Internal Mixing Tutorial (часть-1)

Internal Mixing Tutorial (часть-1)

Перевод и субтитры - Николай Мазуркин, [email protected]

Данный перевод и субтитры находятся под защитой лицензионного соглашения GPL и не предназначены для продажи или получения любой другой коммерческой выгоды.

Видео "Steinberg Internal Mixing Tutorial" озвучено "V.T. Production" на основе перевода и субтитров Николая Мазуркина.

Озвучивание, обработка и монтаж - Владимир Трофимов. E-mail: [email protected]

Если у кого-то появится желание отблагодарить за проделанную мной работу, вот мои кошельки WebMoney:

U307350494442

Z287186763215

R206228962274

E137383244073

Введение

Приветствую вас, уважаемые пользователи программ Cubase и Nuendo! Добро пожаловать на курс по сведению от компании Steinberg. Internal Mixing Tutorial - интерактивные уроки по изучению навыков необходимых для создания на вашем компьютере профессионально звучащих миксов.

Меня зовут Фридеман Тишмайер (Friedemann Tischmeyer). Я буду сопровождать вас на этом пути, который проведет вас

по систематизированному и логическому пути создания микса, с использованием всех достоинств аналогового и цифрового процессов в среде виртуальной студии (VST). В данном курсе вы откроете для себя много нового в работе с программами Cubase и Nuendo, и это выгодно отличает данный курс от других. Мой подход заключается в предоставлении знаний

в сжатой форме.

Желаю приятного просмотра и обучения!

Определение цели сведения

Ясное определение цели сведения позволяет вам четко разделять пересекающиеся этапы записи, сведения и мастеринга. Цель сведения - это получение теплого, прозрачного, глубокого и качающего звука, в котором все звуки имеют свое четкое определение. Степень определения естественным образом зависит от звуковой эстетики, к которой вы стремитесь,

и от жанра песни.

Если только ваше целью не является получение приглушенного фонового звука для создания уютной атмосферы, хорошо подумайте: нужны ли вам звуки, которые не имеют четко определенного места и смысла? В данном случае, "меньше" - часто означает "лучше".

Способ создания хорошего микса - одним предложением

Секрет хорошего микса заключается в умном распределении всех звуков микса в трех пространственных измерениях:

в горизонтальном, в вертикальном и по глубине.

Три пространственных измерения в миксе

Секрет пути к профессиональному миксу заключается в систематической и умной работе с этими тремя измерениями.

Эти три измерения формируют основу для процесса сведения.

И вот объяснение. В горизонтальном измерении вы управляете панорамой или панорамированием. Одним из аспектов этого измерения является возможность расширения стерео-базы сигнала, которое мы детально обсудим позднее.

Управление панорамой является одним из самых недооцененных моментов в процессе микширования. Поэтому, уделите

особое внимание разделу, в котором рассматриваются вопросы панорамирования. Второе, вертикальное измерение определяет частотную характеристику сигнала. Главные аспекты этого измерения - это эквализация и управление уровнем различных звуков.

Вторичный аспект - это компрессия, потому как она косвенно влияет на частотную характеристику сигнала через динамическое изменение.

В третьем измерении пространственная глубина записи формируется путем умного использования ревербераторов и дилэев. Эквализация ревербераторов и дилэев, наряду с другими настройками, является одним из аспектов данного измерения. Дополнительным художественным аспектом является формирование драматической структуры песни. Главным образом, при помощи заглушения треков или при помощи пространственных эффектов.

На этапе записи записывается множество треков для дальнейшего отбора в течение процесса сведения. Нет ничего более скучного, чем песня в которой все инструменты звучат на протяжении всей песни.

Умное заглушение отдельных треков делает песню более интересной, а также может быть использовано даже для создания новых частей в аранжировке - например, акапеллы.

Взгляд назад

До того как мы уделим внимание непосредственно процессу сведения в программах Nuendo и Cubase, я хотел бы уделить немного времени рассказу о развитии студийного процесса и методов работы на студии. Знание этих классических приемов производства обогатит нашу текущую работу на цифровых рабочих станциях.

