Шины для автомобилей и тракторов
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ« МАМИ »
А.В. Острецов,
П.А. Красавин,
В.В. Воронин
ШИНЫ И КОЛЕСА
ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ И ТРАКТОРОВ
Учебное пособие
Рекомендовано УМО вузов РФ по образованию в области транспортных машин и транспортно – технологических комплексов в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «Автомобиле – и тракторостроение»
г. Москва – 2011
УДК 629.113.012.5
+ 629.113.012.3
Острецов А.В., Красавин П.А., Воронин В.В. Шины и колеса для автомобилей и тракторов: Учебное пособие по дисциплине «Конструкция автомобиля и трактора» для студентов вузов, обучающихся по специальности 190201 (150100) «Автомобиле – и тракторостроение». – М.: МГТУ «МАМИ», 2011. – 85 с.
В учебном пособии изложены особенности конструкции шин и колес для автомобилей и тракторов, предъявляемые к шинам и колесам требования, классификация и обозначения. Даны назначение и принцип работы системы регулирования давления воздуха в шинах. Рассмотрены перспективные разработки в области создания безопасных и боестойких шин.
Приведен порядок выбора шин и колес для колесных машин.
Рецензенты: Зав. кафедрой «Колесные и гусеничные машины» МГТУ «МАМИ» засл. деятель науки РФ, д-р техн. наук, проф. ШАРИПОВ В.М.; Главный научный сотрудник 21 НИИИ МО РФ, д-р техн. наук, проф. АБРАМОВ В.Н.
© ОСТРЕЦОВ А.В., КРАСАВИН П.А., ВОРОНИН В.В., 2011
© Издательство МГТУ «МАМИ», 2011
Содержание
Введение ............................................................................................................. 4
1. Шины для автомобилей и тракторов....................................................... 7
1.1. Требования, предъявляемые к шинам .................................................. 7
1.2. Классификация шин ............................................................................... 9
1.3. Обозначения и маркировка шин ........................................................... 14
1.4. Конструкция шин ................................................................................... 20
1.4.1. Диагональные и радиальные шины ............................................. 23
1.4.2. Камерные и бескамерные шины .................................................. 27
1.4.3. Шины обычного профиля и широкопрофильные ...................... 30
1.4.4. Арочные шины ............................................................................... 33
1.4.5. Пневмокатки ................................................................................... 35
1.4.6. Шины для Военной автомобильной техники .............................. 36
1.5. Системы регулирования давления воздуха в шинах ........................... 38
1.6. Разработка безопасных и боестойких шин ........................................... 41
1.7. Выбор шин ............................................................................................... 52
2. Колеса для автомобилей и тракторов ....................................................... 55
2.1. Требования, предъявляемые к колесам ................................................. 55
2.2. Классификация колес .............................................................................. 57
2.3. Конструкции колес .................................................................................. 58
2.3.1. Дисковые колеса ............................................................................. 58
2.3.2. Бездисковые колеса ........................................................................ 66
2.3.3. Колеса для специальных колесных машин .................................. 68
2.4. Материалы и технология изготовления колес ...................................... 69
2.5. Обозначения колес .................................................................................. 73
2.6. Способы крепления и центрирования колес ........................................ 74
Список литературы .......................................................................................... 81
Приложение ....................................................................................................... 83
Введение
Шины являются важнейшим элементом любой колесной машины. Взаимодействуя с различными опорными поверхностями, шины оказывают существенное влияние на большинство эксплуатационных свойств колесной машины: безопасность движения, тягово-скоростные свойства, профильную и опорную проходимость, устойчивость и управляемость, комфортабельность, плавность хода, топливную экономичность.
Это влияние соизмеримо с влиянием силового агрегата, трансмиссии и других составных частей колесной машины. Вместе с колесами шины выполняют опорные функции и функции преобразования вращательного движения колес в поступательное движение колесной машины, и все процессы, происходящие в агрегатах и узлах машины и направленные на осуществление ее движения, завершаются и реализуются в контакте шин с опорной поверхностью (рисунок 1).
Безопасность движения подразумевает сохранение способности управляемого движения колесной машины и предотвращение или предупреждение нежелательных последствий опасных ситуаций, возникающих при движении. В настоящее время на большинство колесных машин устанавливаются пневматические шины, работоспособность которых обеспечивается за счет избыточного давления воздуха внутри них. При сквозных повреждениях шины происходит частичная или полная потеря давления воздуха в ней, что увеличивает сопротивление качению, вызывает ее разогрев и разрушение и приводит к невозможности дальнейшего движения колесной машины без замены колеса, а при движении с большой скоростью – к потере управляемости и дорожно-транспортному происшествию.
Разработка безопасных и боестойких шин, позволяющих колесной машине после повреждения шины определенное время сохранять возможность безопасного передвижения, является одним из основных направлений повышения ее подвижности, а для армейской машины – и живучести (возможности выполнения поставленной задачи при воздействии внешних окружающих факторов).
Рисунок 1 – Обобщенная схема повышения эффективности колесного движителя, его взаимосвязи с составными частями колесной машины и влияния на её основные эксплуатационные свойства
Правильный выбор шин непосредственным образом влияет на тягово-скоростные свойства колесной машины (динамику разгона, максимальную скорость, среднюю скорость движения по дорогам различного состояния), которые, в первую очередь, зависят от мощности двигателя и особенностей ее передачи к ведущим колесам. Максимальная скорость, как правило, ограничивается тепловой нагруженностью шин. Общеизвестно [1, 7, 9 – 11], что одним из решающих факторов, влияющих на достижение максимальной скорости и степень нагрева шин, является сопротивление их качению. Величины же сопротивления качению непосредственно зависят от конструкции шин и их удельной нагруженности.
Топливная экономичность колесной машины определяется величиной (коэффициентом) сопротивления ее движению, значительную часть которого составляет сопротивление качению шин. По оценкам специалистов [9] применительно к современным автомобилям с поршневыми двигателями снижение коэффициента сопротивления качению на 0,001 (4…10 %) наиболее характерной его абсолютной величины, соответствующей качению по дорогам с твердым покрытием, эквивалентно уменьшению расхода топлива двигателем на тонну массы автомобиля в среднем на 0,08…0,20 л/100 км.
Также, прежде всего от правильного выбора шин, зависит одно из основных эксплуатационных свойств колесных машин – подвижность, которая характеризуется, кроме упомянутых выше тягово-скоростных свойств, опорной и профильной проходимостью, устойчивостью и управляемостью, маневренностью и др. Главной составляющей, ограничивающей подвижность армейских колесных машин, является опорная проходимость. Ее уровень определяется соответствием нагрузочных, размерных, жесткостных показателей шин, рисунка и конструкции их протектора физико-механическим характеристикам деформируемых грунтов различного состояния и снежной целины.
Кроме того, шины являются трудоемкой и дорогостоящей продукцией. Стоимость комплекта шин для грузового автомобиля составляет около 25 % от его первоначальной стоимости, а в процессе эксплуатации автомобиля на них приходится 10…15 % эксплуатационных расходов [1].
Все это предопределяет важность правильного выбора шин, от чего зависит и безопасность, и хорошие эксплуатационные свойства автомобиля.
Шины для автомобилей и тракторов