Обработка луп-сэмплов (удвоение, гейт, компрессия, реверберация)

Далеко не каждый луп-сэмпл, который замечательно звучит на диске с сэмплами сам по себе, сразу подходит для помещения в общий микс. Очень часто получается так, что луп-сэмпл звучит слишком хорошо, покрывая весь частотный диапазон микса настолько плотно, что общий микс будет замечательным и так - просто с этим одним луп-сэмплом, а в других инструментах даже не будет никакой необходимости.

И как добавить реверберацию только на хлопок (clap) лупа, без того, чтобы реверберация не добавилась к звуку хай-хэта или кабасы? Как добавить энергии для малого барабана и не сделать звук басового барабана кашеобразным?

Ответ на эти вопросы - сделать несколько копий дорожек с луп-сэмплом.

Используйте каждую дорожку с копией луп-сэмпла для работы над одним отдельным аспектом звучания. Для примера:

вы можете использовать одну копию для работы над басовым барабаном, вторую - для выделения малого барабана, а остальные копии - для всего остального.

Применяйте динамическую обработку и эквализацию вместе c аккуратным использованием реверберации и дилэя,

для того чтобы сформировать и усилить необходимые характеристики звучания.

Пример обработки луп-сэмпла

Цель данного урока состоит в редактировании качественного, но мутного луп-сэмпла, используя все приемы, с которыми

мы уже ознакомились. Так что в результате мы получим прозрачный и мощный луп-сэмпл.

Чтобы начать, ознакомьтесь со всеми этапами, а затем попробуйте обработать свои собственные сэмплы в реальных проектах.

Сначала давайте прослушаем исходный луп-сэмпл как есть, а затем вместе с басом, и под конец - в полном миксе.

Проблема очевидна - большой барабан пересекается с басом, из-за того, что звук большого барабана слишком низкий

и продолжительный. Нам следует выделить большой барабан, сделать его звук короче и сдвинуть по частоте к звуку баса. Также нам нужно выделить щелчок (side-click) для того, чтобы добавить к нему реверберации отдельно от других элементов.

На первом шаге, мы создадим копию дорожки и начнем ее редактирование как дорожки большого барабана. Начнем

с удаления высокочастотной части, начиная с 6 килогерц с помощью подходящего фильтра. Теперь добавим гейт для

отделения звука большого барабана.

Так как щелчок также очень хорошо слышно, очень трудно разделить звук большого барабана полностью.

Даже с использованием эквализации в цепи стороннего управления (side-chain). В данный момент малый барабан

все еще присутствует.

Теперь быстро вставим этот промежуточный результат. На следующем шаге вручную удалим звук малого барабана при помощи инструмента "ножницы".

В результате мы получили отдельные удары большого барабана, которые теперь можно транспонировать к звуку баса.

Для этого быстро прослушаем, какие ноты играет бас. Затем выберем фрагменты звуков большого барабана, которые мы хотим транспонировать, и откроем диалог транспонирования с помощью комбинации клавиш. Затем нам нужно выбрать необходимую частоту.

Я продолжаю редактирование отдельных басовых нот в том же духе, а затем копирую полученный луп-сэмпл в нужные места. Это гарантирует, что большой барабан всегда будет настроен в унисон с басом. Таким образом, мне нужно редактировать только отдельные фрагменты, а не всю песню.

В этом случае я корректирую частоту длинных басовых ударов, потому как короткие удары не имеют четкой тоновой основы. Однако, большой барабан все еще не достаточно энергичен.

По этой причине я вручную укорачиваю длинные удары и подгоняю их под рисунок баса. И так как бас у барабана

все еще звучит вяло, мы попробуем заняться им.

Плагин Pultec добавит больше энергии к басу и сформирует нижнюю середину. В районе 3 килогерц мы создаем небольшое усиление. В районе 10 килогерц плагин уберет оставшиеся помехи.

Плагин Cambridge используется для дополнительного усиления баса в районе 90 герц. И для высвобождения пространства для других инструментов в районе нижней середины.

Модулятор переходных процессов увеличивает атаку сигнала и делает звук большого барабана более острым.

И затем плагин LA2A используется как ограничитель для обрезания пиков.

Послушайте пример без эффектов, и затем с эффектами.

И так как восприятие большого барабана определяется в частотном диапазоне верхней середины, но простое увеличение этого диапазона приведет к усилению остаточных хвостов у хета и других ударных, я использую плагин Waldorf Attack

для искусственного создания атаки.

Я уверен в существовании множества других способов сделать тоже самое, таких как преобразование аудио-в-миди

или MIDI-триггирования.

