Техническая характеристика автомобиля
Введение
Транспортная система России включает железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, морской, трубопроводный и воздушный транспорт. Каждый из данных видов транспорта выполняет определённую функцию исходя из характера грузов.
Автомобильный транспорт России представляет собой наиболее гибкий и массовый вид транспорта. У него ряд важных отличий от других транспортных отраслей. Сфера применения автотранспорта широка. Он выполняет большую часть коротких внутрирайонных перевозок, доставляет грузы к станциям железных дорог и речным пристаням и развозит их к потребителям. В северных и восточных районах, где почти нет других видов сухопутного транспорта, им осуществляются дальние межрайонные перевозки.
Ежедневно автотранспортом перевозится около 17 млн. тонн грузов и более 62 млн. пассажиров. Если сравнивать с аналогичным показателем железнодорожного транспорта, то это почти в 6 раз больше по объемам перевозок грузов и в 17 раз – по перевозкам пассажиров.
По сути своей техническое обслуживание (ТО) – это комплекс мероприятий по поддерживанию автомобиля в работоспособном состоянии, по обеспечению надежности и экономичности работы, безопасности движения, защиты окружающей среды, уменьшению интенсивности ухудшения параметров технического состояния, предупреждение отказов и неисправностей, а также по выявлению их с целью своевременного устранения. В нашей стране принята планово-предупредительная система ТО.
Основная цель ТО автомобиля состоит в предупреждении и отдалении момента достижения им предельного состояния, то есть такого состояния автомобиля, при наступлении которого его эксплуатация должна быть прекращена из-за неустранимого нарушения, это достигается, во-первых, предупреждением возникновения отказа за счет предупредительного контроля и доведения параметров технического состояния автомобиля (агрегата, механизма) до номинальных или близких к ним значений. Во-вторых, предупреждением отказа в результате уменьшения интенсивности изменения параметра технического состояния, снижением темпа изнашивания сопряженных деталей.
Ремонтно-технологическая часть
История создания автомобиля ВАЗ 21213
Летом 1970 года председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин поставил перед коллективами ВАЗ, АЗЛК и Ижмаша задачу создать автомобиль повышенной проходимости с комфортом массовых легковых моделей. Были созданы прототипы АЗЛК-415 и −416 и Иж-14, но эти автомобили были не готовы к серийному производству. Конструкторы Волжского автозавода ещё на стадии разработки перенесли на перспективную модель многие узлы и агрегаты освоенных предприятием «Жигулей». Ещё одной особенностью стал полностью «легковой» дизайн автомобиля — в автомобиле не было ничего специфически «внедорожного», «Нива» выглядела как обычная легковая машина. В конструкции широко применялись элементы дизайна и детали ВАЗ-2106, а салон оказался практически идентичным этой модели. В итоге получилось, как писал один западный автомобильный журнал, «Как будто „Рено-5“ поставили на шасси „Лэндровера“»[источник не указан 36 дней].
В 1972 году были созданы первые ходовые прототипы Э-2121 (так называемые «носители агрегатов»), в 1973 году было объявлено о подготовке к серийному производству.
В 1974 были выпущены первые 15 предсерийных образцов, к марту 1976 года была изготовлена вторая партия - ещё 50 машин[2].
Эти машины прошли полный цикл испытаний, в том числе, пробег по Уралу и Предуралью. Для сравнения с моделями-конкурентами специалисты воспользовались британскими Land Rover и Range Rover, а также УАЗ-469. Для оценки ходовых качеств «Нивы» совместили «легковую» и «внедорожную» программы испытаний. Приказ о постановке автомобиля на конвейер был подписан 31 июля 1975 года.
Первый серийный образец ВАЗ-2121 сошёл с конвейера ВАЗа 5 апреля 1977 года. Вскоре после запуска конвейера производственный план на полноприводный автомобиль увеличили с 25 000 машин в год до 50 000 автомобилей, а далее — до 70 000 единиц. А вскоре около 80 % от выпущенных автомобилей стали отправлять на экспорт («Нива» стала единственным советским автомобилем, который продавался в Японии).
