Подняться над тучами невозможно из-за вражеских радаров, поэтому пилоты ведут крылатых гигантов сквозь облака и молнии

Над Эфиопией самолеты попадают в грозовую полосу. Подняться над тучами невозможно из-за радаров, поэтому пилоты ведут крылатых гигантов сквозь облака и молнии. Наконец небо расчищается. И вот уже на горизонте поблескивает гладкая поверхность озера Виктория. Пилоты снижают скорость, и самолеты почти бесшумно скользят низко над водой.

Здание аэропорта ярко освещено, это настораживает. Возможно, террористы уже предупреждены, и тогда коммандос летят прямо в ловушку. Но отступать поздно: десантники наготове, подполковник Нетаньяху со своими людьми плотнее укомплектовываются в «мерседесе». Еще секунда — и шасси самолета плавно касаются посадочной полосы.

Операция в деталях

Подняться над тучами невозможно из-за вражеских радаров, поэтому пилоты ведут крылатых гигантов сквозь облака и молнии - student2.ru

Маршрут, которым летели израильские коммандос в Энтеббе. Резко снизившись над Красным морем, большую часть пути в 4000 км гигантские «Геркулесы» преодолели на высоте не больше 30 метров, чтобы не попасть в зону действия советских радаров

100:01-00:05

Стоило первому «Геркулесу» окончательно затормозить, как его трап открылся и из нутра самолета выкатился черный «мерседес».

Подняться над тучами невозможно из-за вражеских радаров, поэтому пилоты ведут крылатых гигантов сквозь облака и молнии - student2.ru

200:05-00:06

Растерявшись, ведь самолет сел абсолютно открыто, угандийские солдаты контрольно-диспетчерского пункта отдают честь «своему президенту» и тут же падают замертво, расстрелянные из пистолетов с глушителями высыпавшими из «мерседеса» солдатами.

300:06-00:15

Вслед за «мерседесом» из самолета выезжают джипы с безоткатными орудиями, которые устанавливаются дулами к шоссе, ведущему в город, — на случай, если Амин узнает об операции и мобилизует танки.

400:15-00:16

В зале аэропорта стоит обреченная тишина: на утро назначена казнь первых заложников. Неожиданно немец, охранявший заложников, выпускает в потолок длинную очередь, отчего сыплется штукатурка. Кто-то вскрикивает, когда он падает замертво. Перепрыгнув через разбитое стекло, в зал врывается загримированный негром израильский солдат. Он кричит на иврите и английском: «Армия Израиля! ложитесь!»

500:16-00:17

В зал вбегают другие солдаты, уже в израильской форме, они стреляют в выбежавших из подсобки террористов. Кто-то из заложников пытается ползком покинуть поле битвы, матери телами закрывают детей, помещение постепенно наполняется дымом. В ходе перестрелки в зале ликвидированы охранявшие заложников на первом этаже террористы.

600:17-00:54

Спецназовцы из второго и третьего «Геркулесов» обшаривают здание аэропорта в поисках остальных террористов, которых, по данным разведки, должно быть не меньше шести. В немку, готовую кинуть в солдат гранату, выпускают целую обойму патронов. Еще двое террористов ликвидированы в туалете на втором этаже. Тела террористов тут же фотографируют, снимают отпечатки пальцев. Остальные солдаты начинают выводить заложников из зала и провожают их к четвертому «Геркулесу», который сел последним и, взяв на борт освобожденных заложников, должен взлететь первым.

700:14-00:54

Тем временем специальная группа подрывников пробирается к ангарам с советским оборудованием и истребителями «МиГ». Солдаты переносят ценное оборудование во второй «Геркулес» и, справившись с задачей, поджигают ангар. Преследования по воздуху можно не бояться.

«Геркулес» с освобожденными на борту взлетает через 53 минуты после начала операции, за 6 минут до часа ночи. Он держит курс на Найроби, где раненым заложникам окажут медицинскую помощь, а здоровых пересадят в «Боинги» и доставят в Тель-Авив.

Подняться над тучами невозможно из-за вражеских радаров, поэтому пилоты ведут крылатых гигантов сквозь облака и молнии - student2.ru

Потери

В ходе операции четверо заложников были убиты. Трое из них — во время перестрелки между солдатами и террористами в зале аэропорта Энтеббе. Еще одна заложница, 73-летняя Дора Блох, ранее отправленная в больницу в Кампале из-за плохого самочувствия, была застрелена на следующий после освобождения пленных день лично разгневанным Иди Амином. Из всей группы захвата погиб лишь лидер спецназовцев — подполковник Йонатан Нетаньяху, герой войны Судного дня. Позднее в память о нем операция будет переименована из «Шаровой молнии» в «Йонатан».

Итог

Операция «Шаровая молния», проведенная израильской армией на территории Уганды в ночь с 3 на 4 июля 1976 года, считается противозаконной, так как была претворена в жизнь без ведома и позволения Совета Безопасности ООН. Генеральный секретарь ООН осудил Израиль за «серьезное нарушение суверенитета государства Уганда», но не принял в отношении Израиля штрафных санкций. Операция «Шаровая молния» — самая успешная операция по освобождению заложников на вражеской территории за всю историю борьбы с терроризмом.

Наши рекомендации