Основные параметры компрессора и их применение
Компрессор - это устройство, сжимающее динамический диапазон звука и, таким образом, также и его громкость. Фактическое же усиление громкости достигается путем возврата уровня ослабленного после компрессии сигнала обратно
к первоначальному уровню или даже выше его. Этот параметр для автоматического регулирования выходного уровня обычно называется "Auto Makeup Gain". Если такой параметр недоступен, наверняка есть регулятор выходного уровня с названием "Volume", "Output" или "Makeup gain" - регулятор, который даст возможность ручного увеличения выходного уровня.
Самая наглядная иллюстрация механизма работы компрессора - это X-Y переходная характеристика. Где вертикальная ось соответствует выходному уровню, а горизонтальная ось - входному уровню. Если выходной уровень равен входному уровню, то в этом случае компрессор не активен, а график является диагональной линией под углом в 45 градусов.
Пороговый уровень (Threshold). Параметр порогового уровня представляет собой начальный уровень или нижний предел, в котором компрессор начинает действовать. Это значение уровня, при котором начинается обработка входного сигнала - устанавливается в децибелах. Так как в цифровой области все уровни измеряются отрицательными значениями, а 0dB является эквивалентом линейному уровню (0.774 вольта), значение порогового уровня также является отрицательным числом, другими словами - в виде "-X dB".
Чем больше это отрицательное число и, соответственно, чем ниже уровень, тем раньше компрессор начнет свою работу. Более низкий уровень или, соответственно, более высокое отрицательное значение порога соответствует более высокой степени компрессии.
Сейчас вы видите пороговое значение, которое устанавливается в диапазоне от -10dB до -20dB. Если параметр порогового уровня отсутствует как, например, в компрессоре UREI 1176, используйте регулятор уровня входного сигнала для калибровки порога.
Чем больше входной уровень, тем сильнее компрессия. Установка значения порогового уровня соответствует входному сигналу. Если вы хотите скомпрессировать малый барабан, у которого самый высокий пик доходит до 0dB, и выбираете значение порогового уровня, равным -6dB, вы затрагиваете динамику достаточно сильно. С теми же настройками компрессора, но при входном сигнале на 6dB тише, диапазон компрессии будет лежать вне пределов того диапазона, в котором располагается сигнал. Потому как даже самая громкая часть сигнала может только-только достичь порогового уровня в -6dB, но никогда
не превысит его.
Когда я объясню назначение всех других параметров, вы научитесь понимать поведение индикатора понижения уровня,
для быстрой настройки значения порогового уровня.
Второй важный параметр - это коэффициент преобразования уровня (Ratio). Коэффициент преобразования уровня определяет отношение того, во сколько раз выходной сигнал будет ослаблен, в момент, когда значение порогового уровня будет превышено. Чем больше значение этого параметра, тем сильнее компрессия.
Установка значения "бесконечность:1" означает полное ограничение сигнала (лимитер) и графически представляется в виде горизонтальной линии сразу с точки превышения значения порогового уровня.
При мастеринге обычно используются значения в диапазоне от "2:1" до "4:1" Очень редко и только для индивидуальных инструментов используются очень большие значения вроде "12:1". Это достаточно экстремальные настройки.
Пока вы не выработаете четкие навыки в обращении с компрессорами, я рекомендую вам ограничиться значениями до "8:1" Чем больше значение этого параметра, тем выше ограничивающая компонента в поведении компрессора - и таким образом более заметно его влияние на динамику.
Небольшие значения ведут к небольшой деликатной компрессии. Параметр времени атаки (attack) позволяет усилить переходные изменения звука, и, таким образом, усилить пульсирование и перкуссионность записи. Для того, чтобы получше познакомиться с этим параметром я рекомендую выбрать несколько аудио-фрагментов наподобие того, что используется
в следующем примере, и немного поиграть со временем атаки.
Чем больше значение параметра, тем в результате больше уровень искусственных переходных изменений. Время атаки -
это задержка между моментом, когда входной сигнал пересекает пороговый уровень и моментом начала действия компрессора. Этот параметр позволяет начальным пикам проходить через компрессор без изменений. После истечения этого времени сигнал начинает обрабатываться в соответствии с настройкой коэффициента преобразования уровня.
