Осевая масса двухосных АТС
Расстояние между осями, м | Осевая масса на каждую ось не более, т | |
АТС группы А | АТС группы Б | |
Свыше 2 м | ||
Свыше 1,65 до 2 м включительно | 5,7 |
Осевая масса трехосных тележек
Расстояние между осями, м | Осевая масса на каждую ось не более, т | |
АТС группы А | АТС группы Б | |
Свыше 2 м |
Полная масса АТС
не должна превышать значений, приведенных в таблице
Виды АТС | Полная масса, т | |
Группа А | Группа Б | |
Одиночные автомобили | ||
Двухосные | ||
Трехосные | 16,5 | |
Седельные автопоезда | ||
Трехосные | ||
Четырехосные | ||
Пятиосные и более | 28,5 | |
Прицепные автопоезда | ||
Трехосные | ||
Четырехосные | ||
Пятиосные и более | 28,5 |
Габариты АТС
Габарит АТС по длине не должен превышать:
- одиночных автомобилей, прицепов - 12 м;
- автопоездов в составе "автомобиль-прицеп" и "седельный тягач-полуприцеп" - 20 м;
Габарит АТС по ширине не должен превышать 2,5 м, для рефрижераторов и изотермических кузовов допускается 2,6 м.
Превышение габарита допускается не более 0,5 м с любой стороны.
Габарит АТС по высоте не должен превышать 4 м.
Такое многообразие способов классификации объясняется потребностью выделения отдельных параметров транспортных средств для выбора последних при перевозке грузов на основании оптимального сочетания экономичности, скорости доставки, коммерческой пригодности, безопасности, вместимости, грузоподъемности и т.д.
Список перечисленных оснований является приблизительным, так как его можно продолжить, исходя из определенных функциональных назначений транспортных средств, их эксплуатационных характеристик, специфики перевозимых грузов и т.д.
Кроме вышеперечисленных способов классификации, отраслевой нормалью ОН 025 270-66 введена классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава. Так, в отношении грузовых автомобилей принята следующая система обозначения автотранспортных средств (АТС):
1-я цифра обозначает класс грузовых автомобилей по полной массе:
Полная масса, т | Эксплуатационное назначение автомобиля | |||||
Бортовые | Тягачи | Самосвалы | Цистерны | Фургоны | Специальные | |
до 1,2 | ||||||
1,2 до 2,0 | ||||||
2,0 до 8,0 | ||||||
8,0 до 14,0 | ||||||
14,0 до 20,0 | ||||||
20,0 до 40,0 | ||||||
свыше 40,0 |
Примечание. Классы от 18 до 78 являются резервными и в индексацию не включены.
2-я цифра обозначает тип АТС:
3 - грузовой бортовой автомобиль или пикап;
4 - седельный тягач;
5 - самосвал;
6 - цистерна;
7 - фургон;
8 - резервная цифра;
9 - специальное автотранспортное средство.
3-я и 4-я цифры индексов указывают на порядковый номер модели;
5-я цифра - модификация автомобиля;
6-я цифра - вид исполнения:
1 - для холодного климата;
6 - экспортное исполнение для умеренного климата;
7 - экспортное исполнение для тропического климата.
Некоторые автотранспортные средства имеют в своем обозначении через тире приставку 01, 02, 03 и т.д., что указывает на то, что модель или модификация является переходной или имеет дополнительные комплектации. Перед цифровым индексом по данной классификации, в большинстве случаев, указывается буквенное обозначение завода-изготовителя (например, КамАЗ 5320) Обозначения автомобилей иностранных марок, в большинстве случаев, состоят из буквенного обозначения марки завода-изготовителя и заводского порядкового номера модели и модификации.
В настоящее время все большее распространение получают обозначения, принятые в международных требованиях по безопасности (Правилах ЕЭК ООН), разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН В соответствии с вышеуказанными Правилами принята следующая международная классификация грузовых АТС:
Категория АТС | Тип АТС | Полная масса, т | Примечания |
N1 | АТС с двигателем, предназначенные для перевозки грузов | До 3,5 | Грузовые автомобили, специальные автомобили |
N2 | -"- | Свыше 3,5 до 12,0 | Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специальные автомобили |
N3 | -"- | Свыше 12,0 | -"- |
АТС без водителя | До 0,75 | Прицепы и полуприцепы | |
-"- | Свыше 0,75 до 3,5 | -"- | |
-"- | Свыше 3,5 до 10,0 | -"- | |
-"- | Свыше 10,0 | -"- |
Требования к автотранспортным средствам,
осуществляющим международные перевозки
К грузовым автомобилям и седельным тягачам, применяемым в международных перевозках, предъявляется ряд требований, ограничивающих их габаритные размеры, весовые параметры и токсичность выхлопных газов. Они обязательны для выполнения всеми международными перевозчиками. При покупке нового или подержанного грузовика необходимо проверить, удовлетворяют ли его характеристики указанным требованиям.
