Границы частотных диапазонов

Для того чтобы определить спектральный характер разных звуков сначала мы должны рассмотреть весь доступный спектр

от 1 герца до 20 килогерц и его диапазоны. Диапазон суб-баса (также называемый инфра-диапазоном) находится в частотах

до 25 герц. Распечатанная таблица с частотами показывает, что в этом диапазоне практически не может находиться никаких звуков.

Миксы, в которых при сведении обрезной ВЧ-фильтр использовался нерегулярно для защиты сигнала от низкочастотных помех, содержат посторонние звуки в этом диапазоне, такие как: звуковые толчки, грохот и множество других искаженных звуков.

Звуковые волны в диапазоне до 1 герца являются постоянной смещения сигнала и также должны быть удалены. Постоянная очистка всех сигналов в суб-диапазоне является залогом хорошего звука баса в будущем. Мое простое правило: обрезной

ВЧ-фильтр должен стоять на каждом треке. Вы сможете найти подробное обсуждение этой темы в главе по сведению плотного баса.

Басовый диапазон включает в себя частоты от 25 до 120 герц. Басовый диапазон это основной и главный диапазон для

бас-гитары. Это звучит просто, но на самом деле конечно не так.

Таблица частот показывает, что самая низкая нота пятиструнного баса - нота "Си" - находится на частоте 30.94 герца.

Если центральная частота вашего большого барабана находится в районе 90 герц, то это означает, что полторы октавы ниже доступны исключительно для бас-гитары. При использовании большого барабана, у которого не слишком низкая центральная частота, и при отсутствии низкочастотных искажений в результате пренебрежения использованием обрезных ВЧ-фильтров,

этот диапазон обладает большими возможностями для независимой настройки баса даже в почти законченном миксе.

Сейчас вы наблюдаете графический анализатор, на котором изображен микс с неочищенным басовым диапазоном.

Вы сможете сразу заметить это по движениям в суб-басовом и басовом диапазонах, которые никак не связаны с ритмикой музыки.

А вот как выглядит компактный басовый диапазон. При отсутствии удара большого барабана или звука баса, сигнал в

басовом диапазоне гаснет очень быстро и в нем не наблюдается никаких посторонних звуков.

Иногда вы можете услышать "слепые пятна" в басовом диапазоне. Это отдельные ноты, исполненные на не очень хорошем инструменте, которые звучат гораздо тише, чем остальные ноты, по причине несовершенства инструмента. При помощи нашей таблицы частот вы можете скорректировать эти ноты путем очень точной установки частоты эквализации, применив параметрический эквалайзер с узким фильтром так, чтобы не затронуть соседние ноты.

Басовый диапазон также включает в себя звук большого барабана и заканчивается на частоте 120 герц. Вместе со следующим, более высоким частотным диапазоном, басовый диапазон очень важен для восприятия теплоты звука в некоторых записях. Центральная частота большого барабана должна находиться в диапазоне от 75 до 100 герц.

При работе с клубной музыкой вы должны понимать, что глубина звука не эквивалентна звуковой плотности. В клубах максимальная плотность достигается на частоте 90 Гц, потому что аппаратура не в состоянии эффективно воспроизводить звуки большого барабана на более низкой частоте.

Чем, более низкочастотным является большой барабан, тем сложнее с ним работать. Большие барабаны с частотой 60 герц или ниже должны быть точно выстроены по тональности песни. Большие барабаны с низкой частотой часто имеют свой собственный тон, который может конфликтовать с бас-гитарой, что в результате приводит к размытости звуковой картины.

Другое правило при работе с низкочастотными звуками: чем ниже звук - тем короче он должен быть. Обрезайте низкие звуки по длительности, для того чтобы они не занимали слишком много места в миксе и не запирали его.

"Трудный" диапазон нижней середины от 120 до 350 герц является вторым компонентом для создания теплоты песни,

а также потенциальный источник множества проблем при сведении. Вы должны уделять особое внимание этому диапазону

при сведении, потому что практически все инструменты присутствуют в этом диапазоне. Постоянно придерживайтесь плана, который вы обозначили в начале сведения. Центральная часть этого диапазона принадлежит ведущему вокалу, а левая и правая части - гармоническим инструментам, которые обеспечивают теплоту звука.

