Порядок построения динамической характеристики
Исходными данными для построения динамической характеристики, то есть зависимости динамического фактора от скоростных и нагрузочных режимов автомобиля, является внешняя скоростная характеристика двигателя, а также данные тягового расчета и ряд параметров автомобиля-прототипа.
При построении динамической характеристики (рис. 3.1) намечают не менее пяти точек скоростных режимов автомобиля на каждой передаче. Скорости движения автомобиля при движении на различных передачах и при различных значений частот вращения вала двигателя nе (табл.3.1) определяют по формуле:
, м/с,
где rк – радиус качения ведущего колеса, м;
u0 и uкп – передаточные числа главной передачи и коробки передач соответственно.
Для этих же скоростных режимов двигателя nе по имеющейся (предварительно рассчитанной) внешней скоростной характеристике двигателя находят значения крутящих моментов двигателя Ме и определяют касательные силы тяги Рк на каждой передачи (табл.3.1) по формуле:
, Н,
где ηТ – КПД трансмиссии.
Таблица 3.1.
Значения тяговых усилий Рк на ведущих колесах и скорости движения автомобиля v на различных передачах в зависимости от частоты вращения вала двигателя nе:
№ | nе, мин-1 | Ме, Н·м | Рк, Н, для различных передач | ||||
13,54 | |||||||
87,48 | |||||||
105,40 | |||||||
106,40 | |||||||
104,69 | |||||||
96,53 | |||||||
89,72 | |||||||
uкп | 3,636 | 1,950 | 1,357 | 0,941 | 0,748 | ||
u0 | 3,9 | 3,9 | 3,9 | 3,9 | 3,9 | ||
Примечание: параметры трансмиссии uкп, u0 и зависимость Ме = f(nе) внешней скоростной характеристики двигателя соответствуют данным легкового автомобиля ВАЗ-2108 . | |||||||
№ | nе, мин-1 | v, м/с | |||||
uкп | 3,636 | 1,950 | 1,357 | 0,941 | 0,748 | ||
u0 | 3,9 | 3,9 | 3,9 | 3,9 | 3,9 |
Значения параметров, полученных по приведенным выше формулам, обобщают в табличной форме (табл.3.2).
Используя данные из полученной табл. 3.1, значения динамического фактора для каждой скорости и передачи подсчитывают по формуле:
.
Таблица 3.2.
Значения динамического фактора для различных скоростей движения автомобиля и передач:
1-ая передача:
№ | nе, мин-1 | v, м/с | Рк, Н | Рw, Н | D |
2-ая передача:
№ | nе, мин-1 | v, м/с | Рк, Н | Рw, Н | D |
И т.д. до высшей передачи.
По полученным значениям динамического фактора строят характеристику D= f(v) (рис.1).
На построенную характеристику наносят кривые изменения коэффициента сопротивления качению для различных дорожных условий: по асфальтовой (f02 = 0,015) и грунтовой (f01 = 0,03) горизонтальным дорогам, которые предварительно подсчитываются (табл. 3.3) по формуле:
Таблица 3.3.
Изменение коэффициента сопротивления качению в зависимости от скорости:
v,км/ч | ||||||||
v, м/с | 5,5 | 11,1 | 16,6 | 22,2 | 27,7 | 33,3 | 38,8 | 44,4 |
Асфальт f02 | 0,015 | 0,017 | 0,020 | 0,023 | 0,028 | 0,034 | 0,042 |
С использованием данных построенной динамической характеристики автомобиля делают выводы о его динамических качествах. Например, по характеристике, приведенной на рис.1 можно заключить, что максимальное значение динамического фактора на 1-ой передаче Dтах1 = 0,7 при скорости движения автомобиля v1 = 14,4 км/ч. На 5-ой передаче он снижается до Dтах5 = 0,14 при скорости v5 = 54 км/ч.
Рис.1. Динамическая характеристика легкового автомобиля с пятиступенчатой коробкой передач.
Максимальная скорость автомобиля по асфальтовой (f02 = 0,015) дороге реализуется на 5-ой передаче и соответствует 44,4 м/с (160 км/ч).