Полученный новый трек с атакой делает восприятие большого барабана более простым. Просто добавьте обрезной

ВЧ-фильтр на исходный трек с луп-сэмплом в районе 800 Гц, для того чтобы включить хет и перкуссию.

А теперь, займемся малым барабаном, который мы уже разделили на копии луп-сэмпла. Короткий звук малого барабана

мы используем для посыла на большой ревербератор и дилэй. Данная дорожка немного скомпрессирована и у нее подняты высокие частоты с помощью эквалайзера.

Под конец, давайте сравним два варианта.

Бас

Я уже несколько раз говорил о самом важном моменте для звука баса: басу нужно пространство! Любые ненужные низкочастотные звуки забирают пространство у баса, которое крайне необходимо ему для чистоты звука.

Вот по этой причине я призываю вас снова, используйте обрезной ВЧ-фильтр на каждом треке!

Если вы записываете электрический бас своими силами, вы должны установить на него новые струны и установить расстояние между грифом и струнами на максимально разумное расстояние, для того чтобы струны вибрировали свободно

без каких-либо посторонних звуков.

Для этого ослабьте анкерный стержень на половину оборота или на целый оборот. Свежие новые струны дадут мощную быструю атаку, а также хорошее влияние на интонирование и презенс.

Для баса также важно иметь хорошее оборудование, другими словами, по меньшей мере, хороший DI-BOX или ламповый DI-BOX. Если у вас есть плата UAD1, то использование плагина 1176 и/или LA2A в обработке сигнала баса обязательно. Тщательно настроенный плагин 1176 также вносит вклад в повышение качества звука.

Время атаки компрессора может использоваться для управления шлепком, и, таким образом, определением начала каждой ноты. Более того, степень компрессии контролирует баланс между мощными нотами и окончаниями, приглушенными нотами

и фантомными нотами.

Если исполнение партии на басу было качественным, тихие фантомные ноты могут быть вытащены с помощью компрессора. Однако, если исполнение было плохим, или если фантомные ноты не создают никаких нюансов,

или если они тонут в миксе, вы можете вырезать все ненужные части вручную.

Чтобы бас "качал" - длительность нот имеет большое значение, особенно в связи с большим барабаном. Длительность нот контролируется способностью и умением музыканта заглушать звук. Для многих басовых партий звук должен заканчиваться

на слабой доле, особенно на доле малого барабана, преимущественно на 2-й и 4-й четвертной доле, что обеспечивает

эффект "качания".

Иначе, инструмент "ножницы" в комбинации с коротким затуханием и функция заглушения, поможет высвободить пространство. Напомню о главной цели, использовать только те звуки, для которых можно выделить место в общем пространстве микса.

Бас всегда размещается в центре панорамы из-за того, что он обладает большим количеством низких частот.

Необходимо уделять особое внимание правильному стерео-балансу сигналов с синтезаторов или VST-инструментов,

потому что несбалансированный по панораме бас, вызывает общий дисбаланс левой и правой сторон, так как

низкие частоты несут много энергии.

Для отслеживания этого используйте гониометр или пик-метр, пока интересующий вас сигнал проигрывается соло.

Вот пример несбалансированного сигнала со смещенным распределением энергии.

Решение проблемы заключается в небольшом сужении ширины стереобазы и изменении баланса, для того чтобы сдвинуть основной вес в центр панорамы.

Бас может быть обработан обрезным ВЧ-фильтром только в том случае, когда фильтр имеет очень крутой спад частотной характеристики. Крутизны спада в 36dB на октаву может быть недостаточно для очень низкого баса, и этот фильтр будет нежелательно подавлять низкочастотную составляющую из полезного диапазона выше 32 герц.

Некоторым бас-гитарам, у которых недостает низкочастотной составляющей, или другими словами - у которых "нет яиц", можно помочь, увеличив уровень сигнала от 40 до 80 герц со средним значением добротности (Q). Если бас-гитара стремится занять место у других инструментов, вы можете уменьшить уровень нижней середины между 120 и 350 герцами.

Участок между 800 и 1200 герцами отвечает за "гнусавость" и "деревянность" звука бас-гитары, а также он отвечает

за тональное определение. Выше этих частот находится только несколько гармоник, а также звук ладов и движения пальцев.

Для бас-гитары компрессор также используется как универсальное средство для формирования динамики сигнала.

Вот краткий обзор возможностей использования.

1. Ограничение динамики сигнала вырезает сильные пики, что дает в итоге ровный сигнал.

2. Создание сустэйна для длинных, протяжных нот. Этот вид компрессии особенно популярен в медленных песнях.

