Классификация технической диагностики
Техническая диагностика может быть разделена на
несколько видов в зависимости от организационного
признака, назначения, связи с операциями технического обслуживания, совокупности работ, типа применяемого оборудования и т. д.
По организационному признаку она делится на постоянную, периодическую и случайную.
Постоянная диагностика проводится как правило в ПАТП, хозяйствах и на предприятиях в распоряжении которых имеется некоторое число автомобилей и сотрудников, которые ими управляют в течение смены. Данная диагностика осуществляется органолептическими методами: на слух, визуально или с помощью встроенных в машину приборов, сигнализаторов и простейших приспособлений. Например, температура охлаждающей жидкости, температура и давление масла в двигателе, состояние аккумуляторной батареи, контролируется с помощью индикатора установленного на АКБ; качество сгорания топлива и работу форсунок – по дымности выхлопных газов (у дизельного двигатяля), по частоте вращения и способности его разгона от минимальных до максимальных оборотов холостого хода; общее состояние машины – по характерному шуму и ощущениям при езде по дорогам с разным покрытием, с нагрузкой и без нагрузки.
При постоянной диагностике немаловажен опыт и индивидуальные способности людей эксплуатирующих технику. Постоянная диагностика позволяет по внешним признакам судить о возникающих изменениях в работе машины и своевременно принимать меры, предупреждающие неисправности.
Периодическая диагностика (эксплуатационной диагностикой) проводится при периодических и сезонных технических обслуживаниях или ремонте машин. Периодическую диагностику целесообразно практиковать при ТО (технических обслуживаниях) № 1, № 2 (через определённый пробег в километрах или наработку в мотто часах предусмотренную заводом изготовителем машины), ТО № 3, сезонных обслуживаниях, технических осмотрах и перед ремонтом.
Техническая диагностика при ТО № 1 и № 2 является более простой по объему и содержанию работ, использованию приборов и квалификации исполнителей. В зависимости от предписаний завода изготовителя техники данная диагностика может проводиться как в мастерских дилерских пунктов технического обслуживания, так и непосредственно на месте работы (эксплуатации) техники (в гараже фирмы или предприятия эксплуатирующего технику) по средствам мобильных бригад или мастера диагноста работающего на предприятии которому принадлежит техника (при условии того, что техника не гарантийная) или же сторонними организациями специализирующимися на ТО и диагностике.
Все контрольно-регулировочные работы, связанные с эксплуатационной диагностикой и сопутствующим техническим обслуживанием, выполняют мастера-наладчики, используя необходимое оборудование стационарных (дилерских) пунктов технического обслуживания или передвижных агрегатов технического обслуживания машин.
Основной целью эксплуатационной диагностики является определение фактического технического состояния узлов, агрегатов машины, установление объема и содержания необходимых работ по техническому обслуживанию, проверка качества его выполнения, а также выявление причины, объема и места устранения неисправностей, возникших в процессе эксплуатации машины. При этом особое внимание уделяется проверке загрязненности воздушного фильтра и герметичности системы воздухозабора, так как при нарушении работы названных агрегатов может значительно увеличиться поступление пыли в камеру сгорания, что вызовет усиленный износ деталей цилиндропоршневой группы.
Диагностика при ТО № 2, ТО № 3, сезонных технических обслуживаниях и перед ремонтом охватывает весь комплекс работ по определению технического состояния и прогнозирования остаточного ресурса всех узлов и агрегатов машины. Называется она комплексной диагностикой.
По методам, объему и квалификации работ комплексная диагностика значительно сложнее эксплуатационной диагностики. При комплексной диагностике, как правило, используется сложное диагностическое специальное оборудование (дилерские сканеры, осциллографы, мотортестеры) работа которого основана на микроконтроллерах и персональных компьютерах (ПК). Освоить его в состоянии только высококвалифицированный специалист, прошедший профессиональную подготовку в специальных учреждениях или на специальных курсах при учебных заведениях.
Практически весь этот комплекс диагностических работ поручают мастеру-диагносту, регулировку осуществляет мастер-наладчик, а простейшие операции по очистке, мойке, смене масла, подтяжке креплений выполняют мастера с низким уровнем знаний и допуском к работе. При комплексной диагностике, прежде всего, выявляют мощностные и экономические показатели, определяют техническое состояние основных узлов и механизмов машины: деталей цилиндропоршневой группы, кривошипно-шатунного механизма, рамы (кузова или конструкции типа endoframe (рама жёстко совмещённая с кузовом), трансмиссии, ходовой части и др.
При определении технического состояния сложных узлов и механизмов часто требуется их частичная разборка. К примеру для определения технического состояния ремня ГРМ или цепи требуется снять элемент клапанной крышки, при замере герметической плотности плунжерных пар отвертывают накидные гайки трубопроводов высокого давления; при определении плотности камеры сгорания снимают форсунки (у дизельного ДВС) или свечи зажигания (у бензинового ДВС). Чтобы предупредить попадание пыли и влаги в сопряжения машин, комплексную диагностику проводят только на посту технической диагностики и сложных уходов в дилерском центре или на сертифицированной станции технического обслуживания автомобилей.
Случайную (неплановую) диагностику проводят при возникновении отказов или неисправностей узла, агрегата или машины в целом. Во время диагностики выявляют причины возникновения отказов или неисправностей и устанавливают объем ремонтно-восстановительных работ. Выполняют случайную диагностику мастера-диагносты на месте поломки машины или на стационарном посту диагностики.
В зависимости от вида применяемого оборудования диагностика машин подразделяется на приближенную, уточненную и точную.
Приближенную диагностику осуществляют визуально или на слух (органолептическим методом), не прибегая к помощи контрольно измерительных приборов. Данный вид диагностики не позволяет получить количественную оценку технического состояния узла, агрегата или машины в целом. Она дает только ориентировочную оценку их технического состояния и нужна, как правило, для предварительного диагноза.
Уточненная диагностика по сравнению с приближенной диагностикой более прогрессивна. При ее проведении используют простейшие приборы. Однако они тоже не позволяют получить количественную оценку замеряемого параметра или дают оценку недостаточной точности. Уточненная постановка диагноза практикуется в основном при частичной диагностике при ТО № 1 и № 2.
Точная диагностика (комплексная диагностика) наиболее перспективна. При точной диагностике используются в основном сложные электронные приборы принцип работы, которых основан на обработке различных сигналов, получаемых с датчиков, установленных на автомобиле. Комплексная диагностика позволяет получить количественную оценку состояния проверяемых объектов без их разборки, что дает возможность значительно сократить затраты денежных средств на техническое обслуживание и ремонт машин за счет снижения трудоемкости проверочных и ремонтных работ и увеличения срока службы объектов диагностирования. Такие методы диагностирования позволяют прогнозировать гарантированный период безотказной работы узла, агрегата или машины в целом.
Прогноз может быть осуществлен с помощью различных приборов, например при помощи автоматизированных систем сбора данных (мотор-тестеры, дилерские сканеры с функцией мотор-тестера или осциллографа). С помощью таких приборов в настоящее время можно прогнозировать давление масла в магистрали, засоренность воздухоочистителя, состояние аккумуляторных батарей, температурный режим двигателя, загрязненность топливных и масляных фильтров, состояние топливной аппаратуры, как бензинового, так и дизельного двигателя, а также оценивать работу контроллера (ЭБУ – электронного блока управления двигателем).
Лекция 6
Диагностические параметры – структурные, диагностические. Требования к диагностическим параметрам для их использования в практических целях.