Чтобы дать вам возможность использовать этот опыт в вашей работе, я подытожил наиболее важные моменты каждого из трех этапов производства: записи, сведения и мастеринга. Продюсер должен обладать достаточным воображением для того, чтобы в течение записи уже записанные отдельные треки с хорошим звуком, не обращая внимания на детали, дошли до процесса сведения.

Работа с аналоговыми микшерными консолями совместно с многодорожечными магнитофонами требует четкого планирования работы над множеством дорожек с хорошим звуком и ровным уровнем для того, чтобы можно было переключиться на другую песню для наложения, которая часто располагается на другой магнитной пленке. Требуется только несколько движений фейдерами на каналах для панорамирования и управления канальными посылами для управления направлением сигнала и для формирования предварительного микса в наушниках для того, чтобы создать необходимые условия для следующей сессии сведения.

Это требование к дисциплинированности формируется техническими ограничениями и является полной противоположностью неразрушающему подходу современных компьютерных станций. Практически неограниченное число дорожек, возможность записи дублей, и возможность оперативного сохранения всех параметров, являются крайне полезными функциями программ Cubase и Nuendo - но только до тех пор, пока мы используем эти возможности с достаточной степенью дисциплинированности.

Великолепные возможности независимого редактирования каждого кусочка аудио-материала не должны приводить к треку

с неравномерным уровнем или даже к треку, который на своем протяжении звучит совершенно по-разному.

Вне зависимости от неоспоримых возможностей, возможность оперативной записи дублей, при ее неправильном использовании, приводит к заурядному результату, который получается от отношения, что где-то в куче дублей

мы сможем найти хороший фрагмент записи. Это превращает возможность свободной неразрушающей записи дублей

в вынужденную работу и утомительное редактирование.

06. Тренируйте способность быстрого принятия решений и увеличивайте свою эффективность!

Традиционные методы работы заставляют аудио-инженеров развивать способность принятия быстрых решений, является ли записанный кусок хорошим или плохим. Из-за ограниченного числа доступных дорожек, что приводит к невосполнимой утрате предыдущих копий, существует постоянная потребность в принятии правильных решений. Для того, чтобы избежать лишней работы при поиске и редактировании с самого начала, такие же строгие стандарты должны быть применены и

к неразрушающему подходу.

В качестве примера, если требуется качественный трек ведущего вокала, на этапе записи вы можете применить следующий метод. Создайте дорожку и установите ее в режим записи для прослушивания записи, входного сигнала и перегрузки. Создайте архивную дорожку для начального прослушивания. На третьем шаге создайте запасной трек и выключите его.

В ходе записи дублей вы определяете текущие дубли маркируя их соответственно как "A", "B" и "C". Дубли под вариантом "С" сразу удаляются. Другой вариант - ограничение числа последовательностей дублей, так что вы можете за ними уследить

и можете мысленно их оценить.

Сразу же после цикла записи дубли размещаются в архивной дорожке "A" и в запасном треке "B". Так же как и "С" -

в корзине. Мы делаем это для того, чтобы освободить основной записывающий трек для следующего цикла записи.

На этом шаге вы можете выполнить небольшое редактирование с помощью инструмента "ножницы" для того чтобы сформировать хорошие готовые дубли из дублей "B" и "С". Архивный трек - предназначен для прослушивания и должен

иметь те же настройки эффектов в разрывах и посылах, как и основной записывающий трек.

В конце сеанса записи вы должны иметь возможность прослушивания трека "A" в постоянном качестве и равномерном уровне независимо от небольшой ручной настройки, редактирования свистящих звуков, звуков дыхания, и тому подобного.

Это очень классно для артистов, потому что они могут оценить результат, по крайней мере, на 90 процентов сразу после записи

и уйти домой удовлетворенными.

А сейчас, вместо того чтобы ужаснуться необходимости сортировки и отбора в куче дублей, вы можете открыть ваш проект через несколько недель и сразу получить полный доступ ко всем дорожкам которые должны быть отредактированы. В течение редактирования единственная цель резервного трека "B" состоит в возможном обмене какими-то кусочками, такими как произношение окончания согласных, шипящих звуков, и различных ударений, которые вы пропустили в течение сеанса записи.