Будет лучше, если вы уменьшите уровень всех других инструментов в этом частотном диапазоне, во избежание возможности частотного перекрытия. Именно на этот диапазон приходится наибольшее количество ошибок записи, потому что при акустической записи, например, ведущего вокала, обычно уделяется не очень много внимания фазовым акустическим искажениям помещения. Особенности помещения записи особенно влияют именно на этот диапазон, что приводит впоследствии к проблемам.

Если эта проблема возникла у вас, используйте режекционный или параметрический фильтр для поиска проблемных частот и затем сильно их задавите. Кроме того, вы должны добиться в этом диапазоне компромиса между теплотой звучания и притупленностью.

Если вы выполните сведение, в котором эти частоты неточно и неудачно задавлены, забрав при этом всю теплоту,

и тем не менее оставив притупленность звука, мастеринговая студия практически ничего не сможет сделать

для исправления проблемы, потому что инженер мастеринга не может улучшить что-то одно без ухудшения другого.

Очень трудно придумать какие-либо четкие правила для среднего диапазона частот в области от 350 до 2000 герц.

Любые улучшения в данной области выполняются в зависимости от каждого конкретного случая. Если этот диапазон

сильно выделить, звук станет гнусавым, деревянным и пронзительным.

Диапазон верхней середины от 2 до 8 килогерц ответственен за распознавание речи. Простейшее правило заключается

в широком увеличении уровня ведущего вокала в области от 2.5 до 4 килогерц, если имеется необходимость в улучшении восприятия речи. Звук пластика, который важен для ритмического восприятия партии большого барабана, также находится в этом диапазоне.

Диапазон высоких частот занимает область от 8 до 12 килогерц. Здесь располагается железо ударных, высокие перкуссионные инструменты, свистящие звуки, колокольчики, а также высокочастотные компоненты многих других инструментов.

Верхний диапазон высоких частот занимает область между 12 и 22 килогерцами, и его также иногда называют "воздухом" или презенсом. Широкое увеличение уровня в этом диапазоне может дать записи больше воздушности. Однако чрезмерное увеличение может придать звуку чувство "цифры" и жесткости. В верхнем спектре естественных звуков уровни частот, начиная с 12 килогерц, постепенно снижаются. На спектрометре вы можете увидеть это падение уровня верхних частот.

Если этот диапазон от 12 до 20 килогерц будет линеен, это может восприниматься как излишняя "жесткость" звука.

Важные типы фильтров

До того как мы приступим к непосредственному использованию эквализации, мы подробно рассмотрим различные типы фильтров.

Параметрический фильтр - это обычный белл-фильтр с тремя параметрами регулирования: коэффициент усиления или ослабления (gain), центральная частота (F) и добротность (Q). Добротность также обозначается как Q-фактор, определяется как математически высчитываемая величина. Большие значения, вплоть до 20, приводят к высокой крутизне краев.

А малые значения, вплоть до 0.1, большей ширине фильтрации.

Традиционный аналоговый параметрический фильтр, например встроенный в микшерную консоль Neve, имеет зависимость между коэффициентом усиления и добротностью (Q) из-за своей внутренней схемотехники. При уменьшении параметра Q,

то есть с увеличением ширины фильтрации, коэффициент усиления возрастает. Эта особенность часто называется "музыкальностью" фильтра. А звучание при разрыве связи между этими параметрами воспринимается как холодное

и стерильное.

Микшерные консоли SSL4000 являются типичными представителями такого типа эквализации. Плагин Sony OXFORD EQ для платформы PowerCore дает возможность использования обоих типов фильтров. Из аппаратных устройств только

SPL PQ Mastering является единственным устройством, которое также предлагает такую возможность выбора.

