Детали механизма газораспределения
Распределительный вал предназначен для своевременного открытия клапанов. Распределительный вал имеет: коренные (опорные) шейки; кулачки, расположение которых на валу обусловлено числом клапанов на цилиндр и последовательностью их открытия в зависимости от порядка работы двигателя, схемы привода, фазы газораспределения. На переднем конце вала имеется шейка со шпоночным пазом и зубчатое колесо с резьбой для ее крепления.
Клапаныпредназначены для герметизации цилиндра при такте сжатия и рабочего хода, и соединения его с трубопроводами выпускной и впускной системы при тактах впуска и выпуска в процессе газообмена. Клапан состоит из головки и стержня. Головки обычно имеют (около 2 мм) цилиндрический поясок и уплотнительную фаску снятую под углом 45 и 30 . уплотнительные фаски клапанов шлифуют и притирают к седлам.
Гидротолкатели клапанного механизма автоматически обеспечивают беззазорный контакт кулачков распределительных валов с клапанами, компенсируя износы сопрягаемых деталей: кулачков, торцов, корпусов гидротолкателей, корпусов компенсаторов, клапанов, седел и тарелок клапанов. На наружной поверхности корпуса выполнены канавка и отверстие 3 для подвода масла внутрь гидротолкателя из смазочной магистрали в головке блока цилиндров. Работа гuдротолкателя происходит следующим образом. При нажатии кулачком распределительного вала на торец корпуса 4 гидротолкателя шариковый клапан 8 закрывается, запирая находящееся внутри масло, которое становится рабочим телом, через которое передается усилие от кулачка 10 к стержню 12 и сухарям 11 клапана, обеспечивая его открытие. При этом поршень 7 частично входит в корпус 6 компенсатора и часть масла перетекает через зазор в этой плунжерной паре в полость корпуса 4 гидротолкателя.
Когда снимается усилие с гидротолкателя (это происходит при закрытии клапана), пружина 1 компенсатора прижимает поршень 7 и корпус гидротолкателя к цилиндрической части кулачка, выбирая зазор. При этом шариковый клапан 8 открывается, обеспечивая перепуск масла в полость компенсатора. При дальнейшем повороте кулачка, когда корпус 4 гидротолкателя сходит с его «затылка» - цилиндрической части, цикл работы гидротолкателя повторяется.
Клапанные пружиныобеспечивают плотное прилегание клапанов к седлам своевременное их закрытие. Клапанные пружины изготавливают из стальной проволоки диаметром 4 – 6 мм.
Седла клапанов.Наиболее важным сопряжением, определяющим долговечность механизма газораспределения, являются сопряжение седло – клапан, так как оно подвергается ударным нагрузкам при посадке клапана и значительным термическим перегрузкам. Седло клапана, с которым соприкасается уплотнительная фаска клапана, обрабатывается инструментом с углами заточки 15, 45, 750.
Тепловой зазор.В процессе работы двигателя клапаны и детали привода клапана нагреваются, длина их увеличивается. В результате, между седлом и головкой клапана при тактах сжатия и расширения образовывается зазор, что ведет к износу и, к ухудшению герметичности цилиндра. Поэтому устанавливают тепловой зазор для впускных клапанов 0,2 мм и выпускных 0,35 мм между торцом клапана и кулачком распредвала.