Если вы не произвели последовательную предварительную сортировку, вы можете быть почти уверены, что в 60-ти записанных дублях вы уже не будете ориентироваться даже на следующий день. Был ли дубль №47 тем самым? Потому как ваше сознание войдет в ступор уже после 30-го дубля.

В любом случае, этот способ утомителен и требует много времени. И вообще в это нет никакого удовольствия.

И поскольку вы полностью доверяете вашей способности к принятию решений, вы можете удалить резервный трек "B"

с жесткого диска сразу после того, как редактирование завершено. Вы можете продвигаться дальше, только после того

как разрешите все вопросы данного этапа.

Отправка микса на мастеринг

В данном курсе мы предполагаем, что вы выполняете сведение на компьютере без использования внешних аналоговых или микшерных консолей. В этом случае мастер-микс должен быть экспортирован без дизеринга в формате 32-бита с плавающей запятой в виде WAV-файла и записан на CD-ROM. Для того чтобы минимизировать число сбоев (block error rate) на носителе CD-R или DVD-R для дисков с данными рекомендуется выбирать низкую скорость записи.

CD-болванки, которые уже имеют информацию о том, какая скорость записи гарантирует наименьшее количество ошибок, сейчас очень редки. Значение плотности блочных ошибок (block error rate) является статистическим значением плотности ошибок на носителе, максимальная величина которого определена в стандарте Red Book.

Для проверочного демонстрационного CD-диска вы можете сделать второй файл, в которой последним эффектом на мастер-шине виртуальной консоли будет включен дизеринг в 16 бит. Затем в диалоге экспорта выберите 16-битный формат целевого файла.

Я не рекомендую использование 16-битного DAT-магнитофона ни в работе с программами Cubase и Nuendo, ни в качестве носителя для мастеринга. То же самое относится к записыванию носителя в режиме "high-resolution", который ограничен разрядностью 24 бита, поскольку стандарты передачи данных S/PDIF и AES/EBU ограничивают разрядность передаваемого сигнала 24-ю битами.

Уберите с мастер-шины максимайзер и многополосный компрессор. Необходимо избегать излишней компрессии, которую практически невозможно устранить на стадии мастеринга.

Если доступна хорошая цифровая индикация я рекомендую в поп и радио-музыке придерживаться среднего уровня громкости в -14dB RMS в самых громких участках песни, для того чтобы инженер мастеринга смог хорошо выполнить свою работу. Излишне скомпрессированные миксы крайне затрудняют дальнейшую обработку и их звук очень трудно сформировать, а также практически невозможно устранить ошибки сведения

Даже если в ваших планах - собственноручное выполнение мастеринга я крайне советую вам четко разделять разные этапы производства записи.

Вот резюме по самым важным проблемам доставки мастер-микса на мастеринг-студию.

Установите как можно более высокую разрядность. Программы Cubase и Nuendo могут экспортировать в формате 32-бита с плавающей запятой. Файлы с 32-х битным разрешением должны оставаться без дизеринга. Записывайте CD-R или DVD-R на самой низкой скорости или используйте жесткий диск для переноса мастер-микса. Используйте естественную для CD частоту дискретизации в 44.1 килогерца. Если изменение частоты дискретизации неизбежно, используйте качественные преобразователи, которые работают с оверсэмплингом. В противном случае - оставьте изменение частоты дискретизации для студии мастеринга.

Преобразование частоты дискретизации - это тщательный процесс, который требует большой вычислительной мощности. Для обеспечения высокого качества он может быть выполнен только через оверсэмплинг, то есть удвоением частоты дискретизации - иначе будут происходить ошибки округления.

Используйте фэйды при сведении, только если они является естественной частью аранжировки. Динамическая обработка фэйдов при мастеринге может привести к пульсации и посторонним звукам. Не вырезайте начало и окончание полностью, потому как небольшое вступление необходимо для функции предпросмотра (прогнозирования) в различных плагинах на этапе мастеринга. Отсутствие таких вступлений может привести к посторонним звукам при дальнейшей обработке.

