Определение максимальной скорости движения автомобиля
График РS(V) определяет величину тяговой силы необходимой для равномерного движения автомобиля в заданных дорожных условиях. Для равномерного движения автомобиля силу РT тяги на колесах автомобиля регулируют подачей топлива и выбором передачи.
Автомобиль движется с ускорением, если сила РT тяги на колесах больше силы РS суммарного сопротивления движению (рисунок 3). При РT = РS автомобиль движется равномерно, его ускорение равно нулю. Если РT < РS , автомобиль движется с замедлением.
Максимальную скорость Vmax движения автомобиля можно определить из абсциссы точки пересечения графиков РT(V) и РS(V) (величину абсциссы следует умножить на масштаб). Из рисунка 3 автомобиля «Москвич»-412 ИЭ рассчитанное значение максимальной скорости составляет 139,6 км/ч, что практически соответствует величине, представленной в исходных данных – 142 км/ч (отклонение 1,7%).
Чтобы определить максимальную силу Рдmax сопротивления дороги, которую автомобиль способен преодолеть при равномерном движении с заданной скорость, следует из ординаты РT вычесть ординату Рв, разница представляет собой силу сопротивления дороги Рд max.
Угол подъема, который автомобиль может преодолеть при движении с заданной скоростью, определяют по формуле
(23)
Например, для автомобиля «Москвич»-412 И Э при движении на II передаче со скоростью V = 60 км/ч величина РТ ≈ 2950 Н (таблица 3, рисунок 3). Величина Рв = 185,4 Н (таблица 6). Следовательно
Рдmax = 2950 Н – 185,4 Н ≈ 2747 Н.
При скорости движения V = 60 км/ч на II передаче и f0 = 0,012 максимально возможный угол подъема, преодолеваемого автомобилем
Максимальный подъем, преодолеваемый автомобилем «Москвич»-412 И Э при Мmax, на скорости 24 км/ч составляет amax≈ 18,8°.
Возможность движения автомобиля может быть ограничена буксованием ведущих колес. Автомобиль движется без буксования, если сила тяги на ведущих колесах меньше, чем сила их сцепления с дорогой, т.е.:
PT< PСЦ (24)
Если PT > PСЦ – ведущие колеса будут пробуксовывать.
Силу РСЦ сцепления ведущих колес при движении автомобиля по горизонтальной дороге можно определить как
P = GCЦ × x, (25)
где GСЦ – сцепной вес автомобиля,
x – коэффициент продольного сцепления колеса с дорогой.
Для автомобиля колесной формулы 4x2, 6x4 GСЦ - часть веса Gа автомобиля, приходящаяся на ведущие колеса. Для автомобилей колесной формулы 4x4, 6x6 GСЦ = Gа.
Значения коэффициента x даны в таблице 7.
Таблица 7
Значение коэффициента для различных дорожных условий
Дорожное покрытие | Величина |
Асфальт или цементобетон: - сухой, чистый; - влажный; - покрытый снегом; - обледенелый. | 0,7…0,8 0,35…0,45 0,2…0,3 0,1…0,2 |
Грунтовая дорога: - глинистая сухая; - влажная. | 0,5…0,6 0,2…0,4 |
Песчаная дорога: - сухая; - влажная. | 0,2…0,3 0,4…0,5 |
Снег сыпучий. | 0,1…0,2 |
Считая, что дорога с асфальтобетонным покрытием в отличном состоянии, согласно таблице 7 = 0,7. Из технической характеристики «Москвич»-412 И Э GСЦ = 7554 Н. Сила сцепления при = 0,7
РСЦ = 7554 · 0,7 = 5286 Н
Максимальная сила тяги на колесах автомобиля (таблица 3) Р = 4692 Н, т.е. движение без буксования ведущих колес возможно на всех передачах. При движении по глинистой дороге (= 0,5) PСЦ = 3777 Н. Построив график зависимости РСЦ(V) (горизонтальная линия) рис. 3 определим, что движение без буксования с полной подачей топлива возможно только на II, III и IV передачах. На I передаче движение возможно только при скорости более V ≈ 45 км/ч. для движения без буксования со скоростью менее 45 км/ч на первой передаче необходимо уменьшить подачу топлива и соответственно РТ прикрыв дроссельную заслонку.