Большое, установленное по темпу, значение времени отпускания (Release) гарантирует, что уровень, уменьшенный компрессором при его срабатывании, будет медленно возвращаться к исходному значению, прежде чем компрессор

сработает опять и уменьшит усиление.

Вы можете создать длинный, протяжный звук для инструмента, который такими качествами исходно не обладал.

3. Усиление тихих призвуков с помощью малого значения времени отпускания (Release). Этот способ применения исключает возможность увеличения сустейна, о которой было сказано ранее.

4. Усиление ритмического определения и перкуссионности звука бас-гитары при помощи больших значений времени

атаки (Attack).

Бас и реверберация? В обычной поп-музыке бас-гитара - это тот инструмент, который обрабатывается наиболее деликатно

и практически неслышимо с помощью реверберации перкуссионного ревербератора, что подчеркивает общность барабанов

и баса. Применение небольшой реверберации особенно популярно для безладового баса. В других случаях, реверберация

баса зависит от конкретного стиля.

В особых, отдельных случаях вы можете использовать многополосный компрессор с функцией экспандера для увеличения уровня определенного частотного диапазона некоторых инструментов.

В случае, когда обычный компрессор не может увеличить громкость фантомных нот, чтобы сделать их слышимыми

в общем миксе, я использую штатный компрессор Steinberg Multiband Compressor путем включения его в разрыв копии басового трека, где он увеличивает определенный частотный диапазон как экспандер.

Вы можете установить этот плагин в режим "соло" выбранного частотного диапазона, так что будет пропущен только интересующий частотный диапазон и будет смикширован вместе с другими каналами. Это средство спасения может быть применено и к другим инструментам, где требуется особенная степень редактирования.

Удвоение басовых треков без сомнения начинается с записи одного сигнала с DI-BOX устройства, а второго - через басовый усилитель и микрофон, что в итоге дает широчайшие возможности для дальнейшего сведения. Если такое разнообразие недоступно, можно сэмулировать такую возможность с помощью копирования трека с бас-гитарой, применяя разную обработку к каждой копии и микшируя их снова вместе.

И так как звук баса также состоит из 2-х составляющих - низа и верха, может оказаться удобным в некоторых случаях сфокусироваться в одном треке на низких частотах, например, с помощью эквалайзера UAD1 Pultec, а в другом -

на тональном восприятии.

Такая двойная обработка может дать очень интересные результаты и также способна спасти от большого количества проблем с басом. Фазовый эффект, как результат различной эквализации обеих частей, также уплотняет звук.

Сдвоенные треки бас-гитары обеспечивают необходимое условие для добавления к басу фазовых эффектов, таких как: хорус, флэнджер и другие. Оставьте низкочастотный бас-гитарный трек без эффекта, и установите подавление высоких частот при помощи несильной эквализации с крутизной 12 или 24 dB на октаву, начиная, например, со 180 герц.

С другой стороны, на втором треке примените крутой обрезной ВЧ-фильтр и установите модуляционный эффект

в его разрыв. В этом случае, вы получите ясный моно-бас без фазовых проблем и полноценный модуляционный стерео-эффект.

Вокал

Чем лучше записан вокал, тем проще его разместить в миксе. Можно сравнить это с цифровой фотографией:

если вы делаете снимок супермодели с помощью дешевой 2-х мегапиксельной камеры, получившаяся картинка будет замечательной, однако, если вы заходите напечатать плакат, ограничения в качестве картинки станут очевидны.

Ваши глаза увидят отчетливую пикселизацию и отсутствие глубины в снимке.

Ваши уши воспринимают звуковые биты так же, как ваши глаза воспринимают пиксели. Запись с недостаточным разрешением может привести к неестественности 3-х мерного пространства микса.

С другой стороны, если вы обеспечиваете достаточное разрешение, ведущий вокал буквально выпрыгивает из динамиков. Даже если у вас нет первоклассного оборудования для записи, которое состоит из микрофона, предусилителя, кабелей

и преобразователей, я рекомендую взять такое оборудование в аренду на запись, для того, чтобы сравнить результаты

записи с записью произведенной на слабом оборудовании.

Таким образом, у вас будет некоторый запас качества, который обеспечит хорошая техника, для возможностей

и ограничений инженерного процесса, основанного на профессиональных знаниях и умениях.

В поп-музыке одиночный ведущий вокальный трек обычно помещается в центре панорамы. В тех частях песни, которые должны создавать впечатление интимности всегда лучше использовать только один трек с ведущим вокалом,

без использования дабл-трека.