Шельфовый фильтр усиливает или ослабляет все частоты выше или ниже установленной частоты среза. В зависимости

от типа шельфа, в соседних частотных областях также происходит некоторое переходное изменение уровня, также известное как перерегулировка, что является особенностью данного типа фильтров. Эквалайзер UAD1 Cambridge EQ позволяет выбрать один из 3-х стандартных шельфовых фильтров.

Режекторный фильтр обладает очень узкой полосой и позволяет полностью удалять мешающие частоты. Режекторный фильтр необходимо применять с высокой точностью, потому что уровень подавления не регулируется. Неточные настройки могут навредить звуку из-за очень большой степени подавления. Настраиваемая версия - это параметрический фильтр

с высоким значением Q.

Фильтр высоких частот пропускает все частоты выше частоты обрезания, и таким образом эквивалентен заградительному НЧ-фильтру, который давит частоты ниже частоты обрезания, в зависимости от крутизны характеристики.

Противоположен ему фильтр низких частот, который пропускает частоты ниже частот обрезания и эквивалентен заградительному ВЧ-фильтру.

Полосовой фильтр пропускает только определенную полосу частот, и используется в графических эквалайзерах, шумоподавителях и кроссоверах. Он состоит из последовательности НЧ и ВЧ фильтров.

Фильтр Бесселя используется в заградительных ВЧ и НЧ фильтрах. Его действие распространяется и на частоты пропускания. Поэтому он не подходит для резкого среза частот. То есть другими словами - для удаления посторонних

звуков в диапазоне суб-баса.

Фильтр Баттерворта наиболее подходит для обрезающего НЧ-фильтра из-за его характерной крутой переходной характеристики.

Эквализация

В сведении наиболее часто используются параметрические эквалайзеры. Мои любимые эквалайзеры - это Cambridge EQ

и Precision EQ для платформы UAD1. А также эквалайзер Sony Oxford EQ для платформы PowerCore. К сожалению, выбор частоты на эквалайзере Precision EQ не слишком точен для применения в некоторых случаях, но он прекрасно работает на высоких частотах из-за применения оверсэмплинга.

Этот эквалайзер хорошо показывает, как использование внутреннего оверсэмплинга (то есть умножения частоты дискретизации), может дать замечательный мягкий звук на высоких частотах, без необходимости полностью и постоянно работать на высоких частотах дискретизации.

Я часто обращал внимание на то, что нужная эквализация подбиралась на ходу в разрыве трека, в котором без остановки играл луп-сэмпл. Это обезличивает наш слух, потому что наши уши быстро привыкают к проблемам акустики. Чаще всего,

по этой причине, установленные настройки эквализации не решают поставленную задачу. Этот естественный феномен

часто называется эффектом привыкания.

Мой совет по использованию эквализации? Зафиксируйте мысленный образ вашего текущего представления о звуке, остановите проигрывание, выберите плагин и установите настройки вслепую, ориентируясь на возникшую идею.

Затем вы можете проверить результат свежим слухом и по необходимости подкорректировать его. Для целенаправленного удаления мешающих частот вполне допустимо использовать параметрический фильтр с высоким значением Q и высоким коэффициентом усиления и двигать центральную частоту в интересующем диапазоне. Таким способом вы сможете точно выявить нужную частоту, а затем аккуратно ее погасить.

Для того чтобы создать сбалансированное частотное распределение эквалайзеры используются в сведении для эквализации

и изменения индивидуальных каналов, групп и мастер-каналов.

Необходимыми условиями для целевого использования эквалайзера в сведении являются: во-первых, четкий и понятный план по панорамированию, который учитывает ровное частотное распределение по центру, левой и правой сторонам,

во-вторых, необходимо хорошее знание частотных диапазонов, в которых отдельные инструменты проявляют свои индивидуальные характеристики.

Многие инструменты имеют два главных частотных участка, в которых они проявляют себя в полной мере. В то же время некоторые инструменты имеют только один частотный участок, в котором они звучат, в-третьих, помните о двух принципах:

Сначала используйте эквализацию для уменьшения уровня частот и для удаления искажений и лишних звуков, (например, для вырезания суб-басового диапазона) или для создания свободного пространства в частотной области в том частотном диапазоне, который не несет никакой первостепенной информации для данного инструмента.