Техническая характеристика автомобиля
Параметры | ВАЗ-21213 | ВАЗ-21214 | |||
Кузов | Цельнометаллический, несущий, двухобъемный | ||||
Число дверей | |||||
Количество мест (при сложенных задних сиденьях) | 4-5 (2) | ||||
Снаряженная масса, кг | |||||
Грузоподъемность, кг | |||||
Полная масса, кг | |||||
Дорожный просвет автомобиля с полной нагрузкой при статическом радиусе шин 315 мм (175/80R16)/ 322 мм (6,96-16), не менее, мм: | |||||
· до поперечины передней подвески | 221/228 | ||||
· до балки заднего моста | 213/220 | ||||
Полная масса буксируемого прицепа, кг: | |||||
· не оборудованного тормозами | |||||
· оборудованного тормозами | |||||
Наименьший радиус поворота по следу наружного переднего колеса, м | 5,5 | ||||
Максимальная скорость*, км/ч: | |||||
· с водителем и пассажиром | |||||
· с полной нагрузкой | |||||
Время разгона* с места до 100 км/ч, с: | |||||
· с водителем и пассажиром | |||||
· с полной нагрузкой | |||||
Максимальный подъем, преодолеваемый автомобилем с полной нагрузкой без разгона на первой передаче, % | |||||
Тормозной путь автомобиля при экстренном торможении с разрешенной максимальной массой со скорости 80 км/ч на горизонтальном участке ровного асфальтированного шоссе, не более, м: | |||||
· при использовании рабочей системы | |||||
· при использовании одного из контуров рабочей системы | |||||
Расход топлива* на 100 км пути не более, л: | |||||
· на шоссе при скорости 90 км/ч на пятой передаче | 8,3 | 8,3 | |||
· на шоссе при скорости 120 км/ч на пятой передаче | 11,5 | 11,2 | |||
· в городском цикле | 10,3 | 10,2 | |||
Двигатель | |||||
Параметры | ВАЗ-21213 | ВАЗ-21214** | |||
Тип | Четырехтактный бензиновый | Четырехтактный бензиновый | |||
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | |||
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 | 1-3-4-2 | |||
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм | 82х80 | 82х80 | |||
Рабочий объем, л | 1,69 | 1,69 | |||
Степень сжатия | 9,3 | 9,3 | |||
Номинальная мощность по ГОСТ 14846–81 (нетто), кВт (л.с.) | 58,0 (78,9) | 59,5 (80,9) | |||
Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности, мин –1 | |||||
Максимальный крутящий момент, Н.м (кгс.м) по ГОСТ 14846–81 (нетто) | 127 (12,9) | 127,5 (13,0) | |||
Частота вращения коленчатого вала при максимальном крутящем моменте, мин –1 | |||||
Минимальная частота вращения коленчатого вала на режиме холостого хода, мин –1 | 750–800 | 820–880 | |||
Система питания | С карбюратором | Распределенный впрыск | |||
Топливо | Бензин с октановым числом 92–95 | Неэтилированный бензин с октановым числом 92–95 | |||
Зажигание | Бесконтактная | Микропроцессорная | |||
Начальный угол опережения зажигания, градус | 1±1° | Регулировке не подлежит | |||
Трансмиссия | |||||
Сцепление | Однодисковое, сухое, с диафрагменной нажимной пружиной | ||||
Привод выключения сцепления | Гидравлический | ||||
Коробка передач | Механическая; пять передач переднего хода, одна – заднего; все передачи переднего хода синхронизированы | ||||
Передаточные числа коробки передач: | |||||
· 1-я передача | 3,67 | ||||
· 2-я передача | 2,1 | ||||
· 3-я передача | 1,36 | ||||
· 4-я передача | |||||
· 5-я передача | 0,82 | ||||
· задний ход | 3,53 | ||||
Раздаточная коробка | Двухступенчатая; с межосевым дифференциалом с принудительной блокировкой | ||||
Передаточные числа раздаточной коробки: | |||||
· повышенная передача | 1, 2 | ||||
· пониженная передача | 2, 135 | ||||
Передний и задний карданные валы (от раздаточной коробки к переднему и заднему мостам) | Трубчатого сечения, с двумя карданными шарнирами на игольчатых подшипниках с пресс-масленками | ||||
Главная передача (переднего и заднего мостов) | Коническая, гипоидная | ||||
Передаточное число главной передачи | 3,9 | ||||
Привод передних колес | Открытыми валами с шарнирами равных угловых скоростей | ||||
Привод задних колес | Полуосями, проходящими в балке заднего моста | ||||
Рисунок 1 – Габаритные размеры автомобиля ВАЗ 21213