Вот графическое представление динамики переходных изменений, которое обозначено красной линией. Вы можете ясно увидеть переходные изменения на этом примере. Зеленый участок слева - это исходный, необработанный сигнал. А желтый участок справа - это скомпрессированный аудио-файл с сильными переходными изменениями.
Есть два способа использования параметра времени атаки. Цель - либо установить небольшое значение времени атаки, которое делает компрессию незаметной; либо большое значение времени атаки, для подчеркивания слышимых искусственных переходных изменений.
Типичные случаи для установки большого значения времени атаки: малый барабан, томы и другие перкуссионные звуки,
для придания их звуку большей уверенности, ударности и ритмичности. Также такой прием подходит для фанковых ритмичных партий на гитарах типа Fender Stratocaster , чтобы придать им характерное щелканье.
Компрессор UREI 1176 особенно подходит для обработки вокала, потому что при большом времени атаки он добавляет
свой уникальный призвук на вокал, который становится особенно заметным и негармоничным на перкуссивных звуках
Много знаменитых вокальных треков получили успех во многом благодаря использованию компрессора 1176. Осторожно! Регулятор значения времени атаки на этом компрессоре работает наоборот! Поворот регулятора влево приводит к большому значению времени атаки, а поворот регулятора вправо приводит к маленькому значению времени атаки.
Параметр времени восстановления (Release) является наиболее важным параметром для того, чтобы уменьшить пульсацию звука. Время восстановления - это время, которое проходит до того как уровень усиления возвращается к изначальному значению.
После того как уровень сигнала превысит пороговый уровень, усиление уменьшается согласно коэффициенту Ratio.
До того момента как уровень сигнала превысит пороговый уровень в следующий раз, подавление уровня возвращается
обратно в нейтральное состояние. Послушайте сигнал с разным временем восстановления.
Большое значение времени восстановления.
Среднее значение.
Малое значение.
Текущая форма кривой восстановления: линейная, логарифмическая, экспоненциальная и так далее определяет характер работы компрессора.
Способность компрессора уплотнять громкость за счет увеличения тихих частей сигнала через восстановление усиления, определяется кривой восстановления. Если вы хотите получить мягкий результат, установите значение времени восстановления по темпу песни. Для того чтобы понять, что такое пульсация и как она выглядит, возьмите песню, установите очень низкий пороговый уровень срабатывания, установите коэффициент преобразования уровня в "20:1" и установите малое значение времени восстановления. В результате, динамика песни будет прыгать на неестественных волнах - то есть пульсировать.
Пример с малым барабаном хорошо показывает назначение и путь использования этого параметра. Скрежещущий звук малого барабана можно легко услышать. Более короткое время восстановления приводит к тому, что послезвучие барабанной сетки или, другими словами, самая тихая часть звука малого барабана увеличивается по уровню громкости, потому что усиление очень быстро возвращается к своему первоначальному уровню и таким образом увеличивает громкость тихих участков.
И наоборот, с установкой большого значения времени восстановления вы можете расширить звук акустических гитар, которые затихают очень быстро из-за недостаточного сустейна.
Эта техника может быть использована для выдвижения басовых нот на передний план, которые иначе затихают очень быстро.
Я отключаю эффект.
И опять включаю эффект.
Параметр времени восстановления позволяет использовать компрессор тремя способами. Точная настройка производится
в зависимости
от темпа песни и музыкального материала.
Усиление уровня громкости тихих участков, которые идут сразу после переходных изменений, как в случае с призвуком сетки у малого барабана, требует малых значений времени восстановления.
Увеличение уровня громкости тихих участков, которые потонут в общем миксе из-за недостатка сустейна.
При уменьшении уровня входного сигнала модуль VCA восстанавливает уровень усиления к исходному значению,
что увеличивает громкость слабого сигнала. Таким образом, даже заурядная бас-гитара со старыми струнами получает значительный сустейн для создания фундамента звука.
Параметр "RMS-Peak" - это редко используемый параметр, который определяет поведение компрессора
при срабатывании и восстановлении.
Компрессор с RMS поведением имеет преимущество при мастеринге для того чтобы достигнуть максимально возможного уровня громкости.