И только вторым шагом используйте эквалайзер для усиления частот, которые не были достаточно усилены при записи.

38. Сначала вырезаем, затем усиливаем!

Вы должны уменьшать у инструментов только те частоты, которые не несут никакой важной информации об его звуке –

и наоборот, усиливать те частоты, в которых инструмент проявляет себя.

Существует несколько простых принципов установки параметра Q. Вырезание необходимо выполнять с крутой переходной характеристикой и высоким значением Q для того чтобы уменьшать уровень проблемных частот без сильного затрагивания соседних частот.

А вот увеличение выполняется более широкополосно, другими словами - при низких значениях параметра Q. Это делается по причине того, что высокие значения Q могут привести к искажению звука при увеличении уровня усиления. Такие настройки заметны на слух и кажутся искусственными.

Невозможно постоянно обеспечивать высочайшее качество отдельных инструментов или групп инструментов целиком.

Тем не менее, с наличием хорошего плана сведения, вкупе с искусной инструментовкой и хорошим уровнем записи, вполне возможно добиться хорошего уровня звучания как инструментов по отдельности, так и всего микса в целом.

И это относится не только к производству поп-музыки. Акустическая гитара, которая прекрасно вписывается в общий микс, может звучать невообразимо бедно при прослушивании ее записи в соло. То же самое может относиться к группам подпевок.

В этом случае я могу посоветовать, сначала добиться гармоничного звука внутри группы, а затем применить эквализацию

к группе целиком согласно вашего общего плана сведения. Если слишком много гармонических инструментов соперничают

за частотный диапазон нижней середины по обеим сторонам панорамы, менее важные инструменты могут быть усечены

в звуке и удачно сочетаться в общем миксе, избегая размытого и нечеткого звучания.

Подобный подход может быть применен, например, к органу, у которого мы можем ослабить частоты в диапазоне нижней середины, но при этом немного усилить частоты в диапазоне верхней середины, в котором есть немного дисторшна. Помните на этапах записи и выпуска, что каждый дополнительный инструмент повышает требования к сведению.

В зависимости от сложности микса, важно разделять частотные диапазоны тремя слоями: слева, по центру и справа с целью достижения ясности микса.

В панорамном измерении вертикальное частотное измерение разбито на три части: слева, по центру и справа. Четкий план панорамирования является основой качественного частотного распределения. Сбалансированное частотное распределение по всем трем секторам является рецептом для создания громкого микса. Любые исправления неверного баланса частот на этапе мастеринга могут быть выполнены только за счет потери качества и динамики звука.

Я приведу типичный и очень частый пример этого. Как уже было рассказано в предыдущих главах, посвященных панорамированию, центральный сектор является пристанищем для большого барабана, малого барабана, бас-гитары и вокала. Любые частотные пересечения в диапазоне нижней середины, где присутствуют все инструменты, приводят к перекрытию

и борьбе за место.

Зная, что диапазон нижней середины не имеет ценности для большого барабана и бас-гитары, очень просто выделить в этой области место для ведущего вокала. Бас получает свою теплоту на нижних полутора-двух октавах, а тоновое восприятие –

в диапазоне от 400 до 800 герц. Область между 800 и 1200 герцами делает звук баса более деревянным и гнусавым.

Бас Musicman Stingray звучит только до 800 герц. А вот Fender Jazzbass может иметь гармоники до 1500 герц. Щелчки по ладам, как и слэп, находится конечно гораздо выше по частоте.

У меня есть замечательный пример по бас-гитаре. Вы можете послушать и увидеть на спектрометре исходный звук баса. Теперь включим эквализацию, которая ослабляет частоты в диапазоне нижней середины с помощью фильтра, увеличивая при этом частоты в нижней границе диапазона средних частот. Теперь посмотрим на частотный спектр ведущего вокала

и послушаем его.

Теперь послушаем ведущий вокал и исходный звук бас-гитары. А теперь я включу эквализацию бас-гитары. Вы можете видеть и слышать, что бас с эквализацией оставляет больше места для ведущего вокала.