Когда вы указываете диапазон экспорта в программах Cubase и Nuendo, лучше сразу включить небольшое вступление,

а не определять начало песни, как начало выбранного диапазона.

При экспорте миксдаунов именуйте их в соответствии с их форматом. Не забывайте составить список ваших пожеланий для студии мастеринга и, если необходимо, список песен на которые можно ориентироваться.

Мастеринг

Инженер мастеринга объединяет миксы, которые были сведены с разницей в несколько дней, недель или даже лет,

часто в разных студиях и разными инженерами сведения в единообразный эстетический формат.

Громкость компрессируется с крайней осторожностью и материал обязательно подстраивается под кривую субъективной громкости Флетчера-Мэнсона, для того чтобы быть уверенным, что он будет хорошо звучать в любой обстановке: по радио,

в машине, на кухне или на полноценном стерео-центре.

На данном этапе вовлеченность и комплексы могут сослужить плохую службу. Если вы выполняете мастеринг своей собственной записи, обязательно должно пройти некоторое количество времени после сведения. И, если это возможно, используйте для мастеринга другую контрольную комнату. Одной из задач мастеринга как раз и является выявление потенциальных проблем при прослушивании, которые могу быть вызваны акустическими проблемами студии сведения.

Если контрольная комната имеет проблемную акустику, и вы используете ее как для сведения, так и для мастеринга,

вы не сможете обнаружить ошибку.

Для получения дальнейшей информации по теме мастеринга, ознакомьтесь с соответствующей литературой

или ознакомьтесь с моей книгой и видеокурсом по мастерингу на PC.

Начало сведения

Независимо от жанра, эстетики звука и структуры песни любое сведение должно следовать одному и тому же самому набору правил. С этим набором правил вы легко достигните цели. Из-за того, что границы между разными этапами производства: записью, сведением и мастерингом становятся все более и более размытыми, по причине использования рабочих станций

и аудиосеквенсоров, у меня есть четкое определение, с чего нам следует начать процесс сведения.

Так же как и дорожки на магнитофоне, все звуки помещаются последовательно во времени. Не должно быть установлено никаких эффектов - ни в разрыве, ни в посылах. Все ползунки управления панорамой должны быть установлены по центру Вдобавок, вся автоматизация на треках должна быть отключена. Это то состояние, в котором проект будет находиться,

при получении его в OMF формате с платформ Logic или Pro Tools.

Аббревиатура OMF означает Open Media Framework Interchange. Это популярный формат обмена проектами между платформами разных производителей.

16. Преобразование MIDI в аудио

До сведения все MIDI дорожки должны быть преобразованы в 32-битные аудио-файлы. Преобразование MIDI-дорожек в аудио-файлы является четким индикатором того, что мы окончательно перешли от этапа записи к этапу сведения, и оно также сохраняет вычислительные ресурсы компьютера. Также создаются архивные копии текущего состояния дорожек.

При таком подходе, вы все еще будете иметь возможность использования сгенерированных аудио-файлов в случае, если VSTi инструмент или внешний синтезатор не будут работать или перестанут быть совместимыми с текущей версией вашей операционной системы. Для того чтобы иметь возможность вернуться, у вас есть возможность создания трека-папки, который вы можете назвать "Backup" и куда вы можете складывать все уже экспортированные MIDI-дорожки. Обычно я помещаю данную папку в самый низ проекта. Если будет нужно, вы всегда сможете обратиться к этим файлам позже.

Для преобразования MIDI-дорожки в аудио выберите нужную дорожку, установите трек в режим соло и используйте временные локаторы для выбора временного диапазона. В этом случая, я также рекомендую выбирать более широкий отрезок, чем нужно - для того, чтобы избежать потери звука в начале и конце. Если, как обычно и бывает, все элементы барабанной установки записаны на одном MIDI-треке, то может случиться так, что вам придется столкнуться с проблемой при экспортировании каждого инструмента по отдельности, то есть: большого барабана, малого барабана, томов, хета и так далее.

