Особенности рулевого привода легковых и грузовых автомобилей
Рулевой привод легковых автомобилей. Привод состоит из боковых рычагов поворотных кулаков 1 (рис.16) и регулировочных трубок 3 с наконечником тяги 2. Регулирование схождения колес производится изменением длины боковых тяг за счет регулировочных трубок. Трубки имеют с одной стороны правую резьбу, а с другой - левую. От самопроизвольного вращения трубки удерживаются стяжными хомутами 4 и болтами 5. Поперечная тяга 7 соединяется с сошкой 6 и маятниковым рычагом 8.
Шарниры рулевых тяг. Все шарниры рулевых тяг - самоподтягивающиеся с полусферическими пальцами (рис.17). Шарнир наконечника и средней тяги рулевой трапеции (рис.17, а) состоит из шарового пальца 1, находящегося в корпусе 5. Верхней сферической частью палец опирается на внутреннюю сферу корпуса. Пальцы запрессовываются в проушины тяг и наконечников и крепятся в них разрезными гайками. После затяжки гайки шплинтуются. Корпус шарнира запрессовывается в проушину тяги З. От попадания пыли и грязи шарнир защищен гофрированным резиновым чехлом 2. Шаровой палец кроме верхней имеет еще и нижнюю сферу, на которую опирается опорная пята 4, поджимаемая пружиной. Давление пружины устраняет люфт в шарнире. Крепится палец в корпусе шарнира заглушкой 6 и шплинтом 7. Шарнир тяги сошки (рис.17, б) отличается устройством уплотнителя 8 тяги сошки и маятникового рычага. Он не гофрированный и имеет распорную втулку 9.
Маятниковый рычаг. Поперечная тяга с одной стороны подвешена на сошке руля, а с другой - на маятниковом рычаге. Маятниковый рычаг в корпусе-кронштейне вращается в двух металлокерамических втулках, которые запрессованы в резиновые защитные втулки. Одна втулка прижата своим торцом к плоскости бобышки маятникового рычага, а другая - к шайбе. Шайба
вращается вместе с пальцем. Втулки входят в кронштейн с зазором, что позволяет переднему концу маятникового рычага упруго перемещаться до
2 ... 4 мм за счет деформации резиновых втулок. Это перемещение не влияет на устойчивость и безопасность движения автомобиля, а также на износ шин. На переднем конце маятникового рычага установлен шаровой шарнир, одинаковый с шарниром сошки. Отличается он тем, что в нем установлен полиэтиленовый сухарь, который удерживает палец внутри корпуса в определенном положении.
Рулевой привод грузовых автомобилей. Конструктивно он несколько отличается от рулевого привода легковых автомобилей, у которых отсутствует продольная рулевая тяга. У грузовых автомобилей она имеется (рис.18, в).
Усилие с вала сошки у грузовых автомобилей передается на сошку, на продольную рулевую тягу, рычаг продольной рулевой тяги, поворотный кулак, левый рычаг поперечной рулевой тяги, правый рычаг поперечной рулевой тяги и на правый поворотный кулак.
Рулевые рычаги соединяются с тягами шарнирно. Шаровые сочленения имеют различную конструкцию и тщательно защищены от попадания грязи; смазка подается в них через масленки. В некоторых моделях автомобилей в сочленениях тяг применяются пластмассовые вкладыши, не требующие смазки.
Шарнирное соединение продольной рулевой тяги (рис.18, а) имеет вкладыши 1 и 3, охватывающие шаровой палец 2. Пружина 4 смягчает удары от колес и устраняет зазоры при износе сочленения. Для ограничения сжатия пружины (во избежание ее поломки) устанавливаются ограничительные упоры 5. Зазор в сочленениях устраняют резьбовой проб кой 6. В поперечных тягах (рис.18, б, в) применяются эксцентриковые вкладыши (наконечники) 9, прижимаемые к шаровому пальцу пружиной, установленной снизу. При таком устройстве пружины не нагружаются силами, действующими на поперечную рулевую тягу, а устранение зазора при износе сочленений происходит автоматически. Концы поперечной тяги и наконечники 7 имеют правую и левую резьбу для регулировки длины тяги. После регулировки наконечники затягивают стяжными болтами 8.
Контрольные вопросы
1. Каково назначение рулевого управления?
2. Что такое центр поворота автомобиля и где он находится?
3. Каково назначение рулевой трапеции? Из каких деталей она состоит при
зависимой и независимой подвеске передних колес?
4. Каково назначение рулевого механизма? Перечислите типы рулевых
механизмов изучаемых автомобилей, их устройство и принцип действия.
5. Что называется передаточным числом рулевого механизма?
6. Каково назначение рулевого привода? Из каких деталей он состоит при
зависимой подвеске передних колес? Объясните их устройство и
взаимодействие.
7. Что такое люфт рулевого колеса и чем он вызван?
8. Объясните устройство и принцип действия рулевого управления
автомобилей.
9. Объясните устройство и принцип действия гидравлического усилителя
рулевого привода автомобиля ЗИЛ-431410.
10. Какие конструктивные и технологические мероприятия обеспечивают
повышение надежности, долговечности и упрощение обслуживания рулевого
управления?
11. Из каких деталей состоит рулевой привод при независимой подвеске колес?