Учитывая международный характер требований к безопасности конструкции автотранспортных средств (АТС), ряд европейских стран ратифицировали в 1958 году в Женеве в рамках КВТ ООН "Соглашение о принятии единообразных условий официального утверждения и о взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств" (Coглашение 1958 года). В рамках этого Соглашения страны-участницы разрабатывают единые предписания (Правила ЕЭК ООН), содержащие требования к АТС и методам их испытаний. Соглашением 1958 года установлены специальные единообразные требования к техническим службам и оборудованию для проведения испытаний, а также процедура присвоения знака "Е" официального утверждения транспортного средства, отвечающего требованиям соответствующего Правила.
Ограничение токсичности отработавших газов
двигателей, г/кВт×ч, по Правилу 49 ЕЭК ООН
Стандарт | СО (окись углерода) | СН (углеводороды) | NOx (оксиды азота) | РМ (твердые частицы) |
с 01.07.92 Серийный | 4,9 | 1,23 | 9,0 | 0,40 |
с 01.10.93 Новый тип | 4,5 | 1,10 | 8,0 | 0,36 |
EURO II с 1995/96 г. | 4,0 | 1,10 | 7,0 | 0,15 |
EURO III с 2000/01 г. (проект) | 2,1 | 0,66 | 5,0 | 0,10 |
Для дизелей значение СО, %, по ГОСТ 21393-75 составляет:
Свободное ускорение для дизелей без наддува | |
То же с наддувом | |
Максимальная частота вращения коленчатого, вала двигателя на холостом ходу |
Ограничение шумности автомобилей, дБА,
общей массой более 3,5 т по Правилу 51 ЕЭК ООН
Категория АТС по мощности двигателя | Для автомобилей выпуска | |||
до 1991 г. | после 1991 г. | с 01.10.95 г. | ||
Менее 75 кВт | ||||
От 75 до 150 кВт | ||||
Свыше 150 кВт | 80* | |||
Ограничение шумности по ГОСТ 27436-87 грузовых автомобилей мощностью 150 кВт (204 л.с.) и выше составляет 84 дБА.
По российским стандартам шум внутри кабины автомобиля ограничен ГОСТ 27435-87 и различен для автомобилей, производство которых начало до и после 01.01.91. Для грузовых автомобилей и автопоездов для международных и междугородных перевозок (со спальным местом) составляет до 01.01.91-82 дБА, с 01.01.91-80 дБА.
Типы ограничений
Знаки L, G, U (Е) и S на зеленом фоне круга. Знак размещается на кабине или бампере грузовика. Такие знаки свидетельствуют о том, что грузовик полностью соответствует тем или иным экологическим правилам.
L - "Larmarm Kraftfahzeuge" (тягач с низким уровнем шума), Австрия. С 1 декабря 1989 года грузовик, движущийся ночью (с 22.00 до 5.00) по территории Австрии, должен соответствовать нормам, приведенным ниже.
Мощность двигателя | < 150 кВт | > 150 кВт |
Уровень шума при ускорении | 78 дБА | 80 дБА |
Уровень шума при торможении двигателем | 78 дБА | 80 дБА |
Уровень шума при работе пневмооборудования | 72 дБА | 72 дБА |
На такой грузовик заполняют сертификат, который всегда должен находиться в кабине. Для упрощения и ускорения процедуры пересечения границы на бампер такого грузовика крепят табличку L. Наличие сертификата и знака строго обязательно!
G - "Gerauscharm Kraftfahzeuge" (тягач с низким уровнем шума), Германия. При движении в особо охраняемых экологических зонах Германии тяжелый грузовик должен иметь спереди знак G. При этом также необходимо оформление сертификата.
U - "Umwelt" (Природа) или Е - Environment - "Green Lorry" (Зеленый грузовик). Понятие "Green Lorry" включает в себя следующие требования: нормы выброса загрязняющих веществ - EURO I, нормы шума - 78-80 дБА. На такой грузовик заполняют сертификат соответствия и устанавливают табличку U или Е. Одним из преимуществ соответствия грузового автомобиля данным требованиям является дополнительное число разрешений на проезд по территории иностранных государств.