Если одного трека недостаточно для создания эффекта присутствия, вы всегда можете сделать копию трека и сделать в нем небольшие изменения для декорреляции второго трека. Или другими словами, сделать их разными путем различной обработки, с использованием различной компрессии и эквализации, и последующим размещением по разным сторонам панорамы.

Однако, вы должны следить за тем, чтобы общий центр вокального звука был в середине панорамы. Другими словами, должно создаваться четкое впечатление, что ведущий вокал находится в середине. Данный подход приводит к повышению энергетики и чувства присутствия в голосе.

Для некоторых поп-звезд с относительно слабым голосом мы набираем нужную массу звука с помощью записи 40-60 копий песни и применением эффекта AutoTune к каждой дорожке. После необходимого редактирования это приводит к созданию хорошего звука и эффекта полного и глубокого вокала.

Куплеты в поп-музыке очень часто подвергаются удвоению. В среднем - по 4 повтора на одного певца и часть. Если у вас одна ведущая партия и 3 партии подпевок вы запишете 16 вокальных треков.

Для разделения звука дам простой совет: завести вокальные треки с подпевками на отдельную группу. Распределение сдвоенных треков ведущего вокала по панораме можно расширять до тех пор, пока ощущаемый центр вокала остается

в середине панорамы, и пока подпевки окружают ведущий вокал по панораме.

Подпевки всегда размещаются по панораме следующим образом: высокие голоса сдвигаются к краю панорамы,

а низкие голоса сдвигаются ближе к середине. Сделайте предварительное микширование в пределах одной группы,

а уже потом включайте группу в микс.

Вы можете применить расширитель стерео-базы для того, что увеличить общую ширину подпевок и те места,

где разделение ведущего вокала и подпевок кажется недостаточным.

Эквализация вокала

Обязательно применяйте обрезной ВЧ-фильтр на каждом вокальном треке. Для ведущего вокала частоту среза можно установить на 80 герц. Для подпевок я использую более мягкий фильтр, с крутизной спада в 12 или 24 dB на октаву

и устанавливаю частоту среза примерно на 400 герц в зависимости от определенного стиля и текущей ситуации.

Вокальные треки часто страдают от резонансов в диапазоне басов и нижней середины по причине плохой акустики помещения, в котором производится запись и фазового эффекта, потому что в процессе записи, в общем случае, можно обнаружить и удалить помехи в диапазоне от средних до высоких частот.

Эти помехи проявляют себя в глухой гнусавости. По-другому этот звук можно описать как "закрытый". В таких случаях, необходимо определить резонансные частоты сканированием частотного диапазона между 120 и 350 герц используя острополосное усиление, а затем удалить эти частоты с помощью узкого вырезающего фильтра с большим значением

Q-фактора.

Прослушайте пример такой вокальной записи.

Все что я сделаю - заглушу проблемную область в районе нижней середины. В результате голос звучит более открыто.

Однако частотная область нижней середины не должна быть слишком слабой. Эта та, область, которая придает голосу теплоту, особенно для низкого мужского вокала. Диапазон средних частот, вплоть до 2 килогерц, отвечает за носовой характер звука. Начиная с 2 килогерц, для мужского вокала и с 3-х килогерц для женского вокала вы можете увеличить степень разборчивости речи широкочастотным увеличением уровня, другими словами - фильтром с малым значением параметра Q.

Небольшое усиление в этом диапазоне - это практически стандартный прием, потому как размещение двух вокальных дорожек в фантомном центре и одной и той же громкости слева и справа создает эффект фазового фильтра, и как результат, заглушающего эффекта в мозге, который ослабляет именно эти частоты.

Сравним это с сигналом от центрального громкоговорителя, который достигает обоих ушей одновременно и без искажений.

При одновременном воспроизведении этого же сигнала, на стерео-колонках слева и справа приводит к разнице во времени, потому что сигнал из левой колонки доходит также и до правого уха и эта небольшая задержка создает фазовый фильтр при суммировании задержанного сигнала из левой колонки с прямым сигналом из правой колонки, и наоборот.

Сейчас вы услышите, как усиление этой области повышает разборчивость речи. Частоты в диапазоне от 6 до 8 килогерц чувствуются очень сильно. Эта та область, где располагаются свистящие звуки. Все увеличения в широком диапазоне частот должны производиться с особым вниманием к шипящим и свистящим звукам по возможности с использование деэссера.

Вы можете создать эффект открытости небольшим увеличением высоких частот в диапазоне верхних частот от 10 килогерц и выше. Обычно для этих целей используется шельфовый фильтр.

