Изучения сцепления легкового автомобиля
Цель работы:
Изучить устройство узла трансмиссии – сцепления для определения принципа работы и способов ремонта сцепления.
Пояснение к практической работе:
Сцепление служит для временного разъединения двигателя и трансмиссии и плавнoгo их соединения. Временное разъединение двигателя и трансмиссии необходимо при переключении передач, торможении и остановке автомобиля, а плавнoe соединение - после переключения передач и при трогании автомобиля с места.
При движении автомобиля сцепление во включенном состоянии передает крутящий момент от двигателя к коробке передач и предохраняет механизмы трансмиссии от возникающих в ней динамических нагрузок, например при экстренном (аварийном) торможении, неравномерной работе двигателя, наезде колес на неровности дороги и т. д.
На автомобилях наибольшее применение получило фрикционное сцепление.
Однодисковое сцепление применяют на легковых автомобилях, автобусах и грузовых автомобилях малой и средней грузоподъемности. Двухдисковое сцепление устанавливают на грузовых автомобилях большой грузоподъемности и автобусах большой вместимости.
Однодисковое сцепление (рис. 13.1, а) состоит из ведущих и вeдомых деталей, а также деталей включения и выключения сцепления.
Ведущими деталями являются маховик 3 двигателя, кожух 1 и нажимной диск 2, ведомыми - ведомый диск 4, деталями включения - пружины 6, деталями выключения - рычаги 12 и муфта с подшипником 7. Кожух 1 прикреплен болтами к маховику. Нажимной диск 2 соединен с кожухом упругими пластинами 5. Это обеспечивает передачу крутящего момента от кожуха на нажимной диск. Ведомый диск 4 установлен на шлицах первичного вала 9 коробки передач.
При отпущенной педали 8 сцепление включено, так как ведомый диск 4 прижат к маховику 3 нажимным диском 2 усилием пружин 6. Сцепление передает крутящий момент через поверхности трения ведомого диска с маховиком и нажимным диском.
При нажатии на педаль 8 (рис. 13.1 б) сцепление выключается, т.к. муфта с выжимным подшипником 7 перемещается к маховику, поворачивает рычаги 12, которые отводят нажимной диск 2 от ведомого диска 4.
Рассмотрим устройство сцепления автомобиля ВАЗ 1118
Особенности устройства. Сцепление сухое, однодисковое, с центральной нажимной пружиной 11 (рис.13. 1). Кожух сцепления крепится к маховику шестью болтами, а с нажимным диском 8 соединяется тремя парами упругих пластин 19. Такая упругая связь обеспечивает передачу крутящего момента от кожуха сцепления на нажимной диск, а также осевое перемещение нажимного диска в кожухе при выключении сцепления. Кроме того, соединительные пластины за счет своей упругости отводят нажимной диск от ведомого диска при выключении сцепления. Ведомый диск 5 в сборе с демпфером расположен на шлицах первичного вала 6 коробки передач.
Привод выключения сцепления механический с пружинным усилителем (сервомеханизмом). Педали сцепления и тормоза подвешены на общей оси к кронштейну 11 (рис. 13.2).K педали 13 сцепления приварен рычаг 4 усилителя, который шарнирно соединяется с толкателем 16. Конец толкателя закреплен скобой 5.
На конце толкателя между опорной шайбой и опорой 18 установлена предварительно сжатая пружина 17. Опора 18 упирается в гнездо кронштейна, приваренного к кронштейну педалей. Верхняя часть педали соединяется с серьгой 12 троса привода сцепления. Нижний наконечник 6 оболочки 7 троса зажат в гнезде кронштейна 3 двумя регулировочными гайками 5 с шайбами 4. На нижнем конце троса крепится поводок, который пальцем соединяется с рычагом 19 вилки выключения сцепления. Нижний конец троса закрыт чехлом 2. Верхний наконечник 8 оболочки троса 10 расположен в резиновом буфере 9, который торцом упирается в гнездо передка кузова.
Для снижения уровня шума в автомобиле в приводе сцепления используются резиновые детали, не допускающие вибрации деталей. В то же время они обеспечивают эластичность, привода сцепления. Поэтому по усилию на педали иногда трудно уловить конец ее свободного хода. Вследствие этого свободный ход проверяют на рычаге 19 вилки выключения сцепления.
Задание студентам:
При дальнейшей подготовке изучить устройство и принцип работы сцепления легкового автомобиля. На практической работе снять привод с автомобиля и установить его вновь с регулировкой хода педали. На снятом кожухе сцепления проверьте расстояние от лепестков до плоскости прилегания к маховику А=29 - 31мм.
В отчете отразите устройство сцепления и последовательность снятия и установки привода сцепления.
Порядок выполнения практической работы:
1. Рассмотрите сцепление и его привод.
2. Снимите трос привода сцепления: отверните верхнюю регулировочную гайку и выньте нижний наконечник оболочки троса из гнезда кронштейна; отсоедините поводок от рычага вилки включения сцепления, снимите стопорную скобу с кольца педали и отсоедините трос от педали, извлеките трос в сборе через отверстие в перегородке.
3. Отверните болты крепления кожуха сцепления к маховику и снимите кожух в сборе с нажимным диском со стендового двигателя.
4. Рассмотрите его и составьте с изображением на плакате.
5. Проверьте техническое состояние сцепления , проверьте размер А – расстояние от лепестков кожуха до плоскости прилегания к маховику.
6. Установите сцепление и его привод в последовательности обратной снятию. Шлицы ведомого вала к.п. смажьте слоем трансмиссионного масла. Отцентрируйте диск относительно маховика оправкой, смажьте оправные втулки вилки включения сцепления , втулки педалей , палец поводка троса. Проверьте ход педали 125 – 135мм.
7. Составьте отчет о практической работе.
Контрольные вопросы:
1. Что такое сцепление и для чего оно предназначено?
2. Из каких основных частей состоит сцепление и его привод?
3. На каких автомобилях устанавливают многодисковое сцепление?
4. Какие регулировки проводят при установке сцепления?
5. Порядок снятия и установки привода сцепления?
Оборудование и инструмент применяемый при выполнении практической работы:1. Набор гаечных ключей
2.Учебный стенд сцепления
3.Нажимной диск в сборе, ведомый диск сцепления, выжимной подшипник, вилка
Литература:
В.К. Вахламов «.Автомобили» М.И.Ц. «академия»2003г
Правила безопасного выполнения практической работы:
Будьте осторожны при демонтаже сцепления и маховика, не допускайте падения ведомого диска. При работе со сцеплением не повредите пальцы заусенцами. Руководствуйтесь общими правилами