Измерение №1: горизонтальное - панорама
Влияние первого измерения (панорамы) очень сильно недооценено. Вы скажете: "Фигня, это просто размещение налево-направо!" ... и будете совершенно неправы!
Если вы не будете делать домашнее задание по этой теме, уже вскорости, вы обнаружите кучу проблем на пути создания плотного микса. Потому что хороший план по панорамированию - это основа микса. Начните сведение с наброска плана панорамирования, который устанавливает место каждого инструмента, почти также как если бы кто-то размещал их на сцене.
Ради простоты мы пока предположим, что количество инструментов постоянно и не меняется, что дает нам возможность статического панорамирования. И конечно, при распределении по панораме, вы не глупо следуете жесткому сценарию, а применяете определенные правила.
Наиболее важный аспект при выполнении панорамирования - это умение мыслить в трехмерном пространстве микса.
Начните с того, что было уже проверено миллион раз до вас. Большой и малый барабаны размещаются по центру. Это важно
по простой причине: совокупная поверхность мембран двух динамиков, которые колеблются одинаково, передает низкочастотные звуки лучше, чем один динамик с половиной этой общей площади. Что и произойдет, если вы, например, поместите большой барабан в левый канал.
То же самое относится абсолютно ко всем низкочастотным звукам. Низкочастотные звуки и фрагменты, размещенные вдалеке от центра панорамы, очень просто могут привести к моно-несовместимости и плохому общему распределению энергии по панораме. Гониометр или хороший пикметр предупредят вас о смещенном распределении энергии по панораме. По этой же причине бас-гитара всегда размещается в центре.
Остальные барабаны размещаются по панораме естественным образом и в зависимости от стиля, которого вы придерживаетесь. Живые барабаны я всегда панорамирую от лица слушателя. Я представляю барабаны перед собой, также
как инженер за пультом видит их на концерте, и я размещаю хет немного справа, высокий том там же справа, средний том размещаю в центре, а напольный том - далее слева. При сведении необходимо проверить трек с записью оверхэдов так чтобы правая сторона оверхэдов была стороной, где слышен хет.
На этом этапе постоянно следите за измерителем корреляции, чтобы измеритель не зависал надолго в тревожном красном секторе, в результате полного распределения звука по краям панорамы. Это в большей степени вызвано неправильной установкой микрофонов и легко устраняется небольшим ограничением панорамирования к позициям на 9 и 3 часов - если вы представите себе ручки панорамы.
Теперь звук в обоих каналах коррелирован, и измеритель показывает яркий зеленый цвет, который говорит о хорошей коррелированности. Ведущий вокал обычно занимает переднюю центральную часть.
Теперь представим себе второе измерение этого пространства, так как центр панорамы уже перенасыщен разными звуками. Самые нижние полторы октавы по центру панорамы заняты исключительно бас-гитарой. И там не место любым другим инструментам.
Над этим располагается участок для низкочастотного компонента большого барабана - в диапазоне от 80 до 100 герц. Верхняя компонента создает локализацию звуком хлопка, и, в зависимости от большого барабана, имеет довольно широкий диапазон в области верхней середины вплоть до 6 килогерц. И из-за того, что данная область большого барабана представлена всплесками, и проявляется в ритмических последовательностях, в этой области басовый барабан не пересекается с верхней серединой вокала.
Над большим барабаном по частотам расположены томы, которые мы сейчас рассматривать не будем по причине их распределения по панораме и редкого появления.
Следующий инструмент по центру - это нижняя компонента малого барабана от 120 до 260 герц. Из-за его ритмического и пульсирующего характера, малый барабан мирно уживается с вокалом без соперничества за частоты.
Основной компонент ведущего вокала располагается в диапазоне нижней середины ("трудный" диапазон) и отвечает за теплоту звука, а также осуществляет поддержку более высоких диапазонов.
Район в области 1 килогерца отвечает за гнусавость, а диапазон, отвечающий за распознаваемость речи для мужского голоса, начинается с 2.5 килогерц и начиная немного выше 3 килогерц - для женского голоса. Свистящие звуки и подобные им располагаются в диапазоне от 6 до 8 килогерц, а выше них располагаются самые высокие ноты.
Малый барабан также занимает широкий участок от верхней середины до высоких частот. Таким образом, пока единственный диапазон, имеющий причины для рассмотрения - это диапазон нижней середины, который также занят большим барабаном и бас-гитарой. Однако, так как этот диапазон не очень важен для большого барабана и бас-гитары, допустимо решить проблему с помощью параметрического фильтра, что приводит к небольшому ослаблению диапазона от 180 до 250 герц.