Для редактирования высоких частот используйте эквалайзеры с мягким звуком, основанные на технологии оверсэмплинга (oversampling). И плагин UAD1 Pultec, и плагин Precision EQ основаны на оверсэмплинге и дают шелковый звук.

И в окончании, давайте прослушаем оригинальный вокал и сравним его с обработанным.

Вырезание свистящих звуков

Для работы с несильными свистящими звуками необходимо применять качественный деэссер. Существует большое количество хороших аналоговых и цифровых деэссеров от фирм Waves, Steinberg, SPO, TC и других. Деэссер - это экспандер наоборот, или компрессор, который уменьшает пики свистящих звуков в диапазоне частот верхней середины, выбирая их с помощью полосового фильтра.

Мы не ослабляем весь диапазон этих частот целиком, потому что это ослабит его динамику. Обработка сигнала деэссором очень удобна даже без эффекта пульсирования до тех пор, пока свистящие звуки не слишком сильные и не требуют очень мощного уменьшения.

Вырезание очень сильных свистящих звуков может привести к эффекту порхания звука, чего следует всячески избегать. Динамическая эквализация является видом деэссинга. Из числа доступных динамических эквализаторов, из внешних приборов хорош Sonalksis DQ1, а для платформы PowerCore - прекрасный TC Dynamic EQ.

Динамический эквализатор устанавливает причинно-следственную связь между настройками эквализации и динамическими событиями. Другими словами, интересующая нас частота обрабатывается полосовым фильтром только тогда, когда заданный порог уровня превышается.

При использование регулирования через боковую цепь (side-chain) частотная полоса регулирующего сигнала может быть настроена независимо от той частотной полосы, которую мы обрабатываем. Это открывает большой простор для возможностей.

Самое эффективное и аккуратное выполнение деэссинга - это ручное вырезание. Для этого нужно увеличить дорожку интересующего нас трека, и затем вырезать все свистящие звуки путем ручного уменьшения уровня громкости этих звуков.

Может показаться, что это приведет к очень долгому и нудному редактированию. Но на самом деле, это займет очень

немного времени, если вы активно работаете с быстрыми комбинациями клавиш. Свистящие звуки очень легко распознать визуально благодаря их высокой плотности и по ровному уровню.

Компрессия вокала

Хорошая идея - оставить самую лучшую обработку для ведущего вокала. Компрессор LA2A или 1176 очень популярен.

Это лучшие копии оригинальных устройств для платы UAD1. Но также существует множество других копий этих легендарных устройств в плагинах.

Компрессор 1176 - без сомнения является V.I.P. компрессором и лучшим выбором. Только он даст вам легко узнаваемый звук Боба Клеамонта (Bob Clearmont).

Популярное определение в данном случае - эффект цепляющего (bite) вокала, который настраивается с помощью больших значений атаки компрессора (Attack). Это позволяет начальному пику в вокальном сигнале проходить через компрессор без изменения - до того как компрессор сработает.

Это особенно заметно во взрывных согласных звуках. Если вы используете компрессор 1176, для вокала вы можете выбирать степень компрессии до 12:1. Даже если скомпрессированный сигнал кажется экстремальным при проигрывании

в соло, он хорошо вливается в общее звучание песни и уже не кажется искусственно прилепленным.

Прослушайте сравнение двух вариантов.

Сильная степень компрессии приводит также к тому, что посторонние шумы, такие как: звуки дыхания или звучание

из наушников также будут вытащены на передний план. Плохая акустика комнаты делает использование сильной компрессии почти невозможным. Потому как нежелательная естественная реверберационная составляющая сигнала также выдвигается вперед.

Реверберация и дилэй

Обычно самое подходящее место для ведущего вокала - в центре на самом переднем уровне. Самая большая ошибка в этом случае - это использование слишком большой реверберации, потому что из-за реверберации ведущий вокал уже не выглядит прямолинейным и создает впечатление отдаленности певца на несколько шагов назад.

Очень гибким средством является использование большого числа небольших (small room) ревербераторов.

Эти ревербераторы настолько деликатны и незаметны, что их даже трудно услышать. Очень часто эти малые ревербераторы комбинируют с большими, а также с дилэями. Квалифицированное использование дилэя может сделать вокал более

полным без отстранения его на задний план.

Послушайте пример использования реверберации для вокала.

Применено удвоение ведущего вокального трека.

На первом из треков применен небольшой (small room) ревербератор.

На втором треке установлен большой ревербератор, который пропущен через дилэй, а затем гейт.

В следующем примере, на первом треке установлен небольшой ревербератор.

И дилэй на втором треке, который затем пропущен через ревербератор

Наши рекомендации