Классификация двигателей
Поршневой ДВС состоит из газораспределительного и кривошипно-шатунного механизмов.
Двигатель внутреннего сгорания имеет системы: питания, зажигания, пуска, охлаждения и смазочную.
Кривошипно-шатунный механизм(КШМ) преобразует возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала.
Газораспределительный механизм (ГРМ)предназначен для впуска в цилиндр свежего заряда горючей смеси (карбюраторные двигатели) или воздуха (дизели) и выпуска отработавших газов.
Система охлажденияслужит для поддержания теплового режима двигателя.
Смазочная системаслужит для подачи масла к трущимся поверхностям для уменьшения трения, отвода продуктов изнашивания и уменьшения нагрева.
Система питанияпредназначена для подачи топлива и воздуха в цилиндры дизеля или приготовления горючей смеси из топлива и воздуха и ее подачи в цилиндры бензинового двигателя.
Система зажиганияслужит для принудительного воспламенения рабочей смеси в бензиновых и газовых двигателях.
Система пускаобеспечивает вращение коленчатого вала при пуске двигателя.
Рис. 1.6. Схема работы кривошипно-шатунного механизма двигателя и его основные параметры: / — цилиндр; 2 — поршень; 3 — поршневой палец; 4 — шатун; 5 — кривошип; 6 — шатунная шейка; 7 — коленчатый вал |
На рис. 1.6 представлена схема работы кривошипно-шатунного механизма двигателя. Сгоревшая в верхней части цилиндра 1 рабочая смесь, расширяясь, воздействует на поршень 2, заставляя его перемещаться в цилиндре. Прямолинейное движение поршня преобразуется во вращательное движение коленчатого вала 7, передаваемое через трансмиссию на ведущие колеса автомобиля посредством шатуна 4 и кривошипа 5 коленчатого вала. Шатун с помощью поршневого пальца 3 шарнирно связан с поршнем и шатунной шейкой 6 коленчатого вала. Основными параметрами двигателя являются диаметр цилиндра (D) и число цилиндров.
За один оборот коленчатого вала поршень совершает один ход вниз и один ход вверх. Изменение направления движения поршня в цилиндре происходит в двух крайних точках: крайнее верхнее положение поршня — верхняя мертвая точка(ВМТ) и крайнее нижнее положение — нижняя мертвая точка(НМТ).
Расстояние S, которое проходит поршень от ВМТ до НМТ, называется ходом поршня: S=2R, где R — радиус кривошипа. Объем Vc над поршнем при его положении в ВМТ считается объемом камеры сгорания.Объем Vh от ВМТ до НМТ называется рабочим объемом цилиндраVh = nD2S/4.
Сумма рабочего объема и объема камеры сгорания составляет полный объем цилиндра:
Сумма рабочих объемов всех цилиндров двигателя называется рабочим объемом двигателя:
Vл =
где i— число цилиндров.
Отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания называется степенью сжатия:
ε = Va/Vc
или
ε = (Vc+Vh)/Vc.
Степень сжатия показывает, во сколько раз уменьшается объем сжимаемой рабочей смеси, находящейся в цилиндре, при перемещении поршня от НМТ к ВМТ.
При подходе поршня к ВМТ увеличивается степень сжатия топливной смеси, возрастают температура и давление в цилиндре, увеличивается мощность двигателя и его КПД. Увеличивать степень сжатия можно лишь до определенного предела, выше которого в бензиновом двигателе может начаться детонационное сгорание, которое приводит к снижению мощности двигателя, перерасходу топлива и ускоренному изнашиванию деталей двигателя. В дизелях чрезмерное увеличение степени сжатия приводит к неоправданным увеличениям массы и габаритных размеров двигателя при снижении прироста мощности и КПД двигателя.
Бензиновые и газовые двигатели имеют степень сжатия 6—10, дизели - 14-23.
Контрольные вопросы
1.Назовите основные части автомобиля.
2.Расскажите о классификации автомобилей.
3.Что входит в обозначение отечественного подвижного состава?
4.На какие классы подразделяются легковые, грузовые автомобили и автобусы?
5.Расскажите о классификации поршневых двигателей внутреннего сгорания.
6.Из каких механизмов и систем состоит двигатель?
7.Что такое рабочий объем, объем камеры сгорания и полный объем цилиндра двигателя?
8. Что такое степень сжатия?