Эффективный крутящий момент двигателя определить по формуле
Me = 1000 , Н×м (4)
Из выражения (3) следует, что функция Ne (we) имеет точку экстремума. Соответственно зависимость Me (we) также будет иметь точку экстремума, в которой крутящий момент двигателя будет максимальным.
Для нахождения максимального крутящего момента двигателя необходимо:
- составить уравнение зависимости Me (we);
- взять первую производную M'e(we) от полученной зависимости и, приравняв ее к нулю, вычислить величину we , при которой крутящий момент Me будет иметь максимальное значение (Mmax).
Величина we при Mmax обозначается как wM.
Уравнение зависимости Me (we) получаем подстановкой выражения (3) в (4), т.е.
Me = (5)
вынося за скобки , после преобразования
Me = (6)
Подставив численные значения Nmax, аN…cN для «Москвич»-412 ИЭ получим:
Me = или
Me = 88,62 + 0,1466 ωe – 0,00024 ωe2
Первая производная
Me'= 0,1466 – 2×0,00024 ωe
Решая, находим
we = wM =305,4 c-1
Из выражения (4) определяем величину Mmax при wM .
Таким образом, в пределе wmin–wmax получатся четыре характерные точки: wmin; wМ; wN; wmax и минимум две промежуточных. В данном примере расчет ведется для девяти точек.
Результаты вычислений величин Ne, Me, Mmax сводим в таблицу 1.
Таблица 1
Результаты расчета внешней скоростной характеристики двигателя автомобиля «Москвич»-412 И Э
№ точек | |||||||||
we, c-1 | 94,2 | 305,4 | |||||||
Ne, кВт | 9,46 | 32,6 | 33,9 | 43,2 | 50,6 | 53,9 | 52,9 | ||
Me, Нм | 100,5 | 108,2 | 110,9 | 109,6 | 102,4 | 90,7 | 79,2 |
Примечание: при выполнении курсовой работы в таблице 1 должно быть рассчитано не менее 6-ти точек.
По результатам таблицы 1 строят внешнюю скоростную характеристику двигателя – графики зависимостей Ne (we) и Me (we) рис. 1, на которых указывают величины Nmax, Mmax, MN, wN, wM, wmax, wmin.
Обратите внимание, что величина Memax, полученная в результате расчетов, равна 111 Н×м (таблица 1), отличается от приведенной в исходных данных 105,8 Н×м. Объясняется это двумя причинами: во-первых, коэффициенты зависимости Ne (we) - приближенные, их значения меняются в зависимости от многих конструктивных особенностей двигателя. Например, для бензиновых карбюраторных двигателей 412 ИЭ и ВАЗ – 2106 эти коэффициенты, безусловно, будут разными, для упрощения расчетов мы их принимает одинаковыми. Во-вторых, как показывают испытания, параметры серийно выпускаемых двигателей одной модели могут отличаться на 5…10%. Поэтому отклонения величин, полученных в результате расчетов от исходных данных в пределах 5…7% вполне допустимы.
Рисунок 1. Внешняя скоростная характеристика двигателя автомобиля «Москвич»-412 И Э