Лучший способ сделать это зависит от VSTi инструмента, который вы используете. Большинство VSTi инструментов имеют несколько независимых выходов, которые вы можете поочередно выставлять в режим "SOLO" при экспорте. Если эта возможность недоступна, скопируйте исходный MIDI-трек несколько раз по одной копии на каждый инструмент. И на каждом треке удалите все лишние ноты, так чтобы каждый трек отвечал только за отдельный инструмент, что в итоге позволит вам сделать независимый экспорт элементов барабанной установки. Непосредственно сам экспорт осуществляется при помощи диалога экспортирования в меню "File".

Выбрав пункт меню "Audio mixdown..." вы откроете диалог экспорта. На данном этапе необходимо действовать с осторожностью, потому как ошибки могут вызвать дальнейшие проблемы. Убедитесь, что файл, который вы сохраняете,

будет записан в аудио-папку текущего проекта. А также убедитесь в том, что все другие настройки, такие как:

аудио-формат, разрешение, частота дискретизации и канал выхода установлены правильно.

Отметкой опции "Import to pool" и "Audiotrack" вы гарантируете, что только что проэкспортированный трек будет реимпортирован в новую дорожку текущего проекта и включен в его пул. После экспорта аудио-трек автоматически добавляется в текущий проект.

До того как вы воспользуетесь диалогом экспортирования, вспомните, что все эффекты, установленные на пути сигнала будут также записаны в аудио-файл. Любые операции, такие как эквализация, динамическая обработка или эффекты будут преобразованы, согласно состоянию, в котором они сейчас находятся на пути сигнала.

Для того, чтобы показать это более наглядно я приведу два примера. В диалоге экспорта выберите прямой выход

с VSTi инструмента, который вас интересует. В данный момент в канал VSTi установлен выключенный компрессор.

Поэтому экспортируется необработанный сигнал. Однако, если в диалоге экспорта в качестве выхода вы выберете основную шину, то малый барабан, который вы хотите экспортировать, обрабатывается реверберацией через посыл на ревербератор. Сигнал, который будет экспортироваться - также будет с реверберацией.

Моя строгая рекомендация: не включать в экспорт никакую пространственную информацию. Как общее правило –

я произвожу экспорт через выход мастер-шины, потому что только это гарантирует, что экспортируемый файл будет представлять собой то, что я реально слышу.

Предварительное прослушивание и очистка треков

Остается неизменным одно: когда вы сталкиваетесь со сведением аудио-файлов первым шагом сейчас, как и в старые времена является тщательное прослушивание дорожек по отдельности в поиске ошибок нарезки и редактирования, и проверке однородности качества звука и уровня громкости. Если у вас нет роскошной возможности автоматизации заглушения (mute), старый способ необратимого ручного вычищения каждой дорожки может выступить источником нервной нагрузки.

Используя кнопку записи, трек за треком, с очищением вручную даже нежелательных звуков дыхания на очень важном треке с ведущим вокалом, таким образом, удаляются, с трудом ориентируясь на слух и интуицию. Слава богу, в наше время неразрушающий метод очистки треков намного безопаснее.

Однако набор ошибок при очистке бывает ужасным. Таких как вырезание звуков дыхания или щелчки, которые образуются в результате неаккуратных вырезаний и другие неприятные моменты. Потраченное время на полное тщательное прослушивание всех треков по отдельности - всегда заслуживает того.

Иногда я использую эту возможность для ручного выделения особо сильных шипящих звуков в вокальных треках и последующего уменьшения их уровня.

Если вы еще не успели ознакомиться с материалом, над которым вы будете работать, прослушивание всех треков -

это хороший шанс погрузиться в эту песню. Даже если это ваша собственная песня, есть вероятность того, что ошибки при разрезании привели к неприятным щелчкам. И прослушивание – это гарантированный способ выявить их.

Работа с групповыми треками

Очень важным шагом является создание групп. Группы - это своего рода аудио-точка, в которой отдельные треки суммируются для дальнейшей совместной обработки. Для того чтобы сделать это, вы должны завести по группе на каждую папку. И затем завести выходы треков на нужную группу. Это имеет смысл только в том в случае, когда к каждой папке прикрепляются один или больше треков.

