Построение графика внешней, скоростной характеристики двигателя
Пример листа исходных данных
Марка автомобиля.
1. Номинальная мощность двигателя, кВт;
2. Угловая скорость вращения коленчатого вала двигателя, соответствующая номинальной мощности, 1/сек;
3. Максимальный крутящий момент двигателя, Нм;
4. Угловая скорость вращения коленчатого вала двигателя, соответствующая максимальному крутящему моменту, 1/сек;
5. Радиус качения колеса, 0,328 м;
6. Передаточные отношение передач коробки переменных передач,
, , , , ;
7. Передаточное число главной передачи, ;
8. Число пар цилиндрических шестерен, передающих энергию на данной передаче, ;
9. Число пар конических и гипоидных шестерен, ;
10. Число карданных шарниров, ;
11. Полный вес автомобиля, ;
12. Вес, приходящийся на переднюю ось, ;
13. Вес, приходящийся на заднюю ось, ;
14. Снаряженный (собственный) вес автомобиля, ;
15. Вес, приходящийся на переднюю ось, ;
16. Вес, приходящийся на заднюю ось, ;
17. Габаритная ширина автомобиля, м;
18. Дорожный просвет, Н = 0,28 м;
19. Ширина колеи колес задней оси, В = 1,610 м;
20. Габаритная высота автомобиля, м;
21. База (расстояние межу осями) автомобиля, м;
22. Высота центра тяжести автомобиля, 0,57 м;
23. Плотность топлива кг/л;
24. Минимальный радиус поворота автомобиля, R=5,5 м;
25. Марка шин: 175/80R16;
26. Коэффициент сопротивления уводу одного колеса передней оси ;
27. Коэффициент сопротивления уводу одного колеса задней оси, ;
28. Суммарная жесткость шин переднего моста, ;
29. Суммарная жесткость шин заднего моста, ;
30. Суммарная жесткость передней подвески, ;
31. Суммарная жесткость задней подвески, ;
Данные для расчета с 1по 21 выбираются из , а остальные из приложения 1 или по согласованию с преподавателем.
Расчет показателей тягово-скоростных свойств автомобиля
Методика расчета показателей тягово-скоростных свойств автомобиля
Построение графика внешней, скоростной характеристики двигателя
На графике внешней характеристики наносятся кривые мощности, крутящего момента двигателя и удельного расхода топлива в зависимости от частоты вращения коленчатого вала при полной подаче топлива.
Кривая мощности строится по эмпирическому уравнению
, (1.1)
где Ne и we – текущее значение мощности в (кВт) и угловой скорости вращения коленчатого вала двигателя (1/с).
a, b, c – коэффициенты, значение которых зависят от типа и конструкции двигателя.
Значения коэффициентов a,b и c определяются по формулам:
a = 2-b; b = 2·ωM /ωN , (1.2)
где ωM - угловая скорость коленчатого вала при максимальном крутящем моменте, 1/с.
Для карбюраторных автомобилей допустимо принять:
b = 1; a = 2-1 =1; с = 1.
Кривая крутящего момента строиться с использованием уравнения
, (1.3)
где Me – текущее значение крутящего момента, .
В официальных документах (технические характеристики, инструкции, справочники, каталожные листы и т.п.) под названием максимальная мощность и соответствующей ей частоте вращения, указываются номинальная мощность и номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя.
Если на автомобильном двигателе с ограничителем частоты вращения в технической характеристике указана мощность и частота вращения на ограничителе (N и ), то при построении внешней характеристики следует принимать:
- для карбюраторных двигателей грузовых автомобилей:
N = (1,05-1,1) N ; = 0,8 , (1.4)
- для карбюраторных двигателей легковых автомобилей:
N = 1,1 N ; = 0,8 , (1.5)
- для дизелей, снабженных регуляторами:
N = N ; = , (1.6)
Кривая удельного расхода топлива двигателем строиться на основании зависимости:
q = q k , (1.7)
где qeN – удельный расход топлива двигателем при Nemax , который может быть принят равным 300-340 г/кВт·ч для карбюраторных и220-240 г/кВтч – для дизельных двигателей (точные расходы для отечественных двигателей выпуска до 1994 года указаны на стр.561-563 );
kω – коэффициент влияния we на qe , значение которого приведены в таблице 1.1
Таблица 1.1
ωе /ωN | 0,2 | 0,4 | 0,6 | 0,8 | 1,0 | 1,2 |
kω | 1,12 | 1,00 | 0,96 | 0,96 | 1,00 | 1,15 |
Следует учитывать, что если в литературе частота вращения коленчатого вала двигателя n задана в об/мин, то для перевода ее в 1/сек используется известная зависимость:
= n /30, (1.8)
Результаты расчета сводятся в таблицу 1.2*.
Пример расчета:
1/сек;
кВт
Нм
Таблица 1.2 Результаты расчета.
Параметры | Размерность | Значения параметров | |||||||
0,2 | 0,4 | 0,6 | 0,8 | 1,0 | 1,2 | ||||
1/с | 652,8 | ||||||||
кВт | 13,5 | 28,8 | 43,2 | 53,8 | 52,896 | ||||
нм | 123,9 | 132,1 | 132,5 | 123,8 | 106,6 | 81,029 | |||
г/(кВтч) | |||||||||
Графики Ne , Me и qe от wе приведены на рисунке 1.
Рис.1.1 –Внешняя скоростная характеристика двигателя.
_____________
* - во всех разделах расчетно-графической работы необходимо приводить пример расчета для одного из исходных данных, для того, чтобы можно было проверить правильность расчетов
Дополнительное задание:
По ВСХ определить:
- запас крутящего момента;
- коэффициент приспособляемости по оборотам;
- коэффициент приспособляемости по моменту.