Держа в голове все вышесказанное, теперь вы можете расположить все гармонические инструменты по панораме, что обеспечит теплоту звука и гармоническую основу. В данный момент, моя цель всегда - обеспечить совместный частотный баланс обеих сторон панорамы. Иллюстрация этого на экране - это одинаковые башенки из трех частотных компонентов слева и справа.
Например, в случае если два гармонических инструмента, таких как Ruodes (Родес) и ритм-гитару, играющих в низкочастотном диапазоне, дополняют два высокочастотных звука, такие как струнные и синтезаторные звуки, вы должны распределить четыре инструмента по панораме так, чтобы они не пересекались по частотам. Вот почему мы помещаем Ruodes слева, а гитару - справа. Также мы размещаем два оставшихся инструмента слева и справа по панораме для того, чтобы обеспечить сопряженное распределение частот. Вы должны жестко придерживаться этого подхода, для того чтобы быть уверенным, что ведущий вокал ни с кем не соперничает в центре.
Очень распространенная ошибка у начинающих на этом этапе: пугаться существования большого количества стерео-треков и почти не использовать панорамирование, как средство звукового конструирования или использовать панорамирование слишком скромно.
То, что Ruodes представлен в виде стерео-трека и то, что его стерео-хорус звучит замечательно, не дает никаких причин размещать его с полным сохранением его стерео-базы прямо по центру. Левый канал Ruodes может быть помещен также
по левому краю на 9 часов, а правый канал Ruodes - на 10 часов, если это более подходит для общей звуковой картины.
Таким образом, мы создаем достаточно пространства с правой стороны для гитары, которая больше не пересекается
с частотными компонентами Ruodes. Применяйте этот подход ко всем другим подобным случаям.
Если хет расположен немного справа по панораме, разместите шейкер, как противовес, немного слева. Миксы, сведенные
без четкого плана по панорамированию, часто страдают от дисбаланса энергии по каналам.
План по панорамированию усложняется при увеличении количества инструментов и звуков, которых нужно разместить,
и чем более противоречиво их появление. В таких случаях я бы порекомендовал различные схемы панорамирования
для разных частей песни.
Если необходимо, гитары могут поменять сторону в следующих частях - если это то, что требуется по инструментовке.
В сложной поп-музыке от изменения панорамирования инструментов и изменения стороны нет никакого вредного эффекта.
С другой стороны, в интимной музыке с постоянной инструментовкой необходимо избегать любых изменений панорамы инструментов без особой на то необходимости.
Как итог, я бы хотел вернуться к картинке напротив. Представьте хорошей частотной распределение, как сбалансированное распределение частот правого, левого и центрального каналов равномерно по всему спектру. По причинам, упомянутым ранее, низкочастотный диапазон урезан слева и справа. То есть он не звучит также глубоко как по центру. Для того чтобы подвести фундамент под ваш план панорамирования следуйте этим правилам.
Правило акустики гласит, что низкочастотные звуки распространяются по кругу, и с трудом воспринимаются в диапазоне ниже 100 герц, а более высокие частоты, в тоже время, распространяются по прямой и их легко воспринять. Все это дает следующее правило панорамирования:
Подпевки, оркестровка и обычные инструменты в поп-музыке обычно размещаются таким образом, что более низкие инструменты размещаются ближе к центру. Чем более высокочастотным является звук, тем дальше по панораме он может быть размещен. В группе подпевок, таким образом, вы должны размещать более высокие голоса на большем удалении от центра панорамы, а более низкие голоса - ближе к центру.
Это же самое правило распространяется на ансамбли струнных инструментов, а также на оркестры и вообще любые многоголосые ансамбли. И конечно также существуют исключения из этого правила, которые зависят от ваших собственных предпочтений и художественного выражения. Мастерство управления панорамой заключается в должном внимании ко второму измерению - частотному спектру, рассмотрение которого не входит в рамки плана. И поэтому в три раза важнее.
Спектральное распределение по центру является практически стандартным, и поскольку левая и правая стороны также рассматриваются - необходимо принимать во внимание и их спектральный состав. Распределяйте звуки по панораме так, чтобы частотное распределение в противоположных концах было сбалансированным. Если микс очень сложен, вы можете подойти
к такому спектральному распределению, как к серии отдельных слоев, таких как: край слева - с 09:00 до 10:30; центр;
и с 01:00 до 03:00 - край справа. Все это для того, чтобы найти место для каждого звука.
В этом плане использование расширителя стерео-базы может создать экстра-измерение.