Для большей ясности, разместите группы ниже выведенных на них треков в самом низу каждой папки. Вы можете выполнить коммутацию в инспекторе слева или в окне микшера. Число доступных групп равно числу созданных групп

в проекте. Использование такой системы групп в каждой папке имеет преимущества в течение работы над сведением. Во-первых, вы можете просто открыть папку с треками над которыми вы в данный момент работаете, особенно в больших проектах.

Во-вторых, вы можете придерживаться следующего правила при установке заглушения треков и режима соло. Уже знакомо? Вы работаете, начиная с одного трека в соло, и у вас образуется 10 треков в соло-режиме. А затем вам нужно послушать в соло только два трека из этих десяти? Вы можете намного облегчить себе жизнь, если вы правильно используете переключатель "соло" только в пределах одной группы, заглушая при этом все остальные папки, которые вы не хотите слышать.

Например, если я начинаю работу с работы над ударной группой, все остальные папки и все треки в ударной группе кроме первого трека над которым я работаю, заглушены. Затем я выполняю работу трек за треком путем отключения (заглушения)

на отдельных каналах. Таким образом, я использую функцию соло именно для того, для чего она и была создана -

для включения соло!

В-третьих, если вы повсеместно используете посылы на отдельных каналах, а не посылы на группах, для эффектов, таких как реверберация и дилэй, вы можете использовать переключатель "соло" на папке для прослушивания треков с включенными эффектами. А переключатель "соло" на группах - для прослушивания каналов без включения эффектов. Таким образом, очень легко и просто сравнить звук каналов с эффектами и без.

Это работает следующим образом: Когда вы включаете режим "соло" на группе, все каналы, выведенные на эту группу, также включаются в соло. Но только посылы самой группы также включаются в соло. А так как посылы в группе не используются, вы можете прослушать звук без эффектов вообще. Однако, если вы включаете режим "соло" на папке, все треки в данной папке, группы на которые эти треки выведены, а также все используемые посылы переключаются в режим "соло".

В результате вы слышите все треки группы с эффектами.

Эта техника очень удобна при оценке действия реверберации, которая используется для создания глубины. А вот включение эффекта путем включения режима "соло" на FX-канале приводит к нужному результату только тогда, когда этот эффект не используется в посыле других, не интересующих нас каналов. Иначе вы услышите нужную вам барабанную группу

с реверберацией, но также вы услышите реверберацию от подпевок и всех других каналов, где этот ревербератор установлен

в посыле.

Работа с группами имеет много других преимуществ. Наподобие пазла, в котором отдельные кусочки подходят друг другу, сначала барабаны получают хороший, плотный и объемный звук, затем картинка собирается вместе с гармоническими инструментами, путем распределения инструментов по панораме и частотам. Затем вы можете использовать регуляторы громкости на группах, чтобы свести все кусочки вместе.

Последующая регулировка уровней становится намного проще, потому что отдельные треки в группах уже отстроены относительно друг друга. Установка хорошего баланса по громкости, панораме и звуку внутри, например, двадцати треков со струнными, будет практически невозможной без использования сведения в подгруппах. Управление уровнем громкости групп дает преимущества в управлении общей громкостью.

Простая установка связи между фейдерами групп, позволяет быстро регулировать общую громкость в случае излишней или недостаточной громкости. Уровень громкости мастер-шины должен оставаться на 0dB Уровень сигнала контролируется только в лимитере. Для того чтобы выполнить это, используйте индикаторы хорошего лимитера, которые должны показывать небольшую деятельность лимитера только при подавлении значительных пиков, с рабочим диапазоном 1..2dB, которые отсчитываются от 0dB основного уровня. Это гарантирует, что урезаются только очень большие пики в громких частях, что предохраняет выход от перегрузки, при этом, гарантируя, что такое деликатное использование не наносит ущерба динамике сигнала.

Это также дает вам возможность равномерного уменьшения уровня всех групп, для того чтобы оставить запас по уровню

для групп, которым требуется установить более высокий уровень в общем миксе без необходимости поднимать их фейдеры

до упора наверх.

Обзор рабочего процесса

В рамках созидательного и творческого процесса сведения следующий обзор служит напоминанием и советом.

Также учитывайте все то, о чем будет рассказано в следующих разделах.