Нижняя частота большого барабана находится в районе примерно 90 герц, а его ритмическая компонента - в диапазоне верхней середины. Соответственно диапазон нижней середины неважен для его звука и может быть вырезан. Это приводит

к сбалансированности частотного распределения по центру.

Используйте такой же подход для баланса частотного распределения по левой и правой стороне панорамы. Единственное различие состоит в необходимости отсутствия низких частот в крайних панорамных позициях. Для сложных миксов думайте

о частотном распределении уже по 5 секторам - для того чтобы найти место для каждого звука.

Сведение плотного баса

Одной из отличительных особенностей качественного сведения является то, что оно может быть прослушано на более высоком уровне громкости, чем плохое сведение, без достижения перегрузки мониторов.

Басовый диапазон должен быть очищен от всех посторонних звуков и шумов, и место зарезервировано для более важной информации. Для примера, запись содержит громкий мешающий звук частотой 16 герц, который очень трудно заметить на мониторах. Однако он буквально портит энергию, подаваемую на усиливающие громкоговорители, что приводит к разрушению воспроизведения полезного сигнала и перегрузке громкоговорителей, даже при проигрывании на относительно небольшом уровне громкости.

Чем тщательней и более постоянно я применяю обрезной ВЧ-фильтр - тем лучше становится звук бас-гитары, без какого-либо редактирования собственно самого звука бас-гитары.

Я предлагаю вам использовать по обрезному ВЧ-фильтру на каждой дорожке, что означает, для трека с вокалом - используйте фильтр на самом микрофоне, на его предусилителе, на эквалайзере в разрыве канала с вокалом и на эквалайзере

в разрыве вокальной группы. То есть четыре обрезных ВЧ-фильтра на одну дорожку.

Почти все звуки, записываемые акустически, могут содержать низкочастотные нежелательные компоненты. Даже в сэмплах высоких струнных инструментов из дорогих сэмплерных библиотек могут присутствовать суб-басовые низкочастотные компоненты, которые крайне трудно обнаружить даже на больших мониторах, но которые, тем не менее, будут разрушать общий звук. Аналоговые синтезаторы также часто имеют такие низкочастотные компоненты.

Для басового барабана часто бывает полезно также применить очень крутой обрезной фильтр с частотой обрезания 60 герц, для того чтобы выделить больше места для баса.

Акустические гитары, чья основная цель создать шелковый звук перебора, могут быть обрезаны более мягким фильтром

с крутизной, например, 12dB на октаву начиная с 260 герц. Также я применяю фильтр с такими же настройками для обработки подпевок.

Чем более тщательно вы стараетесь высвободить басовый сектор, тем проще вам будет выполнить сведение с полноценным басом. Если вам нужны очень низкие звуки или очень низкий большой барабан, помните правило: чем ниже частота звука -

тем короче он должен быть.

Для того чтобы не дать этим высокоэнергетичным звукам помешать громкоговорителям выполнять свою работу, хорошей мыслью будет делать эти очень низкие звуки очень короткими и импульсными.

Очень трудно свести прозрачный микс если большой барабан имеет длинное затухание на 50 герцах. Такой барабан также начинает размывать тональность песни, если он не отстроен. Если вы все-таки хотите использовать длинный и низкий большой барабан, настройте частоту барабана в тональность текущей песни.

Базовые правила эквализации

Вот наиболее важные правила при эквализации. Используйте, по меньшей мере, 3-секторное частотное распределение,

то есть: слева, по центру, справа. Создайте план частотного распределения и план панорамирования по трем секторам:

слева, по центру, справа. Выясните самые важные частотные области для каждого из инструментов. При эквализации -

сначала подавляйте, затем увеличивайте. При подавлении делайте узкую полосу, при увеличении уровня - широкую.

Используйте обрезные ВЧ-фильтры на каждой дорожке проекта. Любое изменение в одной частотной полосе

затрагивает также и другие частотные полосы.

Наши рекомендации