Техника выполнения петли нестерова
Петля Нестерова выполняется на самолете Як-52 на скорости 280 км/ч и на самолете Як-55 на скорости 250 км/ч. Обороты двигателя 82%.
Перед выполнением петли следует осмотреть воздушное пространство; убедиться, что оно свободно. В горизонтальном полете установить заданную скорость. Убедиться в отсутствии скольжения и крена. Затем плавным отклонением ручки управления на себя ввести самолет в петлю.
Когда угол кабрирования достигнет 25...30°, темп отклонения ручки управления на себя постепенно увеличивать с таким расчетом, чтобы на угле кабрирования 40...50° перегрузка достигла 4...5. Дальнейшее отклонение ручки управления должно быть такое, чтобы угловая скорость вращения оставалась постоянной и скорость к моменту достижения верхней точки петли была не менее 140 км/ч для Як-52 и 125 км/ч для Як-55.
Слишком высокий темп отклонения ручки управления на себя ведет к созданию больших перегрузок и возможности срыва самолета в штопор или штопорное вращение.
Малый темп отклонения ручки управления на себя ведет к излишней потере скорости в верхней точке и возможности срыва в штопор.
При появлении признаков неустойчивости самолета в верхней точке ручку управления следует незначительно отклонить от себя с последующим отклонением на себя.
Как только самолет пройдет верхнюю точку, плавно убрать наддув и небольшим, плавным отклонением ручки управления на себя начать вывод самолета из пикирования, а по достижении скорости 200...210 км/ч - в горизонтальный полет с таким расчетом, чтобы скорость в конце вывода была заданной (для самолета Як-52 - 280 км/ч, для Як-55 - 250).
При выполнении петли внимание распределять при вводе:
положение 1:
на скорость и режим работы двигателя;
на отсутствии крена;
на сохранении направления;
положение 2:
на создании необходимой угловой скорости вращения»
на отсутствии крена;
на величине скорости;
положение 3:
на сохранении направления;
на отсутствии крена;
на величине скорости;
на определении момента уменьшения наддува;
положения 4, 5:
на угле пикирования;
на величине скорости;
на сохранении направления;
на определении момента увеличения наддува, для перехода в горизонтальный полет, для выполнения другой фигуры пилотажа.
ХАРАКТЕРНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПЕТЛИ:
в первой половине петли ручка управления резко отклоняется на себя - создается перегрузка, самолет теряет скорость, возможен срыв в штопорное вращение;
в первой половине петли ручка управления медленно отклоняется на себя - мала угловая скорость, при подходе к верхней точке возможна потеря скорости и сваливание в штопор;
при подходе к верхней точке петли ручка управления энергично отклоняется на себя - возможен срыв в штопор;
ручка управления излишне отклоняется от себя при появлении неустойчивости - возможно зависание;
крен на петле - не сохраняется направление;
в верхней точке петли рано убираются обороты двигателя - самолет теряет скорость и зависает;
при пикировании ручка управления медленно отклоняется на себя - большая скорость и большая потеря высоты;
при пикировании ручка управления резко отклоняется на себя - возможно превышение перегрузки и срыв в штопорное вращение.
При медленном отклонении ручки управления на себя, при вводе в петлю, необходимо увеличить угловую скорость вращения более энергичным отклонением ручки управления на себя, не допуская превышения перегрузки и срыва в штопорное вращение - штопорную бочку.
При потере скорости в верхней точке петли (менее 140 км/ч-Як-52 и 125 км/ч-Як-55) поставить педали строго нейтрально, уменьшить тянущее усилие на ручке управления и перевести самолет в пикирование.
При вялом отклонении ручки управления на себя в процессе вывода из пикирования (быстро нарастает скорость большая потеря высоты) необходимо отклонением ручки управления на себя увеличить угловую скорость.
При появлении крена на пикировании необходимо убрать крен, а потом продолжать выполнение пикирования.
При энергичном отклонении ручки управления на себя на выводе из петли следует уменьшить тянущее усилие.
Следует помнить, что в результате действия гироскопического момента воздушного винта самолет при взятии ручки управления на себя будет стремиться развернуться влево, это отклонение необходимо парировать, нажимая на правую педаль, а накренение самолета вправо при уменьшении скорости (в результате действия реакции воздушного винта) парировать отклонением ручки управления влево.
ПЕРЕВОРОТ
Переворотом называется фигура пилотажа, при выполнении которой самолет поворачивается вокруг продольной оси на 180° с прямого полета в перевернутый относительно горизонта, с последующим движением по нисходящей траектории в вертикальной плоскости и выходом в горизонтальный полет в направлении, обратном вводу (Рис. 6).
Переворот применяется для быстрого изменения направления полета на 180° с потерей высоты. По характеру выполнения полубочки переворот может быть управляемым и штопорным. Переворот есть сочетание горизонтальной полубочки с второй частью петли Нестерова.
Рис. 6 Схема сил, действующих на самолет при выполнении переворота
В учебных целях на самолетах Як-52 и Як-55 переворот выполняется на следующих приборных скоростях:
Управляемый.
Ввод - 170 км/ч;
начало вывода из пикирования - 200...210 км/ч;
вывод в горизонтальный полет - 280 км/ч.
штопорный:
ввод- 180 км/ч;
начало вывода из пикирования-200...210 км/ч;
вывод в горизонтальный полет - 280 км/ч