А компрессор с Peak поведением - это эффект, срезающий только верхушки и не оказывающий влияния на общую громкость.
Единственным плагином, который имеет такой параметр, является компрессор из программы Steinberg Surround Edition,
а также компрессор MD3 на платформе PowerCore.
Переключатель "Electro - Opto"
Режим "Electro" - это другое название RMS алгоритму при восстановлении, и этот режим моделирует поведение аналоговых компрессоров. При таком алгоритме восстановления скорость возврата уровня усиления в модуле VCA увеличивается тем быстрее, чем ближе он находится к исходному состоянию "ноль".
Режим "Opto" работает другим способом. При его установке скорость восстановления замедляется при приближении
к исходному состоянию. Такой режим очень хорош, например, для ударных. Некоторые плагины от Waves позволяют вам выбрать эти два режима.
Компрессор LA2A - другой типичный пример компрессора с "Opto"-алгоритмом восстановления. Излом переходной кривой в точке порогового уровня также называется термином "knee". Или более точно двумя вариантами: мягким изломом (soft knee) или жестким изломом (hard knee).
В варианте мягкого излома, уменьшение уровня усиления начинает применяться к сигналу еще до того, как он пересечет пороговый уровень - для достижения более мягкой динамики. Режим мягкого излома подходит для умеренной компрессии. Использование мягкого излома несовместимо с использованием параметра времени атаки для создания щелкающего звука, потому как эти два параметра преследуют противоположные цели.
Именно легендарный компрессор DBX160 первым представил эту функцию, для того чтобы создавать умеренную компрессию с минимумом параметров. Плагин Oxford Dynamic может эмулировать поведение DBX160.
Понятие управляющего канала (Side-chain) было перенесено со студийного оборудования и относится к дополнительному входу (вход "side-chain") или сигналу, полученному при поиске пиков сканированием входного сигнала. Этот независимый сигнал, может быть подвергнут эквализации отдельно от основного сигнала, обычно полосовым фильтром (band-pass).
Например, вы можете убрать басовый диапазон из сигнала управляющего канала для того, чтобы компрессор малого барабана не реагировал на удары большого барабана. В обычной конфигурации радио-студии на управляющий канал может быть подан умеренный сигнал с микрофона диктора, для того чтобы регулировать уровень фоновой музыки с помощью этого сигнала. Музыка автоматически становится тише, как только уровень громкости диалога превышает пороговое значение.
На программном уровне это решение может быть выполнено с помощью плагинов TC Native Bundle с плагинами,
которые имеют возможность управления внешним каналом, но этот пакет больше недоступен.
Некоторые стерео-компрессоры от Waves дают возможность использовать один канал как управляющий, а другой канал - для непосредственной компрессии сигнала. Это требует достаточно сложной коммутации и не позволяет компрессировать стерео-сигнал.
Новый стандарт VST3 уже дает возможность подключения управляющих каналов. И мы ожидаем, что уже скоро опция внешнего управления будет доступна во множестве плагинов.
Понятие подавление уровня (Gain Reduction или GR) обычно относится к индикации и показывает уровень подавления сигнала на соответствующем индикаторе. Чем больший уровень показывает индикатор, тем сильнее компрессия. Скорость,
с которой индикатор возвращается в исходное состояние, показывает установленное значение времени восстановления.
Если коэффициент преобразования уровня (ratio) установлен в значение "1:1", индикатор будет покоиться, так как
компрессор не действует на сигнал.
Если компрессор, который вы используете, не имеет функции автоматической настройки выходного уровня, (то есть не увеличивает громкость на выходе в соответствии с производимой компрессией) вы можете использовать индикатор подавления сигнала в качестве руководства по увеличению выходного уровня. После того как вы урезали пики на 6dB, вы можете поднять уровень выходного сигнала на 6dB.
Помните, что сравнительная A/B-проверка вашего компрессора возможна только в случае, когда вы слушаете исходный
и обработанный сигналы на одном и том же уровне громкости. Таким образом, индикатор подавления является удобным средством для контроля параметров: порогового уровня, коэффициента преобразования, времени восстановления и уровня выходного сигнала.