Расчет посадочных характеристик
Расчет посадочных характеристик для конкретных условий аэродрома включает в себя определение величины двух параметров: посадочной дистанции и длины пробега. Ниже представлены примеры расчетов по номограммам (рис. 6.5 и рис. 6.6; стрелками показана последовательность действий).
Рис. 6.5. Определение посадочной дистанции
1. Определим посадочную дистанцию для условий (см. рис. 6.5):
– высота аэродрома посадки – 4000 футов;
– температура наружного воздуха на аэродроме равна 20 °C;
– посадочная масса – 1500 кг;
– встречный ветер – 13 узлов;
– закрылки в положении LDG;
– РУД двигателей в положении IDLE;
– VREF = 82 узла;
– ВПП – сухая.
Результат расчета: длина посадочной дистанции составляет 520 м.
Проанализировав номограмму (см. рис. 6.5), можно установить зависимость между высотой аэродрома, температурой, посадочной массой, ветром и длиной посадочной дистанции. Попробуем изменять один из внешних параметров, оставляя при этом другие неизменными, например:
– если Нбар.аэрод = 0 футов, то Lпос. д = 460 м;
– если температура наружного воздуха составляет 10 °С, то Lпос. д = 510 м;
– если посадочная масса – 1700 кг, то Lпос. д = 580 м;
– если встречный ветер – 5 узлов, то Lпос. д = 555 м.
Рис. 6.6. Определение длины пробега
Проанализировав полученные значения, можно установить следующие соотношения:
Изменение внешних параметров | Изменение посадочной дистанции, м |
ΔНаэрод = ±1000 футов | |
Δt = ±10 °С | |
Δmпос= ±100 кг | |
ΔUвстр = ±1 узел | 4,4 |
2. Определим длину пробега после посадки для условий (см. рис. 6.6):
– высота аэродрома посадки – 2000 футов;
– температура наружного воздуха составляет 30 °С;
– посадочная масса –1500 кг;
– встречный ветер – 15 узлов;
– закрылки в положении LDG;
– РУД двигателей в положении IDLE;
– VREF = 79 узлов;
– ВПП – сухая.
Результат расчета: длина пробега равна 260 м.
Проанализировав номограмму (см. рис. 6.6), можно установить зависимость между высотой аэродрома, температурой, посадочной массой, ветром и длиной пробега. Действуя аналогично п. 1 (изменяя один из внешних параметров и оставляя другие неизменными) получаем следующие соотношения:
Проанализировав полученные значения, можно установить следующие соотношения:
Изменение внешних параметров | Изменение длины пробега, м |
ΔНаэрод = ±1000 футов | |
Δt = ±10 °С | |
Δmпос= ±100 кг | 2,5 |
ΔUвстр = ±1 узел |
В заключение сделаем вывод, что для гарантии остановки самолета в пределах ВПП Lпотр. пос. д ≥ Lфакт. пос. д.
Уход на второй круг
Уход на второй круг может быть вызван различными причинами, например, отклонением в выдерживании режима и траектории захода на посадку, ухудшением метеоусловий, появлением препятствий на посадочной полосе, отказом какой-либо из систем самолета и т.д.
Ограничений по минимальной высоте ухода на второй круг в РЛЭ нет, т. е. уход на второй круг возможен с любой высоты в процессе посадки, вплоть до высоты выравнивания.
Приняв решение об уходе на второй круг, пилот должен (рис. 6.7):
– установить рычаги управления двигателями в положение MAX, переместив их в крайнее переднее положение за 1,5-2 с;
– не превышать перегрузку в процессе ухода самолета на второй круг 1,1–1,2. Уменьшение перегрузки менее 1,1 увеличивает просадку самолета, а с увеличением перегрузки более 1,2–1,3 просадка уменьшается незначительно, но есть опасность выхода самолета на большие углы атаки. Просадка самолета при уходе на второй круг определяется по формуле
,
где ny – перегрузка при выводе самолета из снижения;
– выдерживать скорость не менее 85 узлов;
– переключатель управления закрылками установить в положение APP;
– после установления положительной вертикальной скорости набора высоты переключатель шасси установить в положение UP;
– контролировать набор высоты;
– на высоте 394 фута (120 м) переключатель управления закрылками установить в положение UP.
Рис. 6.7. Схема ухода на второй круг самолета DA 42
Важным моментом с точки зрения безопасного ухода на второй круг является значение градиента набора высоты в процессе ухода. Например, для стандартных условий, при массе 1700 кг градиент набора высоты составляет 5,25 % (или 3,0°), а вертикальная скорость равна 2 м/с. Для массы 1785 кг градиент набора высоты составит 4,3 % (или 2,5°), а вертикальная скорость – 1,73 м/с.
Основными ошибками при уходе на второй круг являются:
– позднее принятие решения об уходе на второй круг,
– невыполнение рекомендаций по уходу на второй круг.