Запомните эти советы - и пусть они станут вашим вторым "я". Преобразовывайте все файлы в формат 32-бит плавающей запятой всякий раз, когда это необходимо и возможно.

Преобразуйте в аудио-треки все MIDI- каналы внешних устройств и VST- инструментов. Используйте при этом формат

32-бита с плавающей запятой.

Проверяйте каждую дорожку на наличие посторонних звуков дыхания, ошибок редактирования и щелчков. Очистите их. Правильно именуйте каналы и устанавливайте цветовое обозначение. Собирайте каналы в папки и перенаправляйте их выход.

Используйте переключение соло-режима на группах для управления распространением сигнала. Включение режима соло на группе также устанавливает режим соло на всех каналах, выход которых перенаправлен на эту группу.

Четко обозначьте свой план по панорамированию каналов.

Заглушите все папки, кроме папки с каналами барабанной установки, а также в барабанной папке заглушите все ненужные каналы по отдельности.

Начните сведение с построения ритмического костяка. Начните с большого барабана, затем редактируйте малый барабан. Используйте панорамирование, эквализацию, компрессию, гейты, ревербераторы, до тех пор, пока папка с барабанной установкой не зазвучит мощно и гармонично.

Если бас-гитара является частью группы ударных, отредактируйте ее и добавьте в микс.

Следующим шагом будет работа над инструментами, которые создают гармоническую составляющую и дают теплоту звука. Распределяйте инструменты налево и направо по панораме в зависимости от их частотных характеристик.

Вы можете выполнять финальные действия в режиме группового соло этих инструментов или вместе с барабанной установкой. Добейтесь хорошего звучания ведущего вокала и разместите его по центру. Сбалансируйте громкости уже отредактированных групп.

Распределите отдельные декоративные звуки в зависимости от их частотных характеристик в общем миксе. Если какой-то звук кажется искаженным, найдите место в трех измерениях, где этот звук будет хорошо слышим. Если вы не можете найти место для этого звука, даже с четким планом по панорамированию, и даже с использованием эквализации или отдаления -приближения при помощи реверберации, пересмотрите свое отношение к этому звуку на его текущем месте, и либо заглушите его, либо переместите в другое место песни.

Отстройте баланс громкостей при проигрывании на очень тихом и очень громком звуке. Обычно, после 3-4 часов работы микс готов на 90 процентов. Этот статичный микс представляет собой точку отсчета для последующей тяжелой работы.

Для того чтобы закончить последние 10 процентов работы необходимо здоровое чувство перфекционизма. Но делайте эту работу сами - будьте честными перед собой и объединитесь с коллегами, для того, чтобы всем вместе сгенерировать креативную энергию, которая необходима для достижения более высоких целей.

Используйте автоматизацию громкости для акцентирования появления новых партий и инструментов. Используйте автоматизацию громкости для формирования динамики песни. Используйте автоматизацию панорамы и стерео-расширителя для расчистки последних оставшихся проблемных участков.

Выполните оставшуюся автоматизацию. Выполните творческую работу над отстройкой деталей.

Экспериментируйте, экспериментируйте и еще раз экспериментируйте, для того, чтобы улучшить отдельные звуки, которые звучат еще недостаточно хорошо.

Установите лимитер на мастер-шину с уровнем срабатывания -0.3dB для ограничения больших пиков. Делайте миксдаун сведения с небольшим свободным местом в начале и конце микса, но без любых фейдов вначале или в конце. Микс должен быть в формате 32 бита с плавающей запятой.

Эффект маскИрования

Эффект маскирования заключается в том, что сильные частоты с большим уровнем скрывают наличие соседних частот,

у которых уровень меньше. Этот принцип хорошо известен в области сжатия цифрового аудио-сигнала, например как

формат сжатия MP3.

Знание о наличие такого эффекта поможет нам при сведении. Но сначала опишем эффект маскирования более подробно. Чем ближе по стерео-панораме расстояние между двумя звуками с близкими частотами, тем сильнее эффект маскирования проявляется на слабых сигналах - и наоборот.

