Топливная экономичность автомобиля
Оценочным показателем топливной экономичности в России является путевой расход топлива, расход топлива Qs на 100 км пройденного пути (в США например, расход определяется количеством пройденных миль на одном галлоне (3,8 л) топлива).
Зависимость расхода топлива в литрах на 100 км от скорости движения автомобиля и коэффициента сопротивления дороги при установившемся движении называют топливно-экономической характеристикой автомобиля, которую можно построить, пользуясь методикой, разработанной И.С.Шлиппе .
Согласно этой методике, расход топлива Qs (л/100 км) определяют по уравнению:
, (2.1)
где qeN – удельный расход топлива при номинальной мощности, г/кВт×ч;
kω – коэффициент учитывающий влияния we на qe , значение которого приведены в таблице 1.1
Ku – коэффициент, учитывающий изменение qe в зависимости от степени использования мощности двигателя и;
hтр – КПД трансмиссии автомобиля;
rт – плотность топлива, кг/л;
Py ,PВ – силы сопротивления дороги и воздуха, при соответствующей скорости, Н.
Степень использования мощности двигателя и при движении автомобиля на j-ой передаче определяют как отношение мощности Nе’, фактически снимаемой с коленчатого вала двигателя при частоте wei , к мощности Nei по внешней скоростной характеристике, при частоте вращения коленчатого вала, соответствующей данной скорости:
. (2.2)
Коэффициент Ku принимается по таблице 2.1.
Таблица 2.1
и | Тип двигателя | 0,1 | 0,2 | 0,4 | 0,6 | 0,8 | 1,0 |
Ки | Карбюраторный | 2,50 | 1,90 | 1,25 | 1,00 | 0,90 | 1,00 |
Ки | Дизельный | 1,40 | 1,25 | 1,00 | 0,70 | 0,60 | 1,00 |
Топливную характеристику автомобиля строят по уравнению расхода топлива в литрах на 100 км пробега по дороге с y1 = f0 и y 2 = 0,4×Dmax на высшей передаче следующим образом. Сначала задаются скоростью автомобиля, чтобы получить не менее 4-6 значений в интервале от V до V (для случая y1 = f0 значения могут быть взяты из таблицы 1.5). Скорость V , соответствующая миниамально устойчивой частоте вращения коленчатого вала двигателя, условно считается одинаковой при всех значениях . Максимальные скорости при различных определяют по динамической характеристике (рис. 1.4). Затем по формуле (1.15) определяют значения на высшей передаче, соответствующее скорости V в диапазоне от V до V и по внешней скоростной характеристике определяют мощность N для каждого значения (V ). Используя табл. 1.1, табл. 2.1 и формулу 2.2 определяют значения kω и Ku . Зная все необходимые параметры, по формуле 2.1 расчитывают путевой расход топлива Qs.
Результаты расчёта топливно-экономической характеристики при y1 = f0 сводятся в табл. 2.2, а при y 2 = 0,4×Dmax в табл.2.3.
Таблица 2.2 - Результаты расчёта
Таблица 2.3 - Результаты расчёта
По данным табл. 2.2 и 2.3 строим топливную характеристику автомобиля (рисунок 2.1).
Рис. 2.1 - Топливная характеристика автомобиля
Дополнительное задание:
По топливо-экономической характеристике определить экономичную скорость АТС для и .