S - "Supergrun" (Очень зеленый) или "Greener and Safe Lorry" (Более "зеленый" и безопасный грузовик). В мае 1996 года было введено новое определение - "Greener and Safe Lorry", которое утверждено в январе 1997 года. Такой грузовик должен соответствовать следующим показателям: нормы выброса - EURO II, нормы шума - 78-80 дБА.
ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА,
ЦЕНА АВТОМОБИЛЕЙ И АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН*
Бортовые автомобили
Модели | Грузоподъемность, т | Колесная формула | Двигатель | Мощность двигателя, л.с. | Снаряженная масса, кг | Размер шин | Цена автомобиля, руб. | Цена шины, руб. |
Неполноприводные | ||||||||
РАФ-3311-01 | 0,9 | 4´2 | Б,ЗМЗ-402,10 | 185/82R15 | ||||
ГАЗ-33021 | 1,5 | 4´2 | Б,ЗМЗ-4061,10 | 175R/16C | ||||
ЗИЛ-5301-А40 | 4´2 | Д,ММЗД-245,10 | 225/75R16 | |||||
ГАЗ-3306 | 4´2 | Д,544,10 | 220-508 | |||||
ГАЗ-3307 | 4,5 | 4´2 | Б,ЗМЗ-11 | 240R508 | ||||
ГАЗ-3309 | 4,5 | 4´2 | Д,Р4 с турбонаддувом | 240R508 | ||||
ЗИЛ-433360 | 4´2 | Б,ЗИЛ-508,1000400 | 260R508 | |||||
ЗИЛ-4331 | 4´2 | Д,ЗИЛ-645 | 260R508 | |||||
КАМАЗ-6320 | 6´4 | Д,КАМАЗ-740,10 | 260R508 | |||||
МАЗ-53366 | 4´2 | Д,ЯМЗ-238Н2 | 300R508 | |||||
КАМАЗ-53212 | 6´4 | Д,КАМАЗ-740,10 | 260R508 | |||||
ЗИЛ-133Г40 | 6´4 | Д,КАМАЗ-740,10 | 260R508 | |||||
МАЗ-6303 | 6´4 | Д,ЯМЗ-238Д | 300R508 | |||||
Полноприводные | ||||||||
УАЗ-3303 | 0,8 | 4´4 | Б,4178,10 | 215-380 | ||||
ГАЗ-33027 | 1,3 | 4´4 | Д,4061,10 | 195R16C | ||||
ГАЗ-66-40 | 4´4 | Д,Р4 с турбонаддувом | 320-457 | |||||
КАМА3-4326-15 | 6´6 | Д,КАМАЗ-740,10 | - | 1220´400-533 | ||||
Урал-4320-10 | 6´6 | Д,КАМАЗ-740,10 | 370-508 | |||||
КАМАЗ-43101 | 6´6 | Д,КАМАЗ-740,10-20 | 1220´400-533 |
Газобаллонные | ||||||||
ГАЗ-53-27 | 4´2 | Г,ЗМЗ-53-27 | 240R508 | |||||
ГАЗ-53-19 | 4,5 | 4´2 | Г,ЗМЗ-53-27 | 240R508 | ||||
ЗИЛ-431610 | 5,5 | 4´2 | Г,ЗИЛ-5086 | 260R508 | ||||
ЗИЛ-431810 | 4´2 | Г,ЗИЛ-5086 | 260R50B | |||||
КАМАЗ-53208 | 7,5 | 6´4 | Г,КАМАЗ-7409,10 | 260R508 | ||||
КАМАЗ-53218 | 6´4 | Г,КАМАЗ-7409,10 | 260R508 |
Автомобили-самосвалы
Модели | Грузоподъемность, т | Колесная формула | Двигатель | Мощность двигателя, л.с. | Снаряженная масса, кг | Объем платформы, мЗ | Размер шин | Цена автомобиля, руб. | Цена шины, руб. |
Общего назначения | |||||||||
ГАЗ-САЗ-35071 | 4´2 | Б,ЗМЗ-53-11 | 240R508 | ||||||
МАЗ-5551 | 8,5 | 4´2 | Д,ЯМЗ-236М2 | 5,5 | 300R508 | ||||
КАМАЗ-5511 | 6´4 | Д,КАМАЗ-740 | 280R508 | ||||||
КРАЗ-256Б1 | 12,5 | 6´4 | Д,ЯМЗ-238М2 | 320R508 | |||||
КАМАЗ-55111 | 6´4 | Д,КАМАЗ-74006,10 | 6,6 | 280R508 | |||||
КРАЗ-6510 | 13,5 | 6´4 | Д,ЯМЗ-238М2 | 300R508 | |||||
МАЗ-5516 | 6´4 | Д,ЯМЗ-238 | 5,5 | 300R508 | |||||
ЗИЛ-ММЗ-554М | 5,5 | 4´2 | Б,ЗИЛ-508,10 | 260R508 | |||||
с ГКБ-819 | 5,1 | 260R508 | |||||||
Урал-5557 | 6´6 | Д,КАМАЗ-740,10 | 8,8 | 1200´500-508 | |||||
с ГКБ-8551 | 7,5 | 7,9 | |||||||
КАМАЗ-55102 | 6´4 | Д,КАМАЗ-740,10 | 7,9 | 260R508 | |||||
с ГКБ-8527 | 7,5 |
Карьерные | |||||||||
БЕЛАЗ-75408 | 4´2 | Д,ЯМЗ-240М2 | 18,00-25 | ||||||
БЕЛАЗ-75481 | 4´2 | Д,ЯМЗ-8401,10 | 21,00-33 | ||||||
БЕЛАЗ-7555 | 4´2 | Д,ЯМЗ-23845 | - | - | 21,00-33 | ||||
БЕЛАЗ-7549 | 4´2 | Д,ДГ-600А | 27,00-49 | ||||||
БЕЛАЗ-7512 | 4´2 | Д,ДГ-800В | 33,00-51 | ||||||
БЕЛАЗ-75131 | 4´2 | Д,8ДМ-21А | - | 33,00-51 | |||||
БЕЛАЗ-75215 | 4´2 | Д,9-26ДГ-02 | 40,00-57 |
Автопоезда
Модели | Грузоподъемность, т | Колесная формула | Двигатель | Мощность двигателя, л.с. | Снаряженная масса кг | Размер шин | Цена автомобиля, руб. | Цена шины, руб. |
Седельные тягачи с полуприцепами | ||||||||
ЗИЛ-442100 | 4´2 | Д,ЗИЛ-645 | 260R508 | |||||
с ОДАЗ-93571 | 11,4 | |||||||
КАМАЗ-5410 | 8´4 | Д,КАМАЗ-740,10 | 260R508 | |||||
с ОДАЗ-9370 | 14,5 | |||||||
КАМАЗ-4425-10 | 4´2 | Д,КАМАЗ-740,10 | - | 320R508 | ||||
с ОДАЗ-9370 | 14,5 | 260R508 | ||||||
МАЗ-54321 | 4´2 | Д,ЯМЗ-236М2 | 300R508 | |||||
с МАЗ-9380-040 | 14,7 | |||||||
КАМАЗ-54112 | 6´4 | Д,КАМАЗ-740,10 | 260R50B | |||||
с ОДАЗ-9385 | 20,5 | |||||||
КАМАЗ-54118 | 6´4 | Д,КАМАЗ-7409 | 260R508 | |||||
с ОДАЗ-9385 | 20,5 | |||||||
MA3-54323-32 | 6´4 | Д,ЯМЗ-238Д | 300R508 | |||||
с МАЗ-9397-40 | 20,9 | |||||||
МАЗ-64229-32 | 6´4 | Д,ЯМЗ-238Д | 300R508 | |||||
с МАЗ-93866-15 | 27,5 | |||||||
Бортовые автомобили с прицепами | ||||||||
ЗИЛ-433360 | 4´2 | Б,ЗИЛ-508,10 | 260R508 | |||||
с ГКБ-8328 | 6,3 | |||||||
КАМАЗ-5320 | 6´4 | Д,КАМАЗ-740,10 | 260R508 | |||||
с СЗАП-8355 | 8,5 | |||||||
МАЗ-53366 | 8,7 | 4´2 | Д,ЯМЗ-236Н2 | 300R508 | ||||
с МАЗ-8926-02 | ||||||||
КАМАЗ-53212 | 6´4 | Д,КАМАЗ-740, 10 | 260R50B | |||||
с СЗАП-83371 | 10,5 | |||||||
Импортные | ||||||||
KenworthT800 | Д | 300R508 | 2220036 1082198 | 3826 3826 | ||||
Mercedes 1838 | Д | 300R508 | 2715232 1360398 | 3826 3826 | ||||
Scania R 113HA | Д | 300R508 | 2419505 1207388 | 3826 3828 | ||||
Iveco Evrotech | Д | 300R508 | 2220036 1082198 | 3826 3828 | ||||
Renault AE 420 | Д | 300R508 | 2386956 1196260 | 3826 3826 | ||||
Volvo FH12 | Д | 300R508 | 2119884 1057160 | 3826 3826 |
Автомобили-фургоны