В естественной природе, эффект маскирования проявляется крайне редко, потому что звуки приходят со всех возможных направлений. Это позволяет сделать вывод, что эффект маскирования проявляется тем активнее, чем меньше возможностей для разделения частот (в виде раздельных каналов) мы обладаем. Проще говоря, в моно-записи все звуки приходят с только одного направления и как результат, общий микс сильно страдает от эффекта маскирования. С другой стороны, эффект маскирования проявляется очень слабо при производстве surround проектов, если конечно инженер учитывает этот эффект при панорамировании в сведении.

С учетом этого вы можете придти к заключению, что миксы с меньшим количеством каналов воспроизведения воспринимаются с меньшей степенью пространственной информации. Тогда как surround проекты могут включать большое количество реверберации и пространственной информации и не звучат при этом кашеобразно или искаженно.

Вообще, мы уже озвучили проблему с эффектом маскирования, при допущении, что вы уже используете, как было предложено в предыдущих главах по плану панорамирования - четкий план по панорамированию с учетом частотного распределения

по центру, левой и правой сторонам.

Любой, кто профессионально занимается звуком, знает про этот эффект применимо к добавлению реверберации. Если вы добавляете реверберацию к ведущему вокалу на длинной удерживаемой ноте, реверберация, которая по частотной структуре очень похожа на основной сигнал, становится заметной только тогда, когда эта нота становится гораздо тише или вообще заканчивается.

Мы можем напрямую использовать этот феномен в приложении к реверберации в стерео и surround-миксах.

Стерео-микс. Если реверберация от сигнала расположенного по центру маскируется, попробуйте отдалить реверберационный сигнал от центра при помощи расширителя стерео-базы. Используйте переключатель "моно" для проверки фазовой и моно-совместимости, чтобы достичь компромиса между прозрачностью и моно-совместимостью микса.

Звуки, которые статично спанорамированы на левую сторону, могут быть использованы с ревербератором панорамированным на правую сторону - и наоборот. В этом случае слушатель обеспечивается достаточной пространственной информацией без размывания микса.

В многоканальных миксах вы можете направить реверберацию звука разположенного спереди на задние громкоговорители. А реверберацию для звуков сзади - слева и справа - на передние левый и правый громкоговорители. И не волнуйтесь - разрыв связи между основным сигналом и его реверберацией не смутит слушателя.

Представьте следующую ситуацию из реальной жизни. Вы стоите в передней трети большой церкви и смотрите вперед

на алтарь, и вас громко зовут в нескольких метрах от алтаря. Вдобавок к основному сигналу плотный реверберационный хвост отражается от задней стены церкви и идет вперед. Неужели это заставит вас думать, что вас позвали сзади, а не спереди? Уверен, что нет.

Давайте подведем итог по самым важным моментам в рассмотрении эффекта маскирования.

По причине маскирования, миксы, которые сводятся с моно-совместимостью, например, для телевидения, способны содержать меньше реверберации, чем миксы четко предназначенные для стерео или даже многоканального исполнения.

Моно-миксы легко становятся кашеобразными и перенасыщенными гораздо быстрее, поскольку реверберация размывает восприятие прямого сигнала.

Чем больше число громкоговорителей для воспроизведения записи, тем более простой становится использование реверберации. При размещении четкой пространственной информации без перенасыщения общего микса,

мы уже четко знаем о необходимости разделения направлений основного и реверберационного сигналов.

Это помогает избежать эффекта маскирования. Эффект маскирования также влияет на звуки, которые занимают похожие частотные диапазоны. Поэтому, качественный прозрачный микс требует, чтобы инструменты и звуки, с пересекающимися частотами, размещались в дополняющих положениях по панораме. План по панорамированию, который вы набросали перед сведением, приходится здесь очень к месту.

Режимы панорамирования

Программы Cubase и Nuendo обладают функцией, которую я не замечал ни в одной другой программе. Это режим стереопанорамирования.

В диалоге настроек проекта вы можете найти выпадающий список "Stereo Pan Law". Здесь вы можете выбрать режим панорамирования, который выполняет автоматическую подстройку уровня для моно-треков. Это основывается на наблюдении, что моно-сигнал одновременно проигрываемый обоими громкоговорителями

Наши рекомендации