин-1: | |
2820 мин-1: | |
3760 мин-1: | |
4700 мин-1: | |
5640 мин-1: |
• Определяем значение силы сопротивления воздуха на 4 – ой передаче:
940 мин-1: | |
1880 мин-1: | |
2820 мин-1: | |
3760 мин-1: | |
4700 мин-1: | |
5640 мин-1: |
• Определяем величину динамического фактора:
• Определяем величину динамического фактора на 1 – ой передаче:
940 мин-1: | |
1880 мин-1: | |
2820 мин-1: | |
3760 мин-1: | |
4700 мин-1: | |
5640 мин-1: |
• Определяем величину динамического фактора на 2 – ой передаче:
940 мин-1: | |
1880 мин-1: | |
2820 мин-1: | |
3760 мин-1: | |
4700 мин-1: | |
5640 мин-1: |
• Определяем величину динамического фактора на 3 – ей передаче:
940 мин-1: | |
1880 мин-1: | |
2820 мин-1: | |
3760 мин-1: | |
4700 мин-1: | |
5640 мин-1: |
• Определяем величину динамического фактора на 4 – ой передаче:
940 мин-1: | |
1880 мин-1: | |
2820 мин-1: | |
3760 мин-1: | |
4700 мин-1: | |
5640 мин-1: |
Передачи | n мин-1 | V км/ч | MKP H · м | РК Н | RW H | D |
35,6 | 5583,4 | 158,4 | 0,2 | |||
7328,2 | 112,5 | 0,27 | ||||
23,7 | 8142,4 | 70,2 | 0,3 | |||
17,8 | 7328,2 | 39,6 | 0,273 | |||
11,9 | 7560,8 | 17,7 | 0,28 | |||
5,9 | 6397,6 | 4,35 | 0,24 | |||
3838,6 | 0,13 | |||||
0,18 | ||||||
0,2 | ||||||
84,5 | 0,187 | |||||
17,5 | 38,3 | 0,195 | ||||
8,7 | 4398,4 | 9,46 | 0,16 | |||
2617,2 | 0,07 | |||||
0,11 | ||||||
3816,7 | 0,132 | |||||
180,5 | 0,12 | |||||
0,13 | ||||||
12,7 | 2998,8 | 20,2 | 0,11 | |||
1866,9 | 1404,5 | 0,02 | ||||
88,6 | 0,06 | |||||
2722,6 | 0,079 | |||||
0,076 | ||||||
0,09 | ||||||
40,5 | 0,08 |
6. Расчёт и построение экономической характеристики автомобиля.
• Определяем скорости движения автомобиля на прямой передачи:
• Определяем мощность двигателя, требуемую для автомобиля на разных скоростях:
• Определяем отношение n/nVmax согласно которому находим значение коэффициента КП.
n1/nVmax = 4700/4700 = 1 → КП = 1;
n2/nVmax = 3760/4700 = 0,8 → КП = 0,93;
n3/nVmax = 2820/4700 = 0,6 → КП = 0,92;
n4/nVmax = 1880/4700 = 0,4 → КП = 0,98;
• Определяем отношение NE/NEmax согласно которому находим значение коэффициента КN.
NE1/NEmax = 48/62 = 0,9 → КN = 0,9;
NE2/NEmax = 30/62 = 0,55 → КN = 1,1;
NE3/NEmax = 17,3/62 = 0,3 → КN = 1,6;
NE4/NEmax = 9,5/62 = 0,16 → КN = 2,1;
• Определяем удельный расход топлива:
gE = KП · КN · gE(Nemax);
gE1 = 1 · 0.9 · 310 = 279 г/кВт ч;
gE2 = 0,93 · 1,1 · 310 = 317,1 г/кВт ч;
gE3 = 0,92 · 1,6 · 310 = 456,3 г/кВт ч;
gE4 = 0,98 · 2,1 · 310 = 637,9 г/кВт ч;
• Определяем расход топлива на 100 км пути:
γТ – плотность топлива;
γТ = 0,725 кг/л – для бензина;
φ | n мин-1 | V км/ч | n1/nVmax | КП | NE кВт | NE1/NEmax | KN | gE г/кВтч | Q л на 100км |
0,025 | 95,05 | 0,9 | 0,9 | 19,4 | |||||
0,8 | 0,93 | 0,55 | 1,1 | 317,1 | 17,3 | ||||
0,6 | 0,92 | 17,3 | 0,3 | 1,6 | 456,3 | ||||
0,4 | 0,98 | 9,5 | 2,1 | 637,9 |