Факторы, влияющие на посадочные характеристики
Температура и высота аэродрома. При меньшей плотности воздуха (высокая температура, низкое атмосферное давление, высокогорный аэродром) длина пробега больше, так как увеличивается истинная посадочная скорость.
Изменение высоты аэродрома на 1000 футов изменяет посадочную дистанцию на 15 м, а изменение температуры на 10 °C изменяет посадочную дистанцию на 10 м.
Посадочная масса самолета. При увеличении посадочной массы самолета длина пробега возрастает. Так, изменение массы самолета на 100 кг изменяет длину посадочной дистанции на 30 м.
Положение закрылков.Применение закрылка уменьшает длину пробега на посадке. При выпущенном закрылке cy пос больше, а посадочная скорость меньше. Кроме того, лобовое сопротивление самолета при пробеге увеличивается. В случае невыпуска закрылков в положение LDG и посадки с закрылками, отклоненными в положение APP, посадочная дистанция увеличивается на 40 %.
Сила и направление ветра. При посадке со встречным ветром длина пробега меньше, так как величина путевой посадочной скорости уменьшается на величину встречной составляющей скорости ветра. При попутном ветре длина пробега увеличивается, так как самолет имеет большую путевую посадочную скорость. Например, изменение скорости встречного ветра на один узел изменяет посадочную дистанцию на 4,4 м.
Уклон ВПП. Наличие нисходящего уклона величиной 2 % (2 м на 100 м или 2 фута на 100 футов) ведет к увеличению посадочной дистанции приблизительно на 10 %.
Угол атаки при посадке. Расчетный угол при посадке равен 9°. Если самолет садится с углом менее 9°, то посадочная скорость более расчетной (Vпос > Vрасч) и возможна посадка с перелетом, с перегрузкой, на три точки, выкатывание, «козление», возрастает роль дефицита времени для исправления ошибок. Если угол на посадке более 9°, то посадочная скорость меньше расчетной (Vпос < Vрасч)и возможна посадка до торца ВПП, с касанием хвостовой части фюзеляжа о ВПП, выход на aкр.
Состояние поверхности ВПП. На мокрой грунтовой ВПП или мокрой ВПП с мягким травяным покрытием посадочная дистанция существенно увеличивается (»10 %). Пилот обязан учесть состояние ВПП, чтобы обеспечить безопасность посадки.
При посадке на сухую ВПП с травяным покрытием (стриженная трава) необходимо принять следующие поправки по сравнению с ИВПП:
– травяное покрытие высотой до 5 см (2 дюймов): увеличение длины пробега при посадке на 5 %;
– травяное покрытие высотой от 5 до 10 см (от 2 до 4 дюймов): увеличение длины пробега при посадке на 15 %;
– травяное покрытие высотой более 10 см (более 4 дюймов): увеличение длины пробега при посадке не менее чем на 25 %.
Для мокрого травяного покрытия дополнительно принять 10 % увеличение длины пробега при посадке.
Если посадка будет производиться на ВПП, покрытой слякотью или водой, то могут возникнуть проблемы с выдерживанием направления и возможно выкатывание самолета.
При наличии на ВПП слоя воды более 2–3 мм может возникнуть эффект гидроглиссирования. Он заключается в том, что вода не успевает выскочить из-под пневматиков, самолет приподнимается над поверхностью ВПП, не имея сцепления с бетоном. Этот эффект продолжается до скорости , а затем, когда колесо опускается на поверхность ВПП, силы сцепления будут малы, а длина пробега увеличивается на 50–70 % (рис. 6.4).
Рис. 6.4. Гидроглиссирование на пробеге
Давление в основных пневматиках самолета DA 42 составляет 4,5 бар, поэтому скорость глиссирования примерно составит 72,5 узла.
Тормоза колес. На пробеге сила лобового сопротивления невелика, поэтому для уменьшения пробега приеняют тормоза, при использовании которых возникают силы трения (см. рис. 6.3).
Режим двигателей. Если РУД двигателей не будут установлены в положение IDLE, то винты будут создавать повышенную тягу, которая будет способствовать увеличению дистанций.