Сила крюкового сопротивления
Сила тягового (крюкового) сопротивления Ркр прицепных повозок определяется величиной сопротивления прицепных машин. Сила сопротивления прицепов при выполнении машиной транспортных работ определяется формулой:
Ркр = mп·g·fп + mп·g ·sin α = mп·g(fп + ·sin α) = Gп(fп + ·sin α),
где mп и Gп – масса и вес прицепа;
fп - коэффициент сопротивления качению прицепа.
Уравнение тягового баланса автомобиля
Уравнение тягового баланса показывает, как распределяется касательная сила тяги Рк , возникающая в результате взаимодействия ведущих колес автомобиля с опорной поверхностью, на различные сопротивления движению:
- сила сопротивления качению Рf ;
- сила сопротивления подъему Рh , которая является составляющей силы тяжести G автомобиля, параллельной его оси (G·sinα);
- приведенная сила инерции Рj , возникающая при изменении скорости движения; при ускоренном движении берется со знаком плюс, при замедлении – со знаком минус;
- сила сопротивления воздуха Рw .
В общем случае тяговый баланс автомобиля отображают следующей зависимостью:
или Рк = Рf + Рw ± Рh ± Рj ,
Касательную силу тяги Рк при установившемся движении подсчитывают как частное от деления ведущего момента на радиус rк качения ведущего колеса:
,
где Ме – крутящий момент двигателя;
Мк - крутящий момент, подведенный к ведущим колесам автомобиля;
uТ - передаточное число трансмиссии (uТ = uкп u0);
ηТ - КПД, учитывающий потери энергии в трансмиссии.
Если написать уравнение силового баланса в виде:
Рк - Рf - Рw = Рh + Рj ,
то выражение в правой части уравнения показывает избыток силы тяги, который остается после учета затрат на преодоление сопротивления качению и воздуха, и может быть израсходован на преодоление подъема или разгона. Его называют запасом тяги и обозначают Ри. Следовательно, уравнение тягового баланса можно записать в виде:
Ри = Рк - Рf - Рw .
При установившемся движении (Рj = 0) по горизонтальной дороге (Рh = 0) с максимальной скоростью тяговая сила расходуется полностью на преодоление сопротивления воздуха и качения:
Рк = Рf + Рw.
Если автомобиль используется в качестве тягача, то в уравнение тягового баланса необходимо учитывать усилие на крюке Ркр.
Уравнение тягового баланса применяется в теории автомобиля для определения скорости движения при тех или иных эксплуатационных условиях.
Тяговые возможности автомобиля удобно оценивать с помощью графической интерпретации тягового баланса. Наибольший интерес представляют максимальные значения тяговой силы, реализуемые на различных передачах и при различных скоростях движения. Очевидно, что они могут быть получены при работе двигателя с максимально возможной подачей топлива (работа двигателя по внешней скоростной характеристике).
График, показывающий изменение касательной силы тяги в функции скорости движения автомобиля, носит название графика тягового баланса автомобиля или тяговой характеристики (рис.2).
Точки пересечения кривой Рк с линией суммарного дорожного сопротивления (Рf+Рw) соответствуют равенству этих сил, то есть возможности установившегося движения (Рj=0) автомобиля на горизонтальном участке дороги (Рh=0) с максимальной скоростью, равной величине vмах. Если дорожные условия изменились (например, сила сопротивления качению возросла с Рf1 до Рf2), то при полной подаче топлива скорость автомобиля снижается и соответствует точке пересечения кривых Рк и Рf2+Рw. Точка перегиба кривой Рк на рис.2 соответствует скорости, при которой автомобиль преодолевает максимальное сопротивление, развивая тяговое усилие Рк мах. При включении низшей передачи касательная сила тяги Рк увеличивается, и автомобиль может преодолевать большие сопротивления.
При построении тяговой характеристики автомобиля целесообразно параллельно оси абсцисс v нанести шкалы угловой скорости ω (или частоты вращения n, где ) коленчатого вала двигателя, соответствующие движению автомобиля на различных передачах. Рекомендуется пользоваться выбранными ранее значениями ω или n (при расчете внешней скоростной характеристики), приводя в соответствие с ними скорости автомобиля на разных передачах:
.
Задавшись размерами графика, по значению максимальной скорости vmax автомобиля определяют длину шкалы скорости. Такой же должна быть и шкала угловых скоростей (частот вращения) коленчатого вала двигателя на высшей передаче (рис. 2). При постоянной угловой скорости вала двигателя скорости автомобиля на различных передачах обратно пропорциональны передаточным числам коробки передач:
и т.д.
Вследствие этого размер одного деления шкалы угловой скорости, например, для первой передачи, должен быть в u1 раз меньше размера деления шкалы для прямой передачи.
При помощи графика силового баланса можно определить основные показатели динамичности автомобиля при равномерном движении. Так, например, максимальную скорость vmax определяют по абсциссе точки пересечения кривых Рf +Рw = Рк и, когда запас силы тяги, а, следовательно, и ускорение равны нулю. Если кривая Рк проходит ниже кривой Рf +Рw, то автомобиль может двигаться только замедленно.
Чтобы учесть возможность буксования ведущих колес, нужно, определив для заданного коэффициента сцепления φ силу сцепления (Рφ = Gφ· φ), провести горизонтальную линию, как показано на рис. 2. В зоне, расположенной ниже этой линии, соблюдается условие Рк < Рφ, а в зоне выше нее длительное движение автомобиля невозможно. Для рассматриваемого примера (рис. 2) безостановочное движение автомобиля при полной нагрузке двигателя по сухой асфальтовой дороге (φ=0,8...0,9) возможно на всех передачах. Движение автомобиля по мокрому асфальту (φ=0,35...0,6) уже на второй передаче становится проблематичным, однако, при этом на высших передачах автомобиль может перемещаться без пробуксовки ведущих колес. На обледенелой дороге (φ=0,1...0,2) движение машины при полной нагрузке двигателя без буксования колес практически не возможно во всем интервале скоростей от минимальной до максимальной.
Рис.2. Тяговая характеристика автомобиля.