Передвижные автозаправочные станции
ПАЗС предназначены для заправки наземной техники, а также для транспортирования и временного хранения топлива. ПАЗС представляет собой автомобиль-, прицеп-, полуприцеп-цистерну, которые, дополнительно оснащаются насосно-измерительной установкой, состоящей из насоса, газоотделителя, фильтра, счетчика, дозирующего устройства и раздаточного рукава с раздаточным краном и бензоэлектрическим агрегатом.
Большое распространение получили ПАЗС-4611 на шасси автомобиля ЗИЛ-130-76 и ПАЗС-8636 на ходовой части прицепа ГКБ-817, изготавливаемые Грабовским заводом специализированных автомобилей.
На ПАЗС-4611 для выдачи топлива применено оборудование топливораздаточной колонки типа КЭД-40-05 с питанием электродвигателя для привода насоса от бензоэлектрического агрегата АБ-1-Т/230 или от внешней сети с напряжением 220 В.
Оборудование со счетно-раздаточным устройством для выдачи топлива (рис. 4.1) размещено в заднем отсеке автозаправочной станции, а пульт управления - в кабине водителя.
Рис. 4.1. Принципиальная технологическая схема ПАЗС-4611: I - масляный бак; II- цистерна; III - задний отсек;
IV - пневмогидроклапан; 1 - шаровой муфтовый кран; 2 — фильтр; 3 — электродвигатель; 4 — насос; 5 — газоотделитель; 6 — обратный клапан; 7 - измеритель объема выдаваемого топлива; 8 - индикатор; 9 - раздаточный кран;10 - вентили
Для дистанционного управления узлом выдачи топлива отсечное устройство снабжено датчиком электрических, импульсов, которые поступают на пульт после выдачи каждого литра топлива. За 2-3 л до окончания выдачи дозы с пульта подается сигнал на снижение расхода топлива. После выдачи заданной дозы происходит автоматическое отключение электродвигателя. Заправка малых доз топлива может производиться насосом вручную.
Цистерны выполнены из стали с антикоррозионным цинковым покрытием, калиброванные. Для компенсации температурного расширения топлива внутри горловин смонтированы расширительные емкости. Крышки оборудованы двумя мерными линейками для определения наличия топлива в цистерне, дыхательными клапанами и отсечным устройством.
Масляный бак выполнен из листовой углеродистой стали, теплоизолирован пенопластом ФРП-1 и расположен между кабиной водителя и цистерной. В зимних условиях масло может подогреваться отработавшими газами двигателя автомобиля.
Для удобства эксплуатации ПАЗС-4611 и ПАЗС-8636 оборудованы лестницами и площадками, запасные части и принадлежности размещены в шкафах, ящиках и пеналах.
Силовое электрооборудование состоит из бензоэлектрического агрегата АБ-1-Т/230 (рис. 4.2) штепсельного разъема РШ28-23 с кабелем, щитка с блоком предохранителей и выключателя освещения. Бензоэлектрический агрегат состоит из двигателя внутреннего сгорания с воздушным охлаждением марки 2СД-В, генератора трехфазного тока и блока управления. Агрегат размещают на выдвижной раме, установленной между кабиной водителя и цистерной.
Рис. 4.2. Бензоэлектрический агрегат:1 - регулятор оборотов; 2 - воздухофильтр;3- кожух; 4 - рычаг дросселя; 5 - карбюратор; 6 - проходной кран; 7 - стакан; 8 - пробка горловины; 9 - горловина; 10 - кнопка возбуждения; 11 - вольтметр; 12 - выключатель нагрузи; 13 - ручка регулирования напряжения; 14 - амперметр; 15-частотомер; 16-планка; 17-каркас;18-тяга дросселя
В настоящее время ОАО «ГрАЗ» изготавливает ПАЗС на шасси автомобилей, прицепов и полуприцепов с номинальной вместимостью цистерны от 5700 до 30000 л.
ПАЗС используются в местах стоянок автотранспорта, на автотрассах, для заправки автомобилей и другой техники в полевых условиях, а также на территории заправочного пункта.
Предприятия, которым подчиняются ПАЗС, разрабатывают схему размещения мест работы (стоянок) ПАЗС, маршруты их движения: гараж — место получения нефтепродуктов - стоянка (место работы) - гараж.
Эксплуатация ПАЗС осуществляется в соответствии с инструкцией, разработанной на основании следующих документов:
инструкции по эксплуатации автомобиля, прицепа;
правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом;
инструкции по технике безопасности и пожарной безопасности для водителей-заправщиков ПАЗС;
правил технической эксплуатации АЗС (ЗП);
правил, технической эксплуатации электроустановок потребителей и правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭ и ПТБ).
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей (прицепов) ПАЗС выполняют в соответствии с инструкцией согласно графику,утвержденному главным инженером (директором) предприятия. Обслуживание и ремонт проводят рабочие соответствующих профессий под руководством механика или другого специалиста, на которого приказом возложено исполнение этой обязанности.
На ПАЗС, кроме документации, определенной «Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» должна быть следующая документация:
• свидетельство о регистрации транспортного средства;
• инструкция по охране труда и техники безопасности;
• накладная на получение топлива;
• паспорт качества и сертификат соответствия на топливо;
• документы регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах; «должностная инструкция»;
• формуляр на топливо и раздаточный агрегат;
• техническое описание топливораздаточного устройства;
• паспорт и протокол поверки цистерны ПАЗС;
• паспорта и инструкции для шасси автомобиля, прицепа, бензоэлектрического агрегата, агрегата раздачи топлива и масла;
• сменный отчет;
• журнал учета ремонта оборудования;
• лицензия, разрешающая отпуск нефтепродуктов через ПАЗС за наличный расчет.
При работе на ПАЗС должны строго выполняться требования техники безопасности и пожарной безопасности.
Каждая ПАЗС должна быть укомплектована:
специальным оборудованием и инструментом;
одиночным комплектом запасных частей;
мерником образцовым II разряда вместимостью 10 л, двумя огнетушителями: одним - для тушения пожара на транспортном средстве, другим - для тушения пожара при загорании перевозимого нефтепродукта;
кошмой (асбестовым полотном);
индивидуальной медицинской аптечкой;
средствами для сбора и ликвидации разлившегося нефтепродукта.
За работу ПАЗС персональную ответственность несет руководитель предприятия, в ведении которого она находится.