Техническое обслуживание приборов системы питания дизельных ДВС
Появляется износ и разрегулировка плунжерных пар насоса высокого давления и форсунок, потеря герметичности этих механизмов. Возможен износ отверстий форсунок, их закоксованность и засорение. Эти неисправности приводят к неравномерности работы топливного насоса по количеству и углу подаваемого топлива, ухудшению качества распиливания топлива форсункой, изменению момента начала подачи топлива, выход из строя датчика кислорода.
Диагностическим признаком неисправности системы питания является затруднение пуска двигателя (в исправном состоянии система питания должна обеспечивать работу двигателя на этом режиме и не допускать при этом резкого изменения частоты вращения коленчатого вала). Перед началом регулировки проверить работу системы зажигания и убедиться в отсутствии подсосов воздуха во впускном трубопроводе. Двигатель должен быть прогрет, воздушная заслонка открыта.
Ежедневное обслуживание системы питания дизельных двигателей.
- Проверять уровень масла в топливном насосе высокого давления и в регуляторе частоты вращения (если система питания построена на основе рядного ТНВД не имеющего электронного блока управления, а также имеющего раздельную систему смазки). При необходимости доливать масло до уровня верхней метки.
- Сливать отстой из топливного фильтра грубой и тонкой очистки, отвернув пробку сливного отверстия (при наличии в системе фильтрации датчика регистрирующего состояние фильтрующего элемента, эту операцию необходимо проводить только после регистрации датчиком наличия загрязнения или примесей в системе фильтрации).
- После слива отстоя завернуть пробку и пустить двигатель, дав
ему поработать 3-4 минуты для удаления воздушных пробок из
фильтров (если фильтр или ТНВД оснащены механической помпой, то следует отвернуть болт для выпуска воздуха из системы питания и прокачать её пока из отверстия не потечёт топливо, после чего необходимо закрутить болт на место и пустить двигатель).
Техническое обслуживание системы питания дизельных двигателей.
1. Промывка топливной системы.
При эксплуатации автомобиля топливная аппаратура загрязняется различными отложениями, которые препятствуют нормальной работе двигателя. Для предотвращения работы двигателя с загрязнённой топливной аппаратурой рекомендуется своевременная её отчистка при помощи специальных моющих жидкостей, которые растворяют все вредные отложения. Операции по промывке топливной системы, следует проводить своевременно, в противном случае это может привести к дорогостоящему ремонту прецизионных деталей топливной аппаратуры (промывка топливной аппаратуры осуществляется при помощи специального оборудования и жидкостей без снятия её с двигателя).
2. Проверка герметичности соединений трубопроводов и приборов.
Подсос воздуха во внутренней части системы (от бака до топливоподкачивающего насоса) приводит к нарушению работы топливоподающей аппаратуры, а негерметичность части системы, находящейся под давлением (от топливоподкачивающего насоса до форсунок), вызывает подтекание и перерасход топлива. Впускную часть топливной магистрали проверяют на герметичность.
3. Контроль герметичности впускного воздушного тракта двигателя.
Потеря герметичности уплотнений и воздухопроводов приводит к попаданию абразива (пыли) в цилиндры двигателя, что вызывает повышенный износ цилиндропоршневой группы и преждевременный отказ двигателя. Места подсоса воздуха при работе двигателя на максимально скоростном режиме обнаруживают визуально или при помощи специального оборудования.
4. Контроль технического состояния и регулировка форсунок.
Регулировка форсунки производится регулировочным винтом, изменяя натяжение пружины или изменяя количество регулировочных шайб (регулировка производится в стендовых условиях на специальных стендах для регулировки форсунок).
Качество распыла топлива форсункой характеризуется туманообразным состоянием и равномерным распределением топлива по всему конусу распыливания (качество распыла контролируется на специальном стенде предназначенном для регулировки форсунок).
5. Регулировка угла опережения впрыска топлива.
Проверить и при необходимости отрегулировать угол опережения впрыска топлива (угол опережения впрыскивания топлива определяется при помощи моментоскопа или специального электронного оборудования (стробоскоп и пъезодатчик на топливопровод высокого давления первой секции).
6. Проверка работы топливного насоса высокого давления (ТНВД).
Включает в себя проверку начала подачи топлива секциями ТНВД. Определение неравномерности подачи топлива ТНВД по секциям (при помощи специального электронного оборудования или на стенде для регулировки ТНВД). Определение и регулировка межсекционных углов и отклонений (при помощи специального электронного оборудования или на стенде для регулировки ТНВД). Проверка и регулировка регулятора частоты вращения ТНВД (если ТНВД механических без ЭБУ, то регулировка осуществляется при помощи специального электронного оборудования или на стенде для регулировки ТНВД, если ТНВД имеет электронное управление то частота вращения регулируется при помощи специального электронного оборудования по средствам дополнительных «прошивок» в памяти ЭБУ).
7. Регулировка двигателя на малую частоту вращения холостого хода.
Регулировать двигатель на малую частоту вращения холостого хода следует каждый раз после снятия насоса высокого давления и новой его установки и, кроме того, во всех случаях, когда двигатель на этом режиме начинает работать неустойчиво или развивает слишком высокую частоту вращения коленчатого вала.