Вентиляция картера двигателя
Вентиляция картера предназначена для удаления картерных газов, образующихся в результате прорыва продуктов сгорания топлива через неплотности поршневых колец и их взаимодействие с парами масла.
В газах содержатся загрязняющие масло серистые соединения и пары воды, которые образуют серную и сернистую кислоты, значительно ухудшающие качество масла. Пары воды вызывают вспенивание масла и образование эмульсии, что затрудняет поступление масла к трущимся поверхностям. Прорвавшиеся в картер газы повышают в нем давление, что может вызвать утечку масла через уплотнения картерного пространства. Недопустимо также проникновение газов под капот двигателя, а затем в кузов или кабину автомобиля, так как содержащиеся в газах вредные вещества опасны для пассажиров и водителя. Отсос картерных газов уменьшает старение масла, а также, создавая разрежение в поддоне, предотвращает возможность утечки масла через уплотнения.
В автомобильных ДВС применяется вентиляция картера двух типов:
• открытая — с отводом картерных газов в окружающую среду;
• закрытая — с отсасыванием газов во впускную систему двигателя.
Открытая вентиляция (рис. 6.10) осуществляется под действием разрежения, возникающего в газоотводящей трубке 3 вследствие относительного перемещения воздуха при движении автомобиля. Сапун 1 лабиринтного типа препятствует уносу частиц масла вместе с картерным газом, так как, проходя через каналы лабиринта, он резко меняет направление своего движения, в результате чего частицы масла отделяются и стекают в поддон.
Рис. 6.10.Открытая вентиляция картера двигателя ЯМЗ-642: 7 — сапун; 2 — хомуты; 3 — газоотводящая трубка; 4 — фланец сапуна
Недостатком открытой системы вентиляции картера является ее низкая интенсивность, а также отравление окружающей среды вредными для здоровья человека веществами.
В закрытых системах газы могут отводиться в воздухоочиститель до карбюратора или непосредственно во впускной трубопровод (рис. 6.11).
Отвод газа через воздухоочиститель не создает требуемой интенсивности отсоса при минимальных частотах вращения коленчатого вала и
Рис. 6.11.Закрытая система вентиляции картера дизеля ЗИЛ-645: / — крышка фильтра системы вентиляции картера; 2 — мембрана; 3 — пружина; 4 — крышка клапана; 5 — шланг отвода картерных газов; 6 — трубка для слива масла: 7 — блок-картер; 8 — крышка головки блока цилиндров; 9 — угольник; 10 — впускной трубопровод
полной нагрузке. Кроме того, проход картерных газов через карбюратор вызывает осмоление его каналов, жиклеров и подвижных деталей. Поэтому более предпочтительной является система с отсосом газов непосредственно во впускной трубопровод двигателя, в котором всегда имеется повышенное разрежение.
Система вентиляции, показанная на рис. 6.11, работает следующим образом: под действием разрежения во впускном трубопроводе 10 картерные газы поднимаются вверх и через угольник 9 и шланг 5 попадают в корпус маслоотделителя, закрытый крышкой 7. Между крышкой и корпусом находится резиновая мембрана 2, поджимаемая пружиной 3 к корпусу. Оседающие на дне корпуса маслоотделителя частицы масла по трубке 6 сливаются в картер двигателя.
С помощью мембраны 2, которая находится, с одной стороны, под давлением окружающего воздуха, а с другой — под давлением картерных газов и пружины, в картере поддерживается избыточное давление.
На рис. 6.12 показана схема вентиляции картера карбюраторного двигателя автомобилей марки «ВАЗ». Здесь картерные газы отсасываются через маслоотделитель 7 и шланг 6 в вытяжной коллектор 4 воздушного фильтра 3. Из вытяжного коллектора на холостом ходу и при малых нагрузках двигателя (когда разрежение в воздушном фильтре невелико) картерные газы поступают через шланг 2 и золотник 1 под дроссельные заслонки карбюратора. При остальных режимах работы
Рис. 6.12. Вентиляция картера двигателей легковых автомобилей марки «ВАЗ»: / — золотник; 2, 6 — шланги; 3 — воздушный фильтр; 4 — коллектор; 5— пламегаситель; 7— маслоотделитель; 8 — трубка
двигателя картерные газы поступают в карбюратор через воздушный фильтр 3. В маслоотделителе 7 масло выделяется и по отводной трубке 8 стекает в масляный поддон. Пламегаситель 5 предотвращает проникновение пламени в картер двигателя при возможных вспышках в карбюраторе.
Контрольные вопросы
1. Назовите виды трения и способы смазывания.
2. Что входит в обозначение моторных масел?
3. Как работает шестеренный масляный насос? Назначение его редукционного клапана.
4. С какой целью устанавливаются сливные и дифференциальные клапаны?
5. Расскажите о классификации масляных фильтров.
6. Расскажите о работе смазочной системы.
7. Почему